ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШЕК В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Елена Владимировна Девятаева

В прошлом году я закончила ВУЗ. У меня была очень интерессная тема ВКР. Хочу поделиться с вами своими наработками

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Использование игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей

В детском саду над формированием связной речи детей работают воспитатели, используя множество средств. Д.Н. Ушаков рассматривает средства как «орудие, устройство, приспособление или совокупность их, необходимые для осуществления какой-либо деятельности».

Одним из «орудиев» можно считать использование игрушек в педагогическом процессе.

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. НОД с игрушками носит творческий характер. Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов, вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Главной особенностью игрушки, как отмечают исследователи, является то, что в ней в обобщённом виде представлены типичные свойства реальных предметов, которые осваивает ребёнок, манипулируя или осознанно действуя с ней.

Через игрушку, обязательного спутника детства, можно ненавязчиво, тактично, но эффективно решать воспитательно-образовательные задачи на каждом возрастном этапе благодаря огромному разнообразию игрушек как по содержанию, так и по видам, материалам, технике исполнения.

В современной отечественной педагогике выделяются разные подходы к классификации детских игрушек. Рассмотрим лишь некоторые из них. Например, классификация игрушек, предложенная Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новосёловой, включает несколько видов:

1) по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетно-образные, дидактические;

2) по степени готовности: готовые, сборно-разборные, заготовки и полуфабрикаты, наборы различных материалов;

3) по виду применяемого сырья: деревянные, пластмассовые, резиновые и др.;

4) по величине;

5) по функциональным свойствам: простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневматические и др.;

6) по художественно-образному решению: реалистические, условные, конструктивные.

Занятия с игрушками были разработаны Е.И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А.М. Бородич , Э.П. Короткова , О.И. Соловьева , Н.А. Орланова внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.

Исследователи последних лет (О.С. Ушакова и др.) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста .

К.Н. Шушляева считает, что процесс развития монологической речи детей среднего дошкольного будет более эффективным при использовании картин и игрушек. Она предлагает учить детей самостоятельному описанию игрушек и составлению рассказа о них. При этом автор обращает внимание на необходимость учить детей правильной логике посредством использования повтора (например: «Это зайчик. Зайчик маленький. У зайчика белая шёрстка. Шёрстка мягкая, пушистая»).

Автор предлагает также учить детей составлять рассказ по образцу («Скажи, как я», «Скажи, как Петрушка»). Для этого детям даются одинаковые по наименованию игрушки, которые имеют отличительные признаки (например, один зайчик большой и белый, а другой – маленький и серый). Также автор предлагает использовать ситуации активизирующего общения, дидактические игры, ситуации письменной речи.

Н.Ш. Чапанова отмечает эффективность использования таких методов как составление рассказа по игрушкам (или другим предметам) и картинкам. Автор рекомендует использовать такие формы работы как беседа, анализ (оценка) своего собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода          упражнений.

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

1) дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки);

2) сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

3) наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик, девочка, санки, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для НОД нужно использовать новые или чем-то обновлённые знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Существуют следующие виды НОД по игрушкам.

1.  Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребёнка к ней, или описание действий и образа жизни изображённого в игрушке живого существа.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принёс посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (напрмер, две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определённый словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются её живость, определённый ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребёнка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Например, вниманию детей предлагается 5-6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Затем об одной из игрушек даётся загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей чёлка» (конь); «Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.

2.  Сюжетные рассказы (повествования).

  • рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу театрализованной игры. Его составление облегчается тем, что ребёнок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;
  • рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

Рассмотрим методику обучения монологической речи на материале игрушек.

В младшем дошкольном возрасте педагоги учат детей сосредоточиваться на одной игрушке. В специально организованной образовательной деятельности воспитатель знакомит детей с новой игрушкой. Обыграть процесс появления игрушки очень просто, можно использовать сюрпризный момент, например, воспитатель вносит коробку или сумку с лежащей в ней игрушкой. Воспитатель интересуется у детей: «Как вы думаете, что лежит в этой коробке?». Дети высказывают свои предположения, а воспитатель открывает коробку и достаёт игрушку. Но возможен и другой вариант, когда игрушка приходит к детям в гости на чай, поиграть или просто познакомиться. Тогда воспитатель проводит дидактические игры или упражнения на знакомство, тем самым повышая речевую активность детей, прежде всего диалогическое взаимодействие. Для развития речи детей воспитатель может предложить игру «Напоим куклу Катю чаем». Кукла Катя пришла в гости к ребятам. Воспитатель предлагает детям напоить куклу Катю чаем:  

– Ребята, давайте напоим куклу Катю вкусным чаем?

