Духовые музыкальные инструменты
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Рассказы и стихи о духовых музыкальных инструментах с вопросами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рассказы,стихи о духовых музыкальных инструментах | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Духовые музыкальные инструменты
Рожковый оркестр
Устроил князь веселый бал
И роговой оркестр позвал.
В саду его он разместил,
Чтоб звук гостей нс оглушил.
Один рог был размером с кресло.
Имел почетное он место.
Звучал рог низко и протяжно
И вид имел серьезный, важный.
Другой как карандаш, не больше,
Его звучанье было тоньше.
Размеров средних третий был
И баритоном он трубил.
Всего их было двадцать три,
Немало, что ни говори.
Рога все слаженно звучали,
И гости князя танцевали.
Затем оркестр марш играл,
И князь от гордости сиял: —
Рог нс орган, а как звучит.
Все инструменты он затмит.
Вопросы и задания
• Прародителем какого музыкального инструмента является рожок или рог?
• Представьте, что вы князь и вам предстоит провести бал. Каких музыкантов вы пригласите?
• Из каких музыкальных инструментов, кроме рогов, состояли старинные оркестры?
• В каких еще музыкальных инструментах сила звучания зависит от размера инструмента?
Король-олень и золотой рог
Много оленей водилось в большом лесу, но самым красивым был белый с золотыми рогами — король-олень. Люди говорили, что рога у оленя гудят так, что ураган поднимается и деревья до земли сгибаются.Однажды королевский глашатай объявил со стены королевского дворца:
— Тот, кто поймает короля-оленя, получит в награду мешок золота.
Сотни охотников устремились в королевский лес, но они даже следов короля-оленя не нашли. Некоторые видели чудесного белого зайца, но заяц не интересовал короля.Деревенский пастушок тоже решил найти короля-оленя.
— Как ты пешком оленя поймаешь, если мы на конях и с оружием его не нашли? — удивились охотники.
— Я не хочу ловить чудесного оленя, мне бы только услышать, как его рога гудят, — ответил пастух. — А я оленю на своей дудочке сыграю.
— Иди лучше своим коровам на дудочке играй, — засмеялись охотники.
Пастух ничего не сказал, повернулся и ушел. Долго ходил он по лесу, питался грибами да ягодами и однажды на рассвете увидел на поляне белого зайца.
«Вот чудо! Все зайцы белые только зимой, а этот — посреди лета», — подумал пастух. Достал он свою дудочку и заиграл на ней нежную мелодию. Привстал заяц на задние лапки и стал слушать. Тут заметил пастух, что кончики ушек у зайца золотятся. Долго играл пастух, а белый заяц сидел неподвижно, только золотые ушки сверкали.Остановился пастух, чтобы дух перевести, а заяц — прыг в кусты и исчез.Раздвинул пастух кусты и увидел за ними белого оленя с золотыми рогами.
— Зачем пришел сюда, охотник? — строго спросил олень и ногой топнул.
Загудели золотые рога, и над верхушками деревьев словно ураган пронесся.
— Не охотник я, а пастух. Коров пасу и на дудочке играю. Хотел и тебе свою песенку сыграть, — храбро ответил пастушок и заиграл нежную мелодию.
Долго играл пастушок. Неподвижно стоял олень, только рога его сверкали на солнце так, что глазам больно было смотреть. Кончил пастух играть, а олень говорит:
— Славно ты играешь, теперь мой черед. — Махнул он ветвистыми рогами, и загудели они, как тысячи басовитых труб. Вслед за ним загудел весь воздух, закачались, застонали деревья, и гулким эхом отозвались далекие горы. Таким сильным был гул, что пастух даже за дерево схватился, чтобы не упасть.
— Спасибо, король-олень, — поклонился пастушок. — Теперь я самый счастливый человек, потому что первый из людей такое чудо увидел и такую музыку услышал. Жаль, нет у нас подходящих инструментов, и я не смогу рассказать всем, какой могучей бывает музыка.
Встряхнул олень головой. Один золотой рог отломился и упал в траву.
