Консультация для родителей "Использование малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Бут  Наталья Николаевна

Материал подскажет родителям как с помощью народного фольклора (потешки, сказки) активизировать речь малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons._po_rr.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» г. Щигры Курской области»

Консультация для родителей

Использование малых фольклорных жанров

в развитии речи младших дошкольников

Подготовила: воспитатель Бут Н.Н.

Уважаемые родители!

           Начну с весьма существенного факта – создания спокойной атмосферы в семье. Терпимое, доброжелательное отношение родителей к детям, искреннее уважение к личности ребенка - залог формирования благоприятных взаимоотношений в семье. Ребенку важно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи ребенка в речевом общении (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть замечены.

Проанализировав существующую методическую литературу, проводя занятия с детьми, можно сказать, что  младшие дошкольники лучше усваивают однотемные занятия. Они предполагают разный характер заданий для дошкольников с разным уровнем речевого развития.

Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические, игры-драматизации и др. Игры проводятся в любое время дня. И здесь, конечно же, мы ждем помощи от вас, уважаемые родители.

Один из важнейших факторов успешного овладения речью – чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек, закличек, русских народных сказок. Детям ежедневно следует читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые.

Существует ряд произведений, которые сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании «водичка-водичка, умой мое личико», приеме пищи «кушай кащу Маша – будешь Маша хороша», во время игры, на прогулке. Предусмотрены шуточные стихи, например, «наставление» С.Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь не сердись».

На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешка «Ладушки-ладушки…» помогает воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

Приведу еще ряд примеров. Вы наблюдаете за играющими детьми. Затем беспокоитесь: «Ой, что-то я Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?» Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. «Подойди ко мне, дружок, - обращаетесь вы к мальчику.- Где же ты был?» Выслушав ребенка, обнимаете его, декламируете:

Лисий хвостик, мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад! (Н.Пикулева «Лисий хвостик»)

Отпускаете от себя малыша, но он уже понял, что ему предложена игра. Он начинают то прятаться от вас, то подбегать к вам, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

В следующий раз можно взять куклу, баюкать ее, прочитать стихотворение В.Берестова «Больная кукла»:

Тихо, тихо, тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Ребенок поет песенки для больной куклы, используя и домашний репертуар.

Пение детских песен, игра на любых музыкальных инструментах благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Музыкальные руководители отмечают, что дети, с которыми поют, заметно отличаются от сверстников: они умеют слушать пение и игру на инструментах, без труда и с удовольствием подпевают взрослым.

Рекомендую  организовывать с ребенком игры-сюрпризы – цель которых, порадовать, позабавить, удивить. Такие игры помогут на достаточно длительное время занять детей. Например, дидактическая игра «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют предмет, называют его и достают из мешочка. Вы, участвуя в игре, достаете баночку с мыльными пузырями и заканчиваете игру пусканием мыльных пузырей.

Если вы решили позаниматься с малышом дома не забывайте, что для ребенка эффективны занятия, которые целиком или частично проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в самостоятельности – речевой или поведенческой (движения, действия и т.п.).

Рекомендую использовать известные практике задания и упражнения, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.

  • Используя стихотворные строчки малыш может, например, предупредить зайчонка об опасности, утешать и баюкать куклу и т.п; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают.
  • Самые разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите те, сделайте то-то и так-то. Эти задания не только оживляют занятие, предоставляя маленьким детям возможность подвигаться, сменить позу, но и позволяют вам выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
  • Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых умений и навыков, творческих способностей.
  • Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом, чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности: жест наполняет слово конкретным содержание.
  • Включайте в занятия народные игры, в процессе которых  ребенок  показывает какое-то движение, а вы его повторяете. Особой популярностью пользуется у самых маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…»), а у детей постарше – «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».
  • Драматизации. Важно научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.
  • Вопросы и задания, побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям.

          Уважаемые родители, Буду рада, если мои советы помогут вам в развитии речи вашего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников.

Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"

Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...

Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников

Фольклор – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, ...

Консультация для родителей «Малые фольклорные жанры в развитии речи дошкольников»

Как малые фольклорные жанры, влияют на развитие речи дошуольников....