ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРУШЕК В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В прошлом году я закончила ВУЗ. У меня была очень интерессная тема ВКР. Хочу поделиться с вами своими наработками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrushek_v_detskom_sadu_kak_sredstva_razvitiya_svyaznoy_rechi_detey.docx | 51.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игрушек в детском саду как средства развития связной речи детей
В детском саду над формированием связной речи детей работают воспитатели, используя множество средств. Д.Н. Ушаков рассматривает средства как «орудие, устройство, приспособление или совокупность их, необходимые для осуществления какой-либо деятельности».
Одним из «орудиев» можно считать использование игрушек в педагогическом процессе.
В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. НОД с игрушками носит творческий характер. Игрушка создаёт возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов, вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.
Главной особенностью игрушки, как отмечают исследователи, является то, что в ней в обобщённом виде представлены типичные свойства реальных предметов, которые осваивает ребёнок, манипулируя или осознанно действуя с ней.
Через игрушку, обязательного спутника детства, можно ненавязчиво, тактично, но эффективно решать воспитательно-образовательные задачи на каждом возрастном этапе благодаря огромному разнообразию игрушек как по содержанию, так и по видам, материалам, технике исполнения.
В современной отечественной педагогике выделяются разные подходы к классификации детских игрушек. Рассмотрим лишь некоторые из них. Например, классификация игрушек, предложенная Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новосёловой, включает несколько видов:
1) по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетно-образные, дидактические;
2) по степени готовности: готовые, сборно-разборные, заготовки и полуфабрикаты, наборы различных материалов;
3) по виду применяемого сырья: деревянные, пластмассовые, резиновые и др.;
4) по величине;
5) по функциональным свойствам: простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневматические и др.;
6) по художественно-образному решению: реалистические, условные, конструктивные.
Занятия с игрушками были разработаны Е.И. Тихеевой. Система обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А.М. Бородич , Э.П. Короткова , О.И. Соловьева , Н.А. Орланова внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы.
Исследователи последних лет (О.С. Ушакова и др.) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста .
К.Н. Шушляева считает, что процесс развития монологической речи детей среднего дошкольного будет более эффективным при использовании картин и игрушек. Она предлагает учить детей самостоятельному описанию игрушек и составлению рассказа о них. При этом автор обращает внимание на необходимость учить детей правильной логике посредством использования повтора (например: «Это зайчик. Зайчик маленький. У зайчика белая шёрстка. Шёрстка мягкая, пушистая»).
Автор предлагает также учить детей составлять рассказ по образцу («Скажи, как я», «Скажи, как Петрушка»). Для этого детям даются одинаковые по наименованию игрушки, которые имеют отличительные признаки (например, один зайчик большой и белый, а другой – маленький и серый). Также автор предлагает использовать ситуации активизирующего общения, дидактические игры, ситуации письменной речи.
Н.Ш. Чапа нова отмечает эффект ивность использования та ких методов к ак составление расс каза по игру шкам (или дру гим предметам) и карт инкам. Автор реком ендует использовать та кие формы раб оты как бес еда, анализ (оце нка) своего собств енного и чужого тек ста, составление пл ана и рассказа п о нему, исполь зование схемы (мод ели) текста и раз ного рода упраж нений.
Д ля обучения монолог ической речи исполь зуются следующие ви ды игрушек:
1) дидакт ические (матрёшки, баш енки, пирамидки, боч онки);
2) сюжетные (обра зные): куклы, маш ины, животные, пос уда, мебель, тран спорт; готовые наб оры игрушек, объеди нённые одним содер жанием: стадо, зоо парк, птичий дв ор;
3) наборы, состав ленные воспитателем и ли детьми: мал ьчик, девочка, са нки, собака; дев очка, домик, кур ица, кошка; за яц и собака.
Поск ольку каждая но вая игрушка вызы вает у ребёнка рад ость, удовольствие, жел ание поговорить о н ей, для Н ОД нужно исполь зовать новые и ли чем-т о обновлённые знак омые игрушки (ку кла в новом пла тье, фартуке, шап очке; мишка, сид ящий в машине). Э то вызовет у реб ёнка новые мы сли, эмоциональное отно шение к игрушке, реч евую реакцию.
Сущес твуют следующие ви ды НОД п о игрушкам.
1. Опис ание игрушки – свя зное последовательное опис ание внешнего ви да игрушки, ино гда с добавлением лич ного отношения реб ёнка к ней, и ли описание дейс твий и образа жи зни изображённого в игр ушке живого суще ства.
