ИГРОВОЙ ПРОЕКТ "ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ"
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gordievskaya_e.v._zadanie_igrovoy_proekt.docx | 39.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДС №6 «БУРАТИНО»
Игровой проект
«Вместе веселее»
Составитель:
Воспитатель Гордиевская Е.В.
Мегион 2020г.
Пояснительная записка
Метод проектов актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, так как он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Основная часть
Актуальность:
В современном социокультурном пространстве дошкольнику, чтобы стать легко адаптирующимся, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативными навыками. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В настоящее же время у многих детей к 6 годам не всегда сформировано умение общаться, старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыка рассуждения, речь бедная, нет речевого творчества, фантазии. Дети не умеют длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны. Существуют недостатки в развитии связной речи.
Особенно остро проблема общения проявляется у дошкольников с нарушением речи. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления об окружающем.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в “смысловом поле” (Выготский Л.С.). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится “осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение”. В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей.
Ключевая позиция проекта:
Коммуникативная функция речи, как средство общения ребёнка, лежит в основе его успешной социализации. Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью.
Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить им в дальнейшем такие проблемы, как межличностные и одиночество.
Проблема:
Изменилась атмосфера в семье. Интенсивный темп жизни: работа, телевизор, компьютер, не оставляют времени для живого общения с детьми.
У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником. Все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
Гипотеза:
Развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдёт быстрее и успешнее, если создать условия для игрового общения в детском саду и дома.
Цель: Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
- учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, экскурсий, путешествий, выставок и т.д.;
- учить детей согласовывать тему игры, распределять роли, самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры;
- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия взаимоотношения;
- развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;
- способствовать созданию речевой предметно-развивающей среды в домашних условиях и детском саду.
Тип проекта: игровой, творческий проект.
Длительность проекта: один год.
По количеству детей: групповой.
По характеру контактов: в контакте с семьёй.
Участники: родители, дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Ожидаемый результат:
Через игровую деятельность у детей:
- расширятся знания о социально-культурных нормах, о взаимоотношениях людей, о традициях семьи и общества, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни;
- сформируется умение самостоятельно объединяться для совместной игры;
- научатся согласовывать свои интересы с интересами партнёров по игре;
- сформируется умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках.
Родители повысят уровень педагогической культуры.
Проект предполагает пошаговую систему работы педагога дошкольного учреждения по его реализации.
Основные принципы работы в рамках проекта:
- систематичности и последовательности;
- универсальности;
- сознательности и активности;
- доступности и индивидуального подхода;
- обратной связи.
Этапы реализации проекта
В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.
1. Подготовительный этап.
Цель: обеспечить информационную, мотивационную, организационную готовность участников проекта. Создать условия для решения поставленных задач.
Прогнозируемый результат: обеспечена информационная, мотивационная, организационная готовность участников проекта.
Направления работы на данном этапе:
1. Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий для реализации проекта.
2.Изучение соответствующей методической научно-популярной литературы.
3. Диагностика развития игровых навыков. Цель: выявить насколько хорошо развиты игровые умения у ребёнка. Уровень развития игровых умений детей определяется по методике Н.Н Серовой.
4. Проанализировать возможности предметно-развивающей среды группы.
На данном этапе большое внимание уделяется дидактическим играм, чтению художественных произведений по профессиям и их обсуждению, экскурсиям, беседам, просмотру альбомов, иллюстраций к различным видам профессий и т.д.
2. Основной этап.
Заключается в организации системы занятий с детьми по развитию игровых умений, по обучению детей умению общаться, совместные занятия с педагогом дополнительного образования, занятия по аппликации и конструированию и т.д. Данный этап самый длительный по времени, на котором решаются все поставленные цели и задачи проекта.