– Давайте!

– Для этого нам нужно накрыть на стол. Ирина, принеси нашу расписную скатерть. А какая посуда нам понадобится?

– Кружки, ложки, тарелки.

– Правильно. Вика, принеси кружки, из них мы будем пить чай.

– А для чего нам нужны ложки?

– Размешивать сахар, есть варенье.

– Правильно. Ирина, принеси ложки положи на стол.

– А это что такое у нас стоит?

– Чайник.

– В чайнике мы будем кипятить воду.

– Но для приготовления чая ещё нужна заварка. Ребята, смотрите, какая у меня есть заварка. Какие маленькие чаинки. Сейчас положим чаинки в чайник. Вика, помоги мне поставить чайник на плиту. А что нужно добавить в кружку, чтобы чай стал сладким?

– Сахар.

– Правильно, Вика, нужно добавить сахар. Где у нас стоит сахарница?

– На столе.

– Ребята, берите ложки и насыпайте сахар в кружки.

– А чем мы будем угощать нашу гостью?  

– Конфетами.

– Несите конфетницу с конфетами, поставим её на стол.

– Чайник вскипятился, можно наливать чай. Угощайся, кукла Катя вкусным чаем, сладкими конфетами.

После этого воспитатель от имени куклы Кати благодарит детей за гостеприимство и за угощение.  

Возможно рассматривание игрушек в группе, тогда с помощью вопросов воспитателя: «Какая игрушка нравится тебе больше всего? Как она выглядит?» и т.п. Дети составляют высказывания из 2-3 предложений. Например:

– Это зайчик. Белый зайчик. Зайчик добрый, хороший.

В последующем дети могут составлять описание предмета с помощью сказанного воспитателем начала предложения. Например:

Сегодня в гости к нам прискакал зайчик. Какой зайчик?  

– Белый, пушистый, ласковый.  

– Давайте назовем его ласково?  

– Заинька, зайчишка, зайка.  

Затем воспитатель предлагает рассказать про него всем вместе. Воспитатель говорит:  

– Это…(зайка). Он… (маленький, пушистый). Зайка любит… (морковку).

После этого можно предложить кому-то из детей рассказать про зайку. Дети обычно в своём рассказе используют те выражения, которые слышали. Поэтому воспитатель побуждает детей использовать новые слова вопросами:

– А какой ещё зайчик? А что ещё он любит? и т. д.

В среднем дошкольном возрасте детей учат самостоятельному описанию игрушек и составлению рассказа о них. Необходимо научить детей правильной логике описания. Для этого на начальных этапах распространённым средством связи предложений является повтор. Например:

– Это зайчик. Зайчик маленький. У зайчика белая шерстка. Шерстка мягкая, пушистая.

Позже можно научить детей составлять рассказ по образцу («Скажи, как я», «Скажи, как Петрушка»). Петрушка и ребёнок получают одинаковые по наименованию игрушки, но с разными признаками, например, один зайчик большой белый, а другой зайчик маленький серый. Петрушка говорит:  

– У меня зайчик маленький и серый.

Ребенок:

– У меня тоже зайчик, но большой белый.

Петрушка:

– У моего зайчика хвостик маленький пушистый.

Ребенок: «У моего зайчика тоже хвостик маленький пушистый» и т. д.

Затем можно усложнить задачу, поменяв игрушки на разные по содержанию:  

Петрушка:  

– У меня большая красная машина.  

Ребенок:

–У меня маленькая кукла Катя.  

Петрушка:  

– У машины большие двери, круглые чёрные колеса.  

Ребенок:  

– У куклы Кати тёмные волосы, синие глаза, маленькие красные губы.

Когда дети научились описывать игрушку с помощью взрослого, нужно предоставить им возможность описать самостоятельно одну из понравившихся игрушек в группе. Очень важно сформировать у детей представление о структуре высказывания (начало, середина, конец) .

Сначала воспитатель знакомит детей с тем, что рассказ можно начинать по-разному, предлагает подходящие слова («Как-то раз…», «Однажды», «Весной…», «Собрались» и т.д.). Затем воспитатель помогает детям развивать сюжет, вставляя в предложения слова-связки (вдруг, тогда) и глаголы (пришёл, позвал, стали они…), учит включать диалог героев (спросил – ответил) и описание внешних признаков действующих лиц. Окончание рассказа дети продумывают сами, предлагая разные варианты исхода событий. Также используются ситуации активизирующего общения, дидактические игры, ситуации письменной речи.