Описание игр ушек может прово диться в виде дидакт ической игры («Маг азин игрушек» (пос уды, одежды), «Чуде сный мешочек», «К то это?», «Почт альон принёс пос ылку» и др.). Д ля описания сле дует подбирать игр ушки, которые б ы привлекали вним ание детей, бы ли яркими, выразит ельными, выделялись св оим внешним ви дом, чтобы о н их можно бы ло высказать св ое мнение, срав нить (напрмер, две ку клы в разных кост юмах; два за йца, разные п о цвету и раз меру). Дидактические иг ры на опис ание, как пра вило, проводят по сле нескольких зан ятий, на кот орых дети прио брели некоторые уме ния описывать игр ушку, приобрели опреде лённый словарный за пас и соответствующие предст авления. Одним и з условий эффект ивности игры явля ются её жив ость, определённый ри тм, эмоциональность, акти вное участие каж дого ребёнка. Ес ли дети н е умеют опис ывать игрушки, нужд аются в постоянной пом ощи и подсказке взро слого, игровая ситу ация нарушается, иг ра превращается в вялот екущее упражнение.
Од ним из ви дов описания игр ушки является отгад ывание и составление заг адок детьми. Вна чале дети уча тся отгадывать заг адки, а затем соста влять загадки-опис ания.
Например, вним анию детей предла гается 5-6 игрушек д ля рассматривания и х внешнего ви да и определения кач еств – цвета, фо рмы, размера, мате риала. Затем о б одной и з игрушек даё тся загадка: «Гр ива на ш ее волной, хв ост трубой, м еж ушей чё лка» (конь); «Ид ёт мохнатый, ид ёт бородатый, рожи щами помахивает, боро дищей потряхивает, копы тами постукивает» (ба ран).
Отгадывание заг адок можно свя зать с рассматриванием игр ушек перед и х описанием и ли рассказыванием п о ним. Посте пенно дети подво дятся к самостоятельному соста влению загадок.
2. Сюже тные рассказы (повест вования).
- рассказ п о набору игр ушек – связный последов ательный рассказ п ро группу игр ушек, чаще вс его сопровождаемый игро выми действиями воспи тателя с игрушками п о типу театрализованной игры. Е го составление облег чается тем, ч то ребёнок расска зывает о действиях, кот орые совершает с ам. Речь е го опирается н а деятельность ря да анализаторов;
- рас сказ по отде льной игрушке – э то связный последов ательный рассказ о вообра жаемых действиях и приклю чениях одного ге роя – данной игр ушки. Это наиб олее трудный в ид рассказывания. Игр ушка только опред еляет главного ге роя, а образы дру гих действующих л иц, действия и ситу ации придумывают са ми дети н а основе творч еского воображения и собств енного опыта.
Рассм отрим методику обуч ения монологической ре чи на мате риале игрушек.
В младшем дошко льном возрасте педа гоги учат де тей сосредоточиваться н а одной игр ушке. В специально организ ованной образовательной деятел ьности воспитатель знак омит детей с но вой игрушкой. Обыг рать процесс появ ления игрушки оч ень просто, мо жно использовать сюрпр изный момент, напр имер, воспитатель вно сит коробку и ли сумку с леж ащей в ней игру шкой. Воспитатель интере суется у детей: «К ак вы дум аете, что ле жит в этой кор обке?». Дети выска зывают свои предпо ложения, а воспитатель откр ывает коробку и дос таёт игрушку. Н о возможен и дру гой вариант, ко гда игрушка прих одит к детям в го сти на ч ай, поиграть и ли просто познак омиться. Тогда воспи татель проводит дидакт ические игры и ли упражнения н а знакомство, т ем самым пов ышая речевую актив ность детей, пре жде всего диалог ическое взаимодействие. Д ля развития ре чи детей воспи татель может предл ожить игру «Нап оим куклу Ка тю чаем». Ку кла Катя при шла в гости к реб ятам. Воспитатель предл агает детям нап оить куклу Ка тю чаем:
– Реб ята, давайте нап оим куклу Ка тю вкусным ча ем?
– Давайте!
– Д ля этого н ам нужно нак рыть на ст ол. Ирина, при неси нашу расп исную скатерть. А ка кая посуда н ам понадобится?
– Кру жки, ложки, тар елки.
– Правильно. Ви ка, принеси кру жки, из н их мы бу дем пить ч ай.
– А для че го нам ну жны ложки?
– Разме шивать сахар, ес ть варенье.
– Прав ильно. Ирина, при неси ложки пол ожи на ст ол.
– А это ч то такое у н ас стоит?
– Чай ник.
– В чайнике м ы будем кипя тить воду.
– Н о для пригот овления чая е щё нужна зав арка. Ребята, смот рите, какая у ме ня есть зав арка. Какие мале нькие чаинки. Сей час положим чаи нки в чайник. Ви ка, помоги м не поставить чай ник на пл иту. А что ну жно добавить в кру жку, чтобы ч ай стал сла дким?
– Сахар.
– Прав ильно, Вика, ну жно добавить са хар. Где у н ас стоит саха рница?
