Проект "Жемчужины родного языка" (использование малых фольклорных жанров в работе с дошкольниками)
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Родной язык - это богатство каждого народа. Это духовное наследие, отражение характера людей, это опыт и мудрость, которую мы передаем своим детям.
Интерес и любовь к родному языку начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всего дошкольного детства через знакомство и использование малых фольклорных жанров в речи детей. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества (сказки, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки и т.д.). Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.
Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Малые фольклорные жанры имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА « ЖЕМЧУЖИНЫ РОДНОГО ЯЗЫКА » (посвящённый Международному дню родного языка-21 февраля). Авторы проекта: Олейник Наталья Валентиновна, Лановчук Наталия Николаевна. Участники проекта : Дети, родители, воспитатели, преподаватель коми языка и краеведения, музыкальный работник, воспитатель по физической культуре. Тип проекта : Информационно-практический. Срок реализации проекта : Краткосрочный (2 недели). Цель проекта : Воспитание любви, интереса и уважения к родному языку посредством знакомства с малыми фольклорными формами. Итоговое мероприятие : Ярмарка народной мудрости. Альбом «Фольклор для детей». Журнал для родителей «Жемчужины родного языка»
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: Речевое развитие. -Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи; -Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом; -Отрабатывать интонационную выразительность речи; -Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить заинтересованно слушать и запоминать считалки, скороговорки, загадки и др ; -Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности малых фольклорных форм; -Воспитывать чуткость к художественному слову; -Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; -Помогать выразительно, с естественными интонациями участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках; Познавательное развитие. -Расширять представления о малой Родине, ее культуре; -Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: Социально-коммуникативное развитие. -Воспитывать дружеские отношения между детьми; уважительное отношение к окружающим; -Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства -Углублять представления ребенка о семье и ее истории; -Воспитывать у детей положительное отношение к труду; Физическое развитие. -Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные народные игры, проявляя инициативу и творчество; Художественно-эстетическое развитие. -Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные произведения;
Актуальность проекта. Родной язык - это богатство каждого народа. Это духовное наследие, отражение характера людей, это опыт и мудрость, которую мы передаем своим детям. Интерес и любовь к родному языку начинается с самого раннего детства и продолжается на протяжении всего дошкольного детства через знакомство и использование малых фольклорных жанров в речи детей. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества (сказки, пословицы, считалки, потешки , жеребьёвки, скороговорки и т.д.). Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Малые фольклорные жанры имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Ожидаемые результаты по проекту: Для детей : -создание устойчивого интереса к малым фольклорным жанрам; -знание детьми различных форм малых фольклорных жанров; Для педагогов : -повышение компетентности педагогов в разработке и реализации проектов в работе с детьми и родителями, трансляция опыта перед другими педагогами; Для родителей : -создание условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми по приобщению к родному языку. -рост активности участия родителей в реализации проекта, желания участвовать в совместном творчестве ребенка и родителей. - развитие и поддержка традиций семейного чтения.
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия родителей Подготовительный (проблема, планирование, прогнозирование результатов, продуктов проекта) - включение детей в тему проекта через образовательную ситуацию (Что вы знаете о Дне родного языка?) -подбор необходимой литературы для обогащения книжного уголка пословицами, поговорками, скороговорками, небылицами и др. малыми фольклорными формами; -подбор материала для детского творчества; -анкетирование родителей по теме проекта; -ознакомление родителей с темой проекта и итоговым мероприятием. - проявление интереса к теме проекта, вопросы детей; -рассматривание совместно с воспитателем материала по теме проекта в Центре книги, Центре речи, Центре игры, Центре творчества; -участие с родителями в подборе информации по теме проекта. - участие в анкетировании; -участие в подготовке данного проекта; -оказание помощи в подборе малых фольклорных форм и иллюстраций к ним; -оказание помощи в создании предметно-пространственной среды. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
Деятельностный (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) - организация знакомства с малыми фольклорными формами для детей с рассматриванием к ним иллюстраций; -организация различных видов детской деятельности по всем образовательным областям. -рекомендации родителям по данной теме. - участвуют во всех видах детской деятельности; -проявляют интерес к малым фольклорным формам; -участвуют в обсуждении малых фольклорных форм. - проявляют интерес к малым фольклорным формам; -знакомятся и обсуждают с детьми дома малые фольклорные формы; -участвуют в создании альбома «Фольклор для детей». -оказывают помощь в обогащении Центра книги Завершающий (презентация продуктов проекта, рефлексия-размышления над новым знанием или опытом) - подведение итогов данного проекта. -организация итогового мероприятия; -презентация журнала для родителей «Фольклор для детей». - участвуют в оформлении выставок, обсуждении своих и совместных с родителями творческих работ; -участвуют в итоговом мероприятии. - помогают в создании выставки совместных с детьми рисунков «Малые фольклорные формы в картинках»; -обсуждают с детьми их творческие работы; -участвуют в подготовке итогового мероприятия.