— Это тебе награда за доброту твою. Если подуешь в этот рог, он загудит трубным голосом, — произнес олень, а потом повернулся и исчез.
Прижал пастух золотой рог к груди и побежал скорее домой. Прибежал он в родную деревню, а там беда. Дома разрушены, а многие жители в чужие края угнаны.
— Как же так получилось?! Почему королевское войско за нашу землю не сражалось? — спросил пастушок у знакомой старушки.
— Сражались они, да враг сильнее оказался. Кого побили, кого в плен взяли, а многие по лесам попрятались, — объяснила старушка. — Король в своем замке заперся. Враги королевский дворец широким кольцом окружили, хотят его измором взять.Ничего не ответил пастух. Поднял он золотой рог и дунул в него изо всех сил. Загудел воздух, как тысячи басовитых труб.
Шел пастух к королевскому дворцу и дул в золотой рог. И в сердцах тех, кто по лесам прятался, великая отвага поднималась.Три дня длилось сражение. Три дня, не умолкая, гудел рог. В страхе враги бежали прочь.После сражения золотой рог умолк, и его не нашли на поле битвы. Пастушок тоже исчез.
С тех пор прошло много лет, но до сих пор люди мечтают найти золотой рог, который гудит, как тысячи басовитых труб, и вселяет мужество в сердца людей.Люди запомнили громкий голос золотого рога и придумали такие музыкальные инструменты, которые трубили и заставляли гудеть воздух. Сначала люди делали их из длинных рогов разных животных, потом — из разного металла и назвали эти инструменты трубами.
Вопросы и задания
• Почему король хотел поймать оленя с золотым рогом?
• Почему пастушку удалось разыскать оленя, а слугам короля — нет?
• Нарисуйте, как олень гудел своими золотыми рогами.
• Придумайте сказку о том, как король назначил пастушка главным музыкантом королевства.
• Почему с помощью рога пастушку удалось вдохновить королевское войско?
• Почему пастушок назвал себя самым счастливым человеком, когда услышал музыку из оленьих рогов?
Свистульки
У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.
Вопросы и задания
• Дети из глины или пластилина лепят свистульки и придумывают о них забавные истории.
• Почему детям из стихотворения так нравились свистульки?
• Нравятся ли вам игрушки-свистульки?
• Педагог раздает детям свистульки. Затем включается музыка, и дети стараются свистеть в такт этой музыке.
• Дети делятся на пары. У каждого — свистулька. Дети придумывают мелодию и исполняют ее дуэтом на своих свистульках.
Чудо-свистулька
— Мама, в деревню пришел бродячий торговец, — радостно рассказывал мальчик. — У него полный ящик свистулек. Есть овечки, есть коровки, а больше всего глиняных и деревянных птичек. Стоят всего копейку.
— Сынок, у нас нет денег даже на хлеб, осталась одна картошка, — ответила мама.
— Тогда я не пойду на праздник весны,—расстроился мальчик. — Все дети будут соревноваться в игре на свистульках, а я не смогу. Победитель получит большой пряник.
Мама улыбнулась и хитро спросила:
— А как же синичка, которую ты зимой спас от мороза? На празднике все дети будут отпускать птичек на волю, а кто отпустит нашу птичку?
— Цвинь-цвинь, — звонко пропела синичка на подоконнике.
— Хорошо, — согласился мальчик. — Все покупают птиц у торговца, чтобы на празднике их отпустить, а у меня своя синичка есть.
На следующий день был праздник весны. Мама разбудила сына пораньше и вручила ему испеченного из теста румяного жаворонка.
— Мама, откуда ты муку взяла? — удивился мальчик.
— У соседки заняла, обещала ей летом огород прополоть, — ответила мать.
На празднике было весело. Все дети надели своих жаворонков на длинные палочки и с пригорков подбрасывали их как можно выше к солнышку.
Потом жаворонков съедали, но не целиком. Головку жаворонка надо было оставить для домочадцев или для домашней скотины, чтобы к ним пришло здоровье и благополучие. Мальчик оставил для своей мамы половину жаворонка. Когда испеченные жаворонки были съедены, а живые птички выпущены на волю, наступила очередь музыкальных состязаний, песен и хороводов.