– На ст оле.
– Ребята, бер ите ложки и насы пайте сахар в кру жки.
– А чем м ы будем уго щать нашу гос тью?
– Конфетами.
– Нес ите конфетницу с конф етами, поставим е ё на ст ол.
– Чайник вскип ятился, можно нали вать чай. Угощ айся, кукла Ка тя вкусным ча ем, сладкими конф етами.
После эт ого воспитатель о т имени ку клы Кати благо дарит детей з а гостеприимство и з а угощение.
Возможно рассмат ривание игрушек в гру ппе, тогда с пом ощью вопросов воспи тателя: «Какая игр ушка нравится те бе больше вс его? Как о на выглядит?» и т.п. Де ти составляют высказ ывания из 2-3 предл ожений. Например:
– Э то зайчик. Бе лый зайчик. Зай чик добрый, хор оший.
В последующем де ти могут соста влять описание пред мета с помощью сказа нного воспитателем нач ала предложения. Напр имер:
Сегодня в го сти к нам прис какал зайчик. Ка кой зайчик?
– Бе лый, пушистый, ласк овый.
– Давайте наз овем его лас ково?
– Заинька, зайч ишка, зайка.
За тем воспитатель предл агает рассказать п ро него вс ем вместе. Воспи татель говорит:
– Э то…(зайка). О н… (маленький, пуши стый). Зайка лю бит… (морковку).
По сле этого мо жно предложить ко му-то и з детей расск азать про за йку. Дети обы чно в своём расс казе используют т е выражения, кот орые слышали. Поэ тому воспитатель побу ждает детей исполь зовать новые сл ова вопросами:
– А ка кой ещё зай чик? А что е щё он лю бит? и т. д.
В среднем дошко льном возрасте де тей учат самостоя тельному описанию игр ушек и составлению расс каза о них. Необх одимо научить де тей правильной лог ике описания. Д ля этого н а начальных эта пах распространённым сред ством связи предл ожений является пов тор. Например:
– Э то зайчик. Зай чик маленький. У зай чика белая шер стка. Шерстка мяг кая, пушистая.
По зже можно нау чить детей соста влять рассказ п о образцу («Ск ажи, как я», «Ск ажи, как Петр ушка»). Петрушка и реб ёнок получают одина ковые по наимен ованию игрушки, н о с разными призн аками, например, од ин зайчик бол ьшой белый, а дру гой зайчик мале нький серый. Петр ушка говорит:
– У ме ня зайчик мале нький и серый.
Реб енок:
– У меня то же зайчик, н о большой бе лый.
Петрушка:
– У мо его зайчика хво стик маленький пуши стый.
Ребенок: «У мо его зайчика то же хвостик мале нький пушистый» и т. д.
За тем можно усло жнить задачу, пом еняв игрушки н а разные п о содержанию:
Петр ушка:
– У меня бол ьшая красная маш ина.
Ребенок:
–У ме ня маленькая ку кла Катя.
Петр ушка:
– У машины бол ьшие двери, кру глые чёрные кол еса.
Ребенок:
– У ку клы Кати тём ные волосы, си ние глаза, мале нькие красные гу бы.
Когда де ти научились опис ывать игрушку с пом ощью взрослого, ну жно предоставить и м возможность опи сать самостоятельно од ну из понрав ившихся игрушек в гру ппе. Очень ва жно сформировать у де тей представление о стру ктуре высказывания (нач ало, середина, ко нец) .
Сначала воспи татель знакомит де тей с тем, ч то рассказ мо жно начинать п о-разному, предл агает подходящие сл ова («Как-т о раз…», «Одн ажды», «Весной…», «Собр ались» и т.д.). Затем воспи татель помогает де тям развивать сю жет, вставляя в предл ожения слова-свя зки (вдруг, то гда) и глаголы (при шёл, позвал, ст али они…), уч ит включать диа лог героев (спр осил – ответил) и опис ание внешних приз наков действующих л иц. Окончание расс каза дети проду мывают сами, пред лагая разные вари анты исхода соб ытий. Также исполь зуются ситуации активиз ирующего общения, дидакт ические игры, ситу ации письменной ре чи.
Ситуация письм енной речи предст авляет собой запис ывание за ребё нком. Можно предл ожить ребёнку напи сать письмо Де ду Морозу. Реб ёнок будет гово рить, а воспитатель запис ывать. Можно уточ нять у ребёнка: «Я запи сала вот т ак. Ты ве дь это гов орил?» В конце соста вления письма обяза тельно нужно проч есть ребёнку в сё, что зап исал воспитатель. Э то будет явля ться итогом вс ей работы.
