Развитие речи в младшей группе
занимательные факты по развитию речи (младшая группа)
Опыт работы с малышами по речевому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_mld.gr_._opyt_raboty.docx | 17.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СП- детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный
М-р Большечерниговский Самарской области
Опыт работы по речевому развитию
Подготовила: воспитатель высшей категории
Сапожникова Н.И.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Целью речевого развития детей является удовлетворение и дальнейшее развитие потребности ребенка во внимании, сотрудничестве, общении, развитии речи.
Задачи речевого развития:
- Содействовать становлению и дальнейшему развитию личностно- делового и ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми.
- Создавать благоприятные условия для общения детей между собой.
- Приобщать детей к богатству литературного наследия народа, доступным им литературным произведениям, формировать интерес к ним.
- Развивать художественное восприятие детей, способность слушать художественный текст, смотреть кукольные представления, проявлять эмоциональную отзывчивость на воспринятое сопереживать героям художественного произведения.
- Обогащать пассивную речь ребенка, формировать собственную активную речь малыша, стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде.
- Стимулировать желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию их знакомых произведений.
7- Содействовать накоплению и развитию игрового опыта, проявлению самостоятельности при разыгрывании потешек, прибауток, сказок.
- Воспитывать интерес к книге, обучать умению пользоваться ею, рассматривать иллюстрации (в книгах предназначенных для малышей).
- Стимулировать детей к воспроизведению коротких стихов, отдельных слов, выражений из воспринимаемых худ. литературных произведений.
По списку 17 детей, посещают группу 14. Из них 8 мальчиков и 6 девочек. Возраст детей: от 1,5 до 4 лет.
Четверо детей в группе не говорят, у остальных детей речь развита в пределах нормы.
Третий год жизни является для ребенка переходным от раннего детства к дошкольному. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, отношений.
Развивая речь полуторогодовалово ребенка, нужно заботиться не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работу по формированию словаря я тесно связываю с работой по ознакомлению с окружающим. Многие дети моей группы легко подражают речи взрослого, повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка, наблюдается большой разрыв. Я стараюсь обеспечивать постепенное усвоение детьми нового. В этих целях широко использую задание типа: «Найди и принеси», «Покажи …». Эти задания помогают выяснить, понимает ли ребенок о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Учу детей называть и различать части предметов, качество предметов, понимать обобщающие слова. Стараюсь активизировать в речи слова, обозначающие название предметов ближайшего окружения.
Так же в группе ведется работа по З. К. Р. – учу детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих. Хочу помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность. Но для некоторых детей группы характерны не только неправильное произношение многих звуков, но и общая смягчающая речь, недоговаривание окончаний, сокращение или искажение слов (пси-пси- пить, бо-бо-больно). Этим детям уделяется особое внимание. В процессии речевого общения подсказываю детям правильные формы слова. Формирую у ребенка умение согласовывать существительные и местоимение с глаголами (Вика пришел - пришла. Она сказал - сказала). Привлекая детей к участию в инсценировках, тем самым побуждаю детей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. А активизируя фразовую речь, задаю детям вопросы причинно следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям, я использую их часто, помня о том, что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи. Обучение на занятиях направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая работа проводится по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не читаются, а рассказываются, по ходу рассказывания детям предлагается выполнять имитационные движения. Часто использую различные виды театров (плоскостной, на фланелеграфе, би-ба-бо). При чтении песенок, потешек стараюсь создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами удержать внимание детей.
Большое значение в младшей группе имеют дидактические игры, так как они развивают сенсорные способности детей, поэтому мы разные режимные моменты и во время образовательной деятельности использовали много дидактических игр и упражнений на закрепление знаний о величине и форме, цвете предметов (собирали пирамидку, матрешку, мозаику, д/и «Спрячь мышку», Проводили с детьми дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?»); слуховой дифференциации («Что звучит?», «Чей голосок?»); тактильных ощущений, температурных и весовых различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Тактильная подушка»); на развитие мелкой моторики рук (выложи из косточек», игра «Сделай бусы сам», «Игра с прищепками»). Все эти игры были направлены на то, чтобы создать у детей бодрое, радостное настроение, желание спокойно и самостоятельно играть; развивать сенсорные способности детей, их речевое общение с взрослыми и сверстниками, умение играть вместе без конфликтов.
Обучение детей родному языку на занятиях – часть работы по развитию речи, которая осуществляется в течении всего дня. Большую роль в развитие речи и пополнении активного словаря малышей имеет заучивание и использование в режимных моментах паличиковых игр («Замок», «Пальчик- мальчик», «Прилетели гули», «Вот кот мурлыка» и очень много других), артикуляционной гимнастики ( игры с язычком), коротких стихотворений. Несовершенства детской речи для детей моей группы вполне закономерны. Используя в своей работе все выше перечисленные методы и приемы к концу учебного года программный материал, предусмотренный для детей младшей группы усвоены полностью. Многие родители уже сейчас замечают прогресс в речи своих детей. В работе по развитию речи использую разнообразную литературу:
Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности»,
В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»,
А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,
Г.Н.Вавилова «Игры и игрушки»,
О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает»,
Интернет- ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».
Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...
«ЛЭПБУК ОТКРЫВАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ» Дидактическое пособие по развитию речи в младшей группе
Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Речь выступает сначала как средство общения,...
Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».
.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...
Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Солнышко» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь» Образовательная область: речевое развитие
Задачи:Воспитывающие:-Воспитывать навыки культурного поведения и способность к общению.Образовательные:-Упражнять детей в чётком произношении звуков [б], [б'];-Закрепить произношение заданны...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа
Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа...
НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя» Образовательная область: Речевое развитие Цель: развивать речь детей через дидактические игры по содержанию сказки " Три медведя
НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя»Образовательная область: Речевое развитиеЦель: развивать речь детей через дидактические игры п...