Ситуация письменной речи представляет собой записывание за ребёнком. Можно предложить ребёнку написать письмо Деду Морозу. Ребёнок будет говорить, а воспитатель записывать. Можно уточнять у ребёнка: «Я записала вот так. Ты ведь это говорил?» В конце составления письма обязательно нужно прочесть ребёнку всё, что записал воспитатель. Это будет являться итогом всей работы.

Основным приёмом обучения является образец, который даётся воспитателем после рассматривания. В качестве примера можно привести образец рассказа «В лесу»:  

– Вера и Петя пошли в лес. Там они нашли много грибов и ягод. Вера собирала ягоды, а Петя – грибы. Ребята увидели, что через дорогу пробегает зайчик. Зайчик был большой, серый. Дети обрадовались неожиданной встрече. Вера и Петя набрали полные корзинки грибов и ягод и начали собираться домой. Ребята были довольны дарами леса [33].

Кроме того, в среднем дошкольном возрасте дети учатся составлять загадки по образцу воспитателя, но прежде все игрушки рассматриваются. Воспитатель говорит:

– Большой и сильный, любит ягоды, зимой ложится в спячку. Кто это?

Дети отгадывают и придумывают свою загадку, например:

– Маленькая, рыжая, лазает по деревьям, любит орешки.  

В старшем дошкольном возрасте умению описывать игрушки предъявляются более высокие требования. Ребёнок должен уметь описывать игрушку достаточно полно, логично, без повторов, не допуская пропуски существенных признаков. Дети составляют повествовательные рассказы уже по набору игрушек. Они сами определяют тему и развивают сюжет [2]. Если на занятии используются игрушки зайца и двух медведей, то дети могут составить такой рассказ:

– Медвежонок Миша и зайчик Степашка встретились как-то раз случайно на лесной полянке, рядом с которой жил Степашка. Они познакомились, и Степашка предложил Мише поиграть с ним в его резиновый мяч. Сначала они кидали мяч друг другу и ловили. Лучше всего мяч ловил Степашка. Но Миша не расстраивался, потому что им было весело вместе проводить время. Тем временем на улице темнело. Зайка предложил медвежонку проводить его домой. Дома мама Миши напоила ребят ароматным ягодным чаем и угостила вкусным печеньем. После чаепития зайка поблагодарил маму Миши за вкусное угощение, попрощался и поскакал к себе домой.

Овладевая операциями синтеза, сравнения, обобщения, дети могут самостоятельно делать выводы. Дошкольники учатся составлять загадки, но более сложныепо своему содержанию. Например:

Круглый как арбуз,

Колючий, но не кактус,

Маленький, но не крот. (Ёж)  

В подготовительной к школе группе при рассматривании на занятии игрушек животных дети составляют рассказ, описывая не только внешние признаки, но и полезность, образ жизни. При рассмотрении ежа дети могут сказать:

У ежа есть серо-чёрные иголки, поэтому его называют колючим. Брюшко у ежа розовое. Щёчки красные, будто он только пришёл с прогулки по осеннему лесу. Язычок маленький. Глазки крошечные чёрные. На шее у ежа атласная синяя лента, завязанная бантиком. Сам ежик изготовлен из переливающегося плюша. 

Также можно предложить детям составить рассказ о любимой игрушке, которая есть у них дома. Один ребёнок рассказывает про игрушку, не называя её, а остальные пытаются её отгадать.

Таким образом, использование НОД по описанию игрушек способствует тому, что дети учатся находить существенные признаки предметов, описывать их сначала с помощью педагога, а затем самостоятельно, продумывая структуру рассказа.

Использование игрушек в процессе специально организованного обучения и в повседневной жизни даёт ребёнку возможность научиться строить свои высказывания правильно, используя средства выразительности речи; способствует развитию умения высказывать свои мысли последовательно, грамотно их заканчивая. Овладение родным языком, развитие речи является одной из самых важных задач, решаемых в дошкольном детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...

Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР

Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...

Статья из опыта работы "О развитии речи детей среднего дошкольного возраста"

Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношение звуков, увеличение...

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»

Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...

Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста

Самообразование педагога по теме: Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста.Речь в самообразовании идет о театрализованной деятел...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Повышение профессионального мастерства и компетентности в вопросах использования пальчиковых игр в развитии речи детей среднего дошкольного возраста....