Развитие речи в младшей группе
занимательные факты по развитию речи (младшая группа)

Сапожникова Надежда Ильинична

Опыт работы с малышами по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_mld.gr_._opyt_raboty.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

СП- детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный

М-р Большечерниговский Самарской области

Опыт работы по речевому развитию

Подготовила: воспитатель высшей категории

 Сапожникова Н.И.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.

Основные направления работы по развитию речи детей: развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.

Целью речевого развития детей является удовлетворение и дальнейшее развитие потребности ребенка во внимании, сотрудничестве, общении, развитии речи.

Задачи речевого развития:

- Содействовать становлению и дальнейшему развитию личностно- делового и ситуативно-делового общения ребенка со взрослыми.

 - Создавать благоприятные условия для общения детей между собой.

 - Приобщать детей к богатству литературного наследия народа, доступным им литературным произведениям, формировать интерес к ним.

 - Развивать художественное восприятие детей, способность слушать художественный текст, смотреть кукольные представления, проявлять эмоциональную отзывчивость на воспринятое сопереживать героям художественного произведения.

 - Обогащать пассивную речь ребенка, формировать собственную активную речь малыша, стимулировать и поддерживать интерес к ориентированной деятельности в языковой среде.

 - Стимулировать желание выполнять игровые действия, соответствующие содержанию их знакомых произведений.

7- Содействовать накоплению и развитию игрового опыта, проявлению самостоятельности при разыгрывании потешек, прибауток, сказок.

 - Воспитывать интерес к книге, обучать умению пользоваться ею, рассматривать иллюстрации (в книгах предназначенных для малышей).

 - Стимулировать детей к воспроизведению коротких стихов, отдельных слов, выражений из воспринимаемых худ. литературных произведений.

По списку 17 детей, посещают группу 14. Из них 8 мальчиков и 6 девочек.  Возраст детей: от 1,5 до 4 лет.

Четверо  детей в группе не говорят,  у остальных детей речь развита в пределах нормы.  

    Третий год жизни является для ребенка переходным от раннего детства к дошкольному.  Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, отношений.

Развивая речь полуторогодовалово ребенка, нужно заботиться не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работу по формированию словаря я тесно связываю с работой по ознакомлению с окружающим. Многие дети моей группы легко подражают речи взрослого, повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка, наблюдается большой разрыв.  Я  стараюсь обеспечивать постепенное усвоение детьми нового. В этих целях широко использую задание типа: «Найди и принеси»«Покажи …». Эти задания помогают  выяснить, понимает ли ребенок о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Учу детей называть и различать части предметов,  качество  предметов, понимать обобщающие слова. Стараюсь активизировать в речи слова, обозначающие название предметов ближайшего окружения.

Так же в группе ведется работа  по З. К. Р. – учу детей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих. Хочу помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность. Но для некоторых детей группы характерны не только неправильное произношение многих звуков, но и общая смягчающая речь, недоговаривание окончаний, сокращение или искажение слов (пси-пси- пить, бо-бо-больно). Этим детям уделяется  особое внимание. В процессии речевого общения подсказываю  детям правильные формы слова. Формирую  у ребенка умение согласовывать существительные и местоимение с глаголами  (Вика пришел - пришла.  Она сказал - сказала). Привлекая детей к участию в инсценировках,   тем самым побуждаю детей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. А активизируя фразовую речь,  задаю  детям вопросы причинно следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям, я использую их часто, помня о том, что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи.  Обучение на занятиях направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая  работа проводится по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не читаются, а рассказываются, по ходу рассказывания детям предлагается выполнять имитационные движения. Часто использую различные виды театров (плоскостной, на фланелеграфе, би-ба-бо). При чтении песенок, потешек стараюсь создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами  удержать внимание детей.

Большое значение в младшей группе имеют дидактические игры, так как они развивают сенсорные способности детей, поэтому мы разные режимные моменты и во время образовательной деятельности использовали много дидактических игр и упражнений на закрепление знаний о величине и форме, цвете предметов (собирали пирамидку, матрешку, мозаику, д/и «Спрячь мышку», Проводили с детьми дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?», «Что изменилось?»); слуховой дифференциации («Что звучит?», «Чей голосок?»); тактильных ощущений, температурных и весовых различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Тактильная подушка»); на развитие мелкой моторики рук (выложи из косточек», игра «Сделай бусы сам», «Игра с прищепками»). Все эти игры были направлены на то, чтобы создать у детей бодрое, радостное настроение, желание спокойно и самостоятельно играть; развивать сенсорные способности детей, их речевое общение с взрослыми и сверстниками, умение играть вместе без конфликтов.

 Обучение детей родному языку на занятиях – часть работы по развитию речи, которая осуществляется в течении всего дня. Большую роль в развитие речи и пополнении  активного словаря малышей  имеет заучивание и использование в режимных моментах паличиковых игр («Замок», «Пальчик- мальчик», «Прилетели гули», «Вот кот мурлыка» и  очень много других), артикуляционной гимнастики ( игры с язычком), коротких стихотворений. Несовершенства детской речи для детей моей группы вполне закономерны. Используя в своей работе все выше перечисленные методы и приемы к концу учебного года  программный материал, предусмотренный для детей  младшей группы усвоены полностью. Многие родители уже сейчас замечают прогресс в речи своих детей. В работе по развитию речи использую разнообразную литературу:

 Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности»,

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»,

А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»,

Г.Н.Вавилова «Игры и игрушки»,

О.М.Дьяченко «Чего на свете не бывает»,

Интернет- ресурс

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в младшей группе тема «Играем пальчиками и развиваем речь».

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

«ЛЭПБУК ОТКРЫВАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ» Дидактическое пособие по развитию речи в младшей группе

 Развитие речи представляет собой сложный многоплановый процесс, тесно связанный с развитием и становлением психических процессов человека. Речь выступает сначала как средство общения,...

Конспект ОД по развитию речи в младшей группе Тема: «Звуковая культура речи: звуки б и бь».

.Цель: Обучение детей правильному произношению звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах) .Задачи:- познакомить детей со звуками (б и бь) ;- учить различать на слух звучание музыкального инструм...

Конспект ООД по развитию речи в младшей группе «Солнышко» Тема: «Звуковая культура речи: звуки б, бь» Образовательная область: речевое развитие

Задачи:Воспитывающие:-Воспитывать навыки культурного поведения и способность к общению.Образовательные:-Упражнять детей в чётком произношении звуков  [б], [б'];-Закрепить произношение заданны...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе с элементами театрализации «Теремок». Младшая группа...

НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя» Образовательная область: Речевое развитие Цель: развивать речь детей через дидактические игры по содержанию сказки " Три медведя

НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: «В гостях у сказки «Три медведя»Образовательная область: Речевое развитиеЦель: развивать речь детей через дидактические игры п...