Первыми состязались в игре на свистульках дети. Ярко раскрашенные глиняные и деревянные свистульки нежно звенели и резко свистели. Дети старались подражать птичьим трелям. Мальчик побрел прочь.
— Цвинь, цвинь, — вилась над ним его синичка.
— Лети в лес, ты теперь свободна, — махнул мальчик рукой.
Но синичка не улетела, а села на плечо мальчика. Он хотел взять птичку и подбросить ее в воздух, но вдруг увидел, что в его руке не живая синичка, а глиняная свистулька. Синенькая, с желтым цветком на грудке и с черными глазками. Сбоку на ней, как и положено, было несколько дырочек, а в хвостике отверстие для вдувания воздуха.
Крепко зажав свистульку в руке, мальчик побежал обратно на праздник.
Вечером он рассказал маме:
— Моя свистулька пела, как настоящая синичка. Меня все время просили играть на ней. Дали большой пряник, а еще вот это.
Мальчик разжал ладошку и показал медную монетку.
— А где же твоя чудо-свистулька? — улыбнулась мама.
— Это была не чудо-свистулька, а чудо-синичка. Когда я подошел к нашему дому, глиняная птичка вдруг ожила в моей руке, вспорхнула и улетела.
— Синичка отплатила тебе добром за добро, — задумчиво проговорила мама.
Вопросы и задания
• Почему синичка в руках у мальчика превратилась в свистульку?
• Нарисуйте свистульку-синичку и украсьте ее узорами.
• Как вы думаете, должны ли люди праздновать наступление разных времен года?
• Представьте, что вы мэр города и вам нужно организовать праздник весны. Расскажите, как пройдет этот праздник и какие подарки вы подарите жителям.
• Организуйте состязание по игре на свистульках. Победитель награждается каким-либо подарком.
Дудочка играет
С виду дудочка простая,
Но звучаньем поражает:
В нем небесная лазурь,
Солнца лучик после бурь.
В нем звучание лесов
Под порывами ветров,
В нем последний вальс листвы,
Плеск ручья и песнь травы,
Спящих рек, озер дыханье,
Встречи в нем и расставанья,
В нем томленья грустной ивы,
Птиц волшебные мотивы.
Вопросы и задания
• Дети делятся на пары и получают дудочки. Один ребенок играет на дудочке какую-нибудь мелодию, второй — описывает картину природы, к которой подходит данная мелодия.
• Какие еще музыкальные инструменты с виду хрупкие, но имеют поразительное, сильное звучание?
Свирель
Жил в селе пастух Андрейка,
На свирели и жалейке
Он коровушкам играл,
Хор коровий подпевал.
Были у него коровы
Невредимы и здоровы.
Звуки их оберегали,
Злых волков, болезни гнали.
Все Андрейку уважали,
Угощали, ублажали,
Прославляли всем селом.
Слыл он лучшим пастухом.
— Без умения играть
Счастья стаду не видать.
Вам поклон, свирель с жалейкой, —
Говорил пастух Андрейка.
Вопросы и задания
• Для чего пастуху свирель и жалейка?
• В каких еще профессиях людям помогала игра на разных музыкальных инструментах?
• Как вы думаете, современные пастухи играют коровам на свирели или жалейке?
• Как вы думаете, на каких музыкальных инструментах надо играть барашкам, козам, курицам, поросятам, чтобы они не болели и лучше служили людям?
• Почему пастуха в деревни все уважали?
• Прародителями каких музыкальных инструментов были свирель и жалейка?
Волынка
По селу певец идет,
Он в руках мешок несет,
На ходу на нем играет,
Трубкой звуки извлекает.
Монотоннее звучанье,
Много в нем тоски, страданья,
Что же это за чудинка?
Музыкант несет волынку.
Как упруга и прочна,
Воздухом полна она.
Воздух этот — музыкальный,
Только слишком он печальный.
Вопросы и задания
• Почему волынку наполняют воздухом, чтобы она звучала?