Перспективное планирование
Сюжетно-ролевая игра | Сроки | Предварительная работа |
«Путешествие в мир транспорта» | Сентябрь | Целевая прогулка к пешеходному переходу. Беседа: «Мы – пешеходы». Изготовление атрибутов для игры «Дорожные знаки». Конструирование из бумаги «Светофор», «Бензоколонка», «Дома». День юного пешехода совместно с детьми. |
«Путешествие в мир игрушек» «Магазин» | Октябрь | Беседа: «Вежливые покупатели». Д\и «Опиши игрушку», «Что случилось», «Найди по описанию». Экскурсия в магазин игрушек «Тайга». Выставка поделок совместно с родителями « Забавные поделки из овощей». |
«Путешествие по городу» | Ноябрь | Целевая прогулка по улице. Рисование: «Улицы города». Беседа: «Что интересного есть в нашем городе». Конструирование из бросового материала: «Машины на нашей улице». |
«Парикмахерская» | Декабрь | Экскурсия в парикмахерскую. Беседа: «Мы играем в парикмахеров». Изготовление атрибутов «Сушилка для волос». Изготовление альбома «Модели причесок». |
«Поликлиника» | Январь | Экскурсия в медицинский кабинет. Изготовление атрибута – таблица для проверки зрения. Беседа «Как работает врач». |
«Российская армия» | Февраль | Утренник, посвященный Дню защитника Отечества. Беседа: «Бравые солдаты». Экскурсия к памятнику. Составление альбома о воинах героях. Лепка из пластилина – танка, корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники. |
«Семья» | Март | Утренник посвященный 8 Марта. Беседа: «Как мы помогали маме». Рисование «Портрет мамы». Аппликация «Корзина с подснежниками». Коллективный труд «Булочки из сдобного теста». |
«В пекарне» | Апрель | Экскурсия в пекарню. Лепка «Булочки из сдобного теста». Д\и Что делают из муки». Рисование «Урожай». Строительная игра «Комбайн». |
«Почта» | Май | Экскурсия на почту. Д\и «Письмо другу», «Я живу по адресу». Изготовление атрибутов для игры: конверт, посылки, открытки. Беседа «Почтальон». |
План руководства сюжетно - ролевыми играми
Ознакомление с окружающим | Обогащение игрового опыта | Организация предметно-игровой среды | Активизирующее общение воспитателя с детьми |
- экскурсии - целевые прогулки - беседы о профессиях, об увиденном -рассказы воспитателя - наблюдения за трудом взрослого - рассматривание иллюстраций, альбомов, книг, открыток и др. - чтение книг по теме игры, обсуждение поступков, сюжета - рисование по теме игры беседы с людьми различных профессий. опыты | - дидактические игры - развивающие игры - сюжетно- дидактические игры - игровые упражнения для приобретения навыка действия с атрибутами игры - проигрывание сюжетных сценок - строительные игры - подвижные игры - словесные игры - коллективные постройки - аппликация | - оказание помощи организации игровой обстановки - изготовление, внесение атрибутов к игре, уточнение из значения, вариантов - применения привлечение детей к изготовлению атрибутов - составление с детьми альбомов по тематике игры - организация игрового пространства, - различные постройки: витрины, площадки, выставки и др. - изготовление панно. - подбор предметов- заместителей | - использование сюрпризных моментов с целью поддержания интереса к игре. - создание проблемных ситуаций: приезд гостей, отправление письма, поломка, - требуется кому-либо помощь и т.д. - обсуждение с детьми плана сюжетно- ролевой игры распределение ролей. - введение новой роли - постановка проблемных игровых задач. - совместная игра с детьми. - взятие на себя определенной роли - уточнение обязанностей по ходу игры - активизирующие вопросы |
Формы работы с родителями:
- Консультации
- Изготовление атрибутов
- Совместные игры с детьми
- Изготовление макетов
- Экскурсии
- Семинар – практикум
- День открытых дверей
Перспективный план взаимодействия с родителями:
Сентябрь | Консультация «Зачем родителям играть» |
День открытых дверей | |
Октябрь | Консультация «Родителям о детских играх и игрушках». |
Изготовление альманаха «Развиваемся играя» | |
Ноябрь | Изготовление макета «Кукольный дом» |
Круглый стол «Как сделать ребёнка гением общения» | |
Декабрь | Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Магазин» |
Семинар - практикум «Игра с ребенком в жизни вашей семьи» | |
Январь | Папка - передвижка «Как тут быть?» |
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Спасатели» | |
Февраль | Играем вместе» (совместные игры с детьми) |
Март | Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Мастерская автомашин» |
Апрель | Изготовление макета «Средневековье» |
Май | Конкурс семейных стенгазет «Играем всей семьёй» |
1 раз в месяц | «Утро интересных встреч» рассказ приглашенного родителя о своей профессии |
3. Обобщающий этап.
Включает в себя сбор и обработку методического и практического материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Обобщение и презентация опыта на педагогическом совете, разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по совершенствованию различных форм общения.
Приложение 1.
Семинар-практикум для родителей «Играйте вместе с ребёнком»
Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры на развитие коммуникативных способностей у детей; привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым и сверстниками.
Оборудование: магнитная доска, шаблоны сердечек, ручки на каждого, атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Больница», «Путешествие», памятки «Домашняя игротека».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас! Нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Воспитатель: Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас со словом игра. (Упражнение «Ассоциации» (Дети, азарт, деятельность, действия, атрибуты, куклы, игрушки).
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра» Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Воспитатель на доске записывает эти высказывания.
Воспитатель: Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребенка — игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период — через игру. Этим ребенок и занимается практически все время, свободное ото сна. Как научить его — не прибегая к нудным увещеваниям — выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь ему находить общий язык с другими людьми?
Конечно, в игре! Существует огромное количество игр: дидактические, словесные, настольные, подвижные, театрализованные.
Сегодня мы с вами поговорим о сюжетно-ролевой игре.
В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли. Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико:
1. В игре придумывается сюжет - значит развивается фантазия.