Познавательное развитие -Просмотр презентации «Что такое Масленица» -Просмотр мультфильма «Небылицы». -Развлечение «Ярмарка народной мудрости» Речевое развитие - О рганизованная образовательная деятельность по развитию речи «Сундучок народной мудрости». - Беседы с детьми «Сколько в мире языков?», «Что нам помогает красиво говорить?», «Что означает праздник - Международный день родного языка», - Речевые игры «Кто лучше скажет скороговорку», «Кто больше назовет пословиц», «Объясни поговорку», «Назови пословицу о добре». -Викторина «Узелок с загадками». -Знакомство с пословицами и поговорками русского народа - Знакомство детей с мирилками , страшилками, дразнилками. -Речевое упражнение «Расскажи потешки » с помощью мнемотаблиц , фольклорных произведений на коми языке: « Катша-катша », «Юр по коми …», « Кекöнач ». -Игровое упражнение «Замочная скважина» (придумывание сказки-«наоборот»). -Речевые игры «Доскажи пословицу», «Один начинает, другой продолжает», «Скажи правильно», «Скажи выразительно», «Подбери рифму» -Речевое упражнение «Загадки-придумки». СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ.
Социально-коммуникативное развитие -Беседа с рассматриванием иллюстраций на нравственно-этические темы «Что нам поможет дружить?» - Игровое упражнение «Волшебный клубок» (ситуативный разговор «Чему может научить пословица и поговорка?») -Игровое упражнение «Изобрази потешку», «Изобрази стихотворения пантомимой» -Инсценировка небылиц, потешек. -Разыгрывание потешки «Тень-тень-потетень» с помощью кукольного театра. Физическое развитие -Подвижные русские народные игры « Жмурки», «Ручеёк», «Горелки», «Заря», «Плетень», «Мыши водят хоровод», -Подвижные игры народа коми «Жмурки с Бабой Ёмой», «Баба Яга», «У оленя дом большой», «Горань», «Прялица», Ёма-баба-Чукля-кока» -Разучивание считалок на коми языке, разучивание русских народных считалок. Художественно-эстетическое развитие -Выставка детского творчества по загадкам, пословицам о труде и лени «Ай, качи , качи , качи …» -Аппликация «Хоровод» -Лепка «Герои потешек » -Игра на музыкальных русских народных инструментах (ложки, бубен, трещотки, свистульки). -Слушание и исполнение русских народных попевок , песен ( «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во кузнице», «Сидит Дрёма», «Как у наших у ворот») , вождение хороводов(«Заплетись плетень», «Во поле берёзонька стояла» ). -Свободные плясовые движения под русскую народную музыку.
Взаимодействие с родителями -Пополнение книжного уголка произведениями малых фольклорных форм русского народа, а также малыми фольклорными формами других народов; -Совместное иллюстрирование детьми и родителями знакомых потешек , небылиц, скороговорок и других малых фольклорных форм; оформление альбома «Фольклор для детей». -Создание электронного журнала для родителей «Фольклор для детей» -Оформление выставки творческих работ детей. -Наглядная информация для родителей «Средства выразительности родного языка». -Творческая мастерская по изготовлению тряпичных кукол к итоговому мероприятию «Ярмарка народной мудрости» (совместное детско-родительское творчество)
В процессе работы над проектом дети проявляли активный интерес к различным формам малых фольклорных жанров, особенно к мирилкам , считалкам, дразнилкам, страшилкам. Дети с удовольствием инсценировали потешки , небылицы, проявляя свои навыки актерского мастерства. Интеграцию в этнокультурном содержании проекта обеспечило тесное взаимодействие со специалистами детского сада. Педагог по краеведению и коми языку знакомила детей с народной мудростью коми народа - потешками , пословицами, поговорками, загадками, считалками на коми языке. Музыкальный руководитель в совместной деятельности с детьми разучивала колыбельные, песенки, попевки , хороводные игры, а также вовлекала детей и родителей в оформление музыкального зала к развлечению «Ярмарка народной мудрости». Огромный интерес вызвала организация оркестра народных музыкальных инструментов. Воспитатель по физической культуре познакомила детей с коми подвижными играми, играми-эстафетами, которые затем дети самостоятельно организовывали в свободной деятельности. Активное участие родителей стало одним из главных условий успешной реализации нашего проекта. Увлеченно родители изготавливали атрибуты, костюмы к итоговому развлечению в творческой мастерской. Родители, посетившие творческую мастерскую по изготовлению тряпичных кукол не только получили удовольствие от творческой совместной деятельностью с детьми, но и много узнали об истории народной куклы, семейных традициях воспитания. Отметили при этом, что такая деятельность с детьми очень полезна своим общением и творческим взаимодействием. Заинтересовал родителей своей познавательностью, яркостью, ставший традиционным в проектах и тематических неделях наш электронный журнал для родителей на тему «Фольклор для детей». Для нас, педагогов, проект стал увлекательной, эффективной формой совместного сотрудничества с детьми и родителями. Приобщая детей к использованию в своей речи малых фольклорных форм, мы увидели, как каждый ребенок шаг за шагом становился маленьким ценителем родного языка. Мы убедились в том, что детский фольклор – это самый занимательный материал, который близок интересам и потребностям детского возраста.
Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2015/09/02/proekt-vospitanie-v-folklore http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2011/11/01/attestatsionnaya-rabota-na-temu-ispolzovanie-malykh http://diplomba.ru/work/100685
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками.
Готовые плакаты с прибаутками, потешками по режимным моментам в д.с....
"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"
В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...
Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"
Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...
"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"
В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Методический материал знакомит педагогов с малыми фольклорными формами , их применением на практике.Предлагает литературу , которую можно почитать детям разных возрастов....
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников
Фольклор – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, ...
Консультация для родителей «Малые фольклорные жанры в развитии речи дошкольников»
Как малые фольклорные жанры, влияют на развитие речи дошуольников....