• Какие еще старинные или современные музыкальные инструменты звучат благодаря силе воздуха?
• Нарисуйте волынку. Что по форме напоминает вам этот музыкальный инструмент?
Чья песня лучше
Весело на городской площади в воскресный день. В одном конце звонко играют дудки, на другом — жалейка плачет жалобно, а ее плач заглушает сильный голос бродячего музыканта с мешком свирелей: «Налетайте, не зевайте. За копейку песенку спою и свирель подарю. Будете играть да деток потешать».
Вдруг на площади появилась конная дружина во главе с князем и принялась разгонять музыкантов плетями. Потом слуги князя отняли у музыкантов инструменты, сложили их в кучу и подожгли.
В этот миг громко затрубила труба, спустилась с неба крылатая голубоглазая девушка.
— Не смей, князь, моих слуг-музыкантов обижать! — молвила девушка певучим голосом.
— Я приказал запретить музыку и игры! А ты кто такая? — гневно закричал князь.
— Я фея Музыки. Пусть твое сердце каменным станет до тех пор, пока музыка не заставит его плакать, — ответила фея и растаяла.
Хотел князь что-то крикнуть и не смог. Окаменело его сердце. Княгиня тут же издала указ: «Тот из музыкантов, кто заставит сердце князя плакать, получит сто золотых».
Тысячи музыкантов отправились в княжеский замок, но никому из них не удалось разжалобить князя своей игрой. Три деревенских музыканта тоже решили попытать счастья. Пришли они к старому музыкальному мастеру за инструментами.
— Я хочу на жалейке сыграть, — сказал один музыкант. — Ее жалобная песня любого тронет.
— Хорошо, — ответил мастер, — вот тебе жалейка — деревянная дудочка с дырочками. На конец дудочки я бересту накрутил для усиления звука, а в верхний конец специальный язычок вставил — «пищик».
— А мне волынка больше нравится, — заявил второй музыкант. — Она поет так тоскливо, что невольно плакать хочется.
— Очень удобный инструмент — волынка, — согласился мастер. — Сделал я ее в виде мешка из телячьей шкуры. В мешок вставил несколько трубок. Через одну трубку воздух в мешок нагнетается, через другую — можно играть. Остальные трубочки сами загудят заунывно, если на мешок нажать.
— Дайте мне свирель, ее переливчатая музыка за душу берет, — попросил третий музыкант.
— Возьми вот эту свирель, — предложил мастер. — Она из ветки ивы сделана. Сердцевину я выжег раскаленной проволокой, а потом прожег в ней шесть круглых отверстии и седьмое прорезал наискось. Конец трубочки я закрыл деревянной) затычкой, только узенькую щелку оставил для воздуха.
— Дедушка, какой же из этих инструментов оживит сердце князя? — спросил внук мастера.
— Все эти инструменты — духовые. Люди говорят, что название это появилось от старинного слова «дух», что значит воздух. А я думаю, что оно от силы духа человека произошло. Только силой духа можно расколоть каменное сердце князя, — ответил старик.
Пошли музыканты к князю, а мальчишка, внук мастера, за ними увязался, посмотреть.Вот пришли музыканты в замок. Первый заиграл на жалейке. Запищала жалейка, словно девушка заплакала, которую с любимым разлучили. Вздохнула грустно княгиня, а князь даже не посмотрел на музыканта.
Второй музыкант взял в руки пузатую волынку и затянул грустную песню о человеке, который на чужбине по родине тоскует. Слезинка выкатилась из глаз княгини, но князь даже голову не повернул.Поднес третий музыкант свирель к губам, и поплыли в воздухе грустные переливчатые трели об ушедшей молодости. Вспомнила княгиня свою беззаботную молодость и заплакала, только лицо князя по-прежнему было каменным.
Тут заметила княгиня мальчика и попросила:
— А ты умеешь играть?
— Я знаю одну колыбельную песенку, которую мне моя матушка пела, — ответил мальчик.
Он достал из кармана простую тростниковую дудочку и заиграл.