2. В игре ведутся диалоги между играющими - значит развивается речь.
3. Используются заместители предметов - развивается воображение.
4. Придумываются костюмы - дети проявляют творчество.
5. В игре познается окружающий мир.
6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).
Ролевая игра с родителями помогает ребенку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в нее играть как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме — взрослой, "ведомой" в этой игре — объяснить основную идею, распределить роли, согласовать с ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса — и это поможет, не заостряя внимания, как бы между прочим, донести до ребенка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство и тогда известные всем "дочки-матери"— с вашим участием заиграют новыми красками. Как правило, ребенок неохотно берет на себя "детскую" роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный — папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребенок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребенка и вовремя изменить ситуацию к лучшем. Ради сохранения добрых и здоровых отношений с детьми полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового, а не только директивного общения.
Воспитатель: Я предлагаю всем нам отправиться в волшебную страну «Игралочка». Вы согласны?
Для этого мы разделимся на 3 команды. Одна команда играет в «Семью», другая в «Поликлинику», третья в «Путешествие». Дополнительные атрибуты выбираете сами. На подготовку отводится 5 минут. (Разыгрывание сюжетов).
Воспитатель: Какие трудности вы испытали при обыгрывании сюжетов?
-Было ли вам интересно?
-Можно ли научить детей играть при малом количестве игроков?
Сейчас мы это узнаем.
(Воспитатель приглашает одного ребёнка. Он играет роль шофера, воспитатель берёт на себя разные роли в процессе игры, например: другой шофер, полицейский, заправщик, продавец, все роли обыгрываются)
Воспитатель: Сережа, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер, а я пассажир. (во время поездки -диалог)
-Давай мы как будто поехали на красный свет и полицейский нас остановил. Теперь я полицейский (диалог)
Можно в игру ввести еще один персонаж.
-давай рядом с твоей машиной проехал грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог мне ее отремонтировать. Поехали дальше - я пассажир (диалог). Подъезжаем к заправочной станции - я бензозаправщик (диалог) и т. д.
(Ребёнок уходит, воспитатель подводит итог)
Воспитатель: Играя с ребенком, не нужно большое количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание от ролевого взаимодействия. Если во время игры нужна другая машина, можно сделать ее быстро из другого стула, а шланг бензозаправщика из скакалки. Пофантазируйте, как можно использовать в играх различные предметы:
Бумага (салфетки на стол в кафе, подзорная труба, сложить конверт, еда);
Скакалка (веревка, пожарный шланг, для разделения помещения);
Кубик (машинка, пирожное, домик, чемодан);
Палочка (волшебная палочка, жезл работника ГИБДД, забор, лопатка).
-Какие заместители можно использовать, если нужен:
Трос, блюдце, расческа, продукты, деньги, дом?
-Вспомните, в какие игры вы играли в детстве?
Итог:
Воспитатель: Конечно, все знают поговорку "Делу время, потехе час", но не забывайте, что через игру ребенок познает окружающий мир и примеряет на себя различные социальные роли и проигрывает различные жизненные ситуации. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей — ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра — главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. Так давайте же играть вместе с нашими детьми.
Рефлексия:
Воспитатель: Уважаемые родители! Напишите, пожалуйста, на сердечках:
Было ли вам интересно на нашей встрече?
-Чему вы научились?
-Мы благодарим вас за сотрудничество и надеемся, что все у нас получится. До новых встреч! Спасибо!
Список источников:
- Арнаутова Е.П. педагог и семья. 2001.
- Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевая игра для старших дошкольников» Москва 2009 г.
- Гурин Ю.В. Игры для детей от 3 до 7 лет. ТЦ Сфера, Санкт – Петербург, 2008.
- Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Москва 2008 г.
- Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей.//Управление дошкольным учреждением, №8, 2008.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 года).
__________________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_____________________20__г
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой досуг "Веселый светофор" по изучению правил дорожного движения в подготовительной группе
Игровой досуг для детей подготовительной группы по изучению правил дорожного движения....
Модель спортивно-игрового праздника «Веселые старты».
Конспект физкультурного праздника "Веселые старты" для детей подготовительной к школе группе....
Практика организации и проведения игровых занятий "Веселая лесенка"
Представлен конспект музыкально-игрового занятия "Веселая лесенка" с использованием творческих заданий на развитие эмоций, коммуникативных танцев и речевых игр. коммуникативных танцев и речевых и...
Сценарий конкурсно-игровой программы "Веселая азбука дорожного движения" для старшего дошкольного возраста
развлечение по ПДД...
Игровой комплекс «Веселая водичка»
Игровой комплекс во второй младшей группе...
Игровое занятие "Веселые вагончики"
Игровое занятие по познавательному развитию с элементами песочной терапии для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста с использованием проблемно-игровой технологии:Веселая ярмарка
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста с использованием проблемно-игровой технологии:«Веселая ярмарка» Заняти...