Осно вным приёмом обуч ения является обр азец, который даё тся воспитателем по сле рассматривания. В каче стве примера мо жно привести обр азец рассказа «В ле су»:
– Вера и Пе тя пошли в л ес. Там о ни нашли мн ого грибов и яг од. Вера соби рала ягоды, а Пе тя – грибы. Реб ята увидели, ч то через дор огу пробегает зай чик. Зайчик б ыл большой, се рый. Дети обрадо вались неожиданной вст рече. Вера и Пе тя набрали пол ные корзинки гри бов и ягод и нач али собираться до мой. Ребята бы ли довольны дар ами леса [3 3].
Кроме то го, в среднем дошко льном возрасте де ти учатся соста влять загадки п о образцу воспи тателя, но пре жде все игр ушки рассматриваются. Воспи татель говорит:
– Бол ьшой и сильный, лю бит ягоды, зи мой ложится в спя чку. Кто э то?
Дети отгад ывают и придумывают св ою загадку, напр имер:
– Маленькая, ры жая, лазает п о деревьям, лю бит орешки.
В ста ршем дошкольном возр асте умению опис ывать игрушки предъя вляются более выс окие требования. Реб ёнок должен ум еть описывать игр ушку достаточно по лно, логично, б ез повторов, н е допуская проп уски существенных приз наков. Дети соста вляют повествовательные расс казы уже п о набору игр ушек. Они са ми определяют те му и развивают сю жет [2]. Если н а занятии исполь зуются игрушки за йца и двух медв едей, то де ти могут сост авить такой рас сказ:
– Медвежонок Ми ша и зайчик Степ ашка встретились к ак-то р аз случайно н а лесной пол янке, рядом с кот орой жил Степ ашка. Они познак омились, и Степашка пред ложил Мише поиг рать с ним в е го резиновый м яч. Сначала о ни кидали м яч друг др угу и ловили. Лу чше всего м яч ловил Степ ашка. Но Ми ша не расстр аивался, потому ч то им бы ло весело вме сте проводить вр емя. Тем врем енем на ул ице темнело. За йка предложил медве жонку проводить е го домой. До ма мама Ми ши напоила ре бят ароматным яго дным чаем и угос тила вкусным пече ньем. После чаеп ития зайка поблаг одарил маму Ми ши за вку сное угощение, попро щался и поскакал к се бе домой.
Овладевая опера циями синтеза, срав нения, обобщения, де ти могут самосто ятельно делать выв оды. Дошкольники уча тся составлять заг адки, но бо лее сложныеп о своему содер жанию. Например:
Кру глый как ар буз,
Колючий, н о не как тус,
Маленький, н о не кр от. (Ёж)
В подготов ительной к школе гру ппе при рассмат ривании на зан ятии игрушек живо тных дети соста вляют рассказ, опис ывая не тол ько внешние приз наки, но и полез ность, образ жи зни. При рассмо трении ежа де ти могут ска зать:
– У ежа ес ть серо-чёр ные иголки, поэ тому его назы вают колючим. Брю шко у ежа роз овое. Щёчки кра сные, будто о н только при шёл с прогулки п о осеннему ле су. Язычок мале нький. Глазки крош ечные чёрные. Н а шее у е жа атласная си няя лента, завяз анная бантиком. С ам ежик изгот овлен из перелив ающегося плюша.
Та кже можно предл ожить детям сост авить рассказ о люб имой игрушке, кот орая есть у н их дома. Од ин ребёнок расска зывает про игр ушку, не наз ывая её, а оста льные пытаются е ё отгадать.
Та ким образом, исполь зование НОД п о описанию игр ушек способствует то му, что де ти учатся нахо дить существенные приз наки предметов, опис ывать их сна чала с помощью педа гога, а затем самосто ятельно, продумывая стру ктуру рассказа.
Исполь зование игрушек в проц ессе специально организ ованного обучения и в повсед невной жизни да ёт ребёнку возмо жность научиться стр оить свои высказ ывания правильно, испо льзуя средства выразит ельности речи; способ ствует развитию уме ния высказывать св ои мысли последо вательно, грамотно и х заканчивая. Овла дение родным язы ком, развитие ре чи является од ной из са мых важных за дач, решаемых в дошко льном детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклорной игры в развитии речи детей среднего дошкольного возраста.
Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения обращенные к детям, а также произведения бытующие среди детей, а также, исполняемые самими детьми для себя. В основном, это малые...
Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей.В...
Использование технологии проектной деятельности в развитии речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР
Проект по теме "Царство диких животных" для детей средней логопедической группы с ОНР...
Статья из опыта работы "О развитии речи детей среднего дошкольного возраста"
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношение звуков, увеличение...
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
Проектная работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Тема: « Чудесный мир сказок»
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и и...
Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста
Самообразование педагога по теме: Использование элементов театрализованной деятельности для развития речи детей среднего дошкольного возраста.Речь в самообразовании идет о театрализованной деятел...