Запела дудочка нежным голосом матери, и дрогнуло лицо князя. Выкатилась из его глаза слеза, и сердце его снова живым стало.
Вопросы и задания
• Почему только тростниковая дудочка заставила князя плакать?
• На каком инструменте вы сыграли бы князю, чтобы оживить его сердце?
• Педагог показывает детям картинки с народными музыкальными инструментами, упомянутыми в сказке. Дети перечисляют внешние сходства и различия этих инструментов от современных духовых музыкальных инструментов.
Музыка флейты
Флейта — это звук волшебный,
Это голос сокровенный,
Это счастье и покой,
Это разговор с душой.
Это сердца излиянье,
Добрых сил в него вливанье,
Это крылья красоты,
Голос веры и мечты.
Флейта — сказочная фея,
Открывающая двери
В мир духовный и хрустальный
И таинственно печальный.
Вопросы и задания
• Почему голос флейты сравнивается с образом феи?
• Прослушайте музыку флейты и нарисуйте фею этой музыки.
Голос флейты
Флейты тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
Кормит влагой он поля,
И звенит в ответ земля.
Благодарно шепчут ивы,
Летний яркий луг красивый.
Птички радостно поют,
Звонкий щебет там и тут.
Громче флейты звук, сильней
Заливается ручей,
Вторят братцу родники,
Звон доносится с реки.
Тише флейточка звучит —
Ручеек устал и спит.
Тишина — он видит сон,
Замер флейты перезвон.
Вопросы и задания
• Нарисуйте ручеек, о котором спела флейта из этого стихотворения.
• Звучание каких музыкальных инструментов напоминают вам: порыв ветра, шум дождя, шелест крыльев, звон ручья?
• Дети слушают музыку флейты и рисуют образы из мира природы, о которых рассказала им эта музыка.
Волшебная флейта
Много разных инструментов продавалось в музыкальном магазине. В одном углу стоял важный черный рояль. В другом — жили гулкие барабаны, литавры и звонкие тарелки. На одних полках лежали скрипочки в своих бархатных футлярах и другие струнные инструменты. На других — расположились свирели, флейты и тромбоны. Одна флейточка — темно-вишневая красавица с серебристыми кнопочками, красовалась на самом видном месте. Никто не знал, что красавица флейта дружит с мальчиком слугой. Когда мальчик протирал пыль на полках, он украдкой гладил красавицу, а та в ответ тихонько звенела. Больше всего на свете мальчик мечтал купить эту чудесную флейту, но она стоила очень дорого.
— Дзинь! — звякнул колокольчик у входа, и в магазин вошел старик.
— Что желаете? — любезно произнес хозяин, увидев богатого покупателя.
— Мне нужна флейта, — ответил старик, — В детстве я мечтал стать флейтистом, а стал директором фабрики. Теперь у меня, наконец, появилось свободное время. Конечно, учиться музыке поздно, но я хочу купить у вас лучшую флейту в память о своей мечте.
— Мальчик, принеси нашу красавицу флейту, — приказал хозяин.
Мальчик расстроился, но послушно принес флейту. Старик спросил:
— Ты умеешь играть на флейте, мальчик?
— Что вы, господин, я умею играть только на своей деревянной дудочке.
Мальчик вынул из кармана дудочку и поднес ее к губам. Дудочка спела веселую журчащую мелодию, и чудесная флейта еле слышно подпевала ей.
— Отлично! Теперь сыграй на флейте, — попросил старик. Мальчик поднес флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка. Старик и хозяин магазина с удивлением смотрели мальчика, но сам он был удивлен не меньше.
— Это не я, — прошептал мальчик, — флейта сама поет, наверно, она волшебная.
Старик тут же купил красавицу флейту, заплатив за нее втридорога. Мелодия флейты звучала у него в голове целый день. Вечером старик не выдержал и отправился к учителю музыки. К своему удивлению, он встретил там мальчика из музыкального магазина.
— Господин учитель, пожалуйста, дайте мне урок, — умолял мальчик.
— Твоих денег мало, мальчик, даже для одного урока, — ответил учитель.
— Я заплачу десять золотых монет, если вы научите меня играть на этой флейте, — перебил мальчика богатый старик.
— Проходите, пожалуйста, — поклонился учитель. — А ты, дружок, — обратился он к мальчику, — приходи, когда накопишь денег.
Получив плату, учитель старался изо всех сил. Прошел первый урок, второй.., десятый, но ничего не получалось. Однажды ночью старик долго пытался сыграть хотя бы самую простую мелодию, но флейта лишь фальшиво свистела. Измучившись, старик задремал. Разбудила его волшебная переливчатая музыка флейты. Старик открыл глаза и увидел прекрасную женщину в синем платье со звездами. Она играла на его флейте.
— Кто вы? — прошептал старик.
Синие глаза строго посмотрели на богача, и переливчатый голос прозвенел:
— Я фея Музыки. Только человек с добрым сердцем может играть на волшебной флейте.
Старик вскочил с дивана, но видение исчезло. Всю ночь думал старик о словах феи. Утром он пошел в музыкальный магазин.
— Собирайся, — сказал старик мальчику, — тебе надо учиться, а не вытирать пыль. Я обо всем договорюсь и заплачу за твою учебу.
Старик устроил мальчика в музыкальное училище и отправился домой.
«Наконец-то, моя флейта заиграет», — думал он по дороге. Но увы! Раз за разом старик пытался извлечь из флейты мелодичные звуки, но она только фальшиво свистела. Вдруг слуга доложил, что к хозяину пришел мальчик с дудочкой.
— Пусть войдет, — пробормотал старик, — наверное, пришел попросить еще денег.
— Дорогой господин, — сказал мальчик, сияя, — мне хотелось поблагодарить вас, и я сочинил для вас песенку. Вот, послушайте.
Мальчик поднес к губам дудочку, но старик протянул ему свою флейту:
— Лучше сыграй свою песенку на флейте.
Мальчик поднес старую флейту к губам, и полилась сверкающая, переливчатая музыка, которая так понравилась старику в магазине.
Когда музыка смолкла, старик сказал:
— Возьми себе эту флейту, мальчик. Она тебе больше подходит.
— Что вы, господин. Я не могу принять такой дорогой подарок, — прошептал мальчик.
Тогда давай меняться. Ты мне дашь свою дудочку, а я тебе — флейту, — предложил старик и насильно вложил мальчику в руки флейту.
Мальчик ушел, не чувствуя под собой ног от счастья.
Вечером, собираясь спать, старик взял с дивана деревянную дудочку мальчика, поднес ее к губам, и полилась прелестная журчащая песенка.
Вопросы и задания
• Почему в руках богатого человека флейта потеряла свой голос?
• Зависит ли то, как человек играет на музыкальном инструменте, от его характера?
• Как вы думаете, станет ли мальчик из сказки настоящим музыкантом?
• Как вы думаете, что произойдет с богатым человеком после этого случая?
Духовой оркестр
Звучит оркестр духовой,
В нем слышится тарелок бой,
Фанфар и горнов медный звук
И барабанной дроби стук.
Порой солируют валторны,
Но глушат трубы их и горны.
Удар тарелок, тишина,
Вот флейточка звучит одна.
Одна — под натиском таким,
Но дух ее непобедим.
Ее напевы словно луч,
Пробивший сонмы черных туч.
Тромбон ей вторит и гобой,
И заново тарелок бой,
Но не такой, как прежде, он,
Гнет сброшен, свет освобожден.
Вопросы и задания
• Перечислите все духовые инструменты и расскажите, что их объединяет.
• Какой из них вам кажется самым сложным?
• Прослушайте музыку в исполнении духового оркестра, а затем перечислите все инструменты, звучание которых вы услышали.
• На каком духовом музыкальном инструменте вам бы хотелось научиться играть и почему?
• Как выдумаете, какой духовой музыкальный инструмент является самым важным для оркестра?
• Дети слушают одно и то же произведение сначала в исполнении духового оркестра, а затем другого, например народного.
Самый нужный инструмент
Тихо ночью в музыкальном магазине. Спят струнные инструменты, спит рояль, спят барабаны и литавры. Только в отделе духовых инструментов слышатся тихие гулы, гудение и даже трубные возгласы.
Духовые инструменты взволнованы новостью. Днем хозяин сказал им:
— Скоро, дорогие мои, мы расстанемся. Вас покупают для духового оркестра. Вы будете играть в новом музыкальном театре.
— Я умею петь переливчато и нежно, — взволнованно пропела флейта.
— Я умею петь не хуже тебя, — в тон флейте пропел гобой.
— Не спорьте. Мы, деревянные духовые инструменты, все пригодимся для оркестра. Я, например, умею придавать звуку сильное нарастание или,
наоборот, затухание, — пропел кларнет. — Это очень важно для красоты музыки.
— У каждого из нас свое уникальное звучание, — басом добавил фагот. — Иногда музыке нужны мои низкие басовые ноты.
— Дорогая труба, почему деревянные духовые инструменты хвастаются? Разве мы, медные духовые инструменты, не уникальны? — тихонько прогудел горн, стоявший в разделе духовых медных инструментов.
— Нам не годится хвастаться. Мы прежде служили охотникам и солдатам, играли воинские сигналы или походные марши, — объяснила труба.
— Значит, нас тоже возьмут в духовой оркестр, — обрадовался горн.
— Трубы, валторны, тромбоны и тубы — основа духового оркестра. Без них у музыки не будет яркости и мощи. Но ты, малыш, вряд ли туда попадешь
— прогудела труба. — Ты, горн, так и остался сигнальным инструментом, поэтому для музыки ты не нужен. Горн замолчал, и его ярко-рыжие медные бока покраснели от обиды.
На следующий день почти все духовые инструменты уехали в музыкальный театр. На витрине, где стояли медные духовые инструменты, остался только блестящий горн. Тут в магазин вошли отец с сыном. Мальчик с восхищением взглянул на горн и сказал:
— Папа, смотри, какой горн! Купи мне его, пожалуйста.
— Слишком дорого, сынок, ты же хотел дудочку, — забеспокоился отец.
— Вам повезло. Я сегодня выгодно продал много инструментов и могу снизить цену на горн, — предложил хозяин магазина.Так счастливый мальчик стал обладателем блестящего горна. Правда, горн совсем не обрадовался своему хозяину.«Я не попал в музыкальный театр и тем более не стану игрушкой. Этот мальчик не услышит от меня ни звука», — решил горн и, действительно, сначала только сипел, когда мальчик дул в него.
— Зря мы купили горн, сынок. У тебя не хватит сил, чтобы трубить на нем, — сказал отец.
— Сил у меня хватит, я буду горнистом в лагере летом, — упрямо ответил мальчик.
В конце концов горн уступил. Он научился вместе со своим хозяином звонко трубить подъем, отбой и даже сигнал тревоги.
Наступило лето. Дожди шли подряд две недели, но мальчик с нетерпением ждал поездки в лагерь. Наконец долгожданный день настал. Когда автобус с детьми тронулся с места, мальчик достал свой блестящий горн и звонко протрубил. Словно солнышко выглянуло из-за туч, и дети радостно заговорили:
— Ух ты, красивый горн! Дай подержать. А тревогу ты умеешь трубить?
Вдруг автобус так резко затормозил, так, что пассажиры чуть не попадали со своих мест. Все вышли и увидели, что дождевой поток промыл через дорогу огромную рытвину.
— Хорошо, что сейчас еще светло, — сказал водитель автобуса. — Ночью я бы подумал, что это лужа, и попал бы в аварию. Надо срочно в город возвращаться.
— А как же другие? — спросил мальчик с горном. — Уже темнеет, и они попадут в аварию.
— Надо быстро вернуться и сообщить милиции о рытвине, — ответил водитель.Все сели в автобус, и он помчался назад. В сумерках никто не заметил, что мальчика с горном в автобусе нет.
Дождь лил как из ведра. Мальчик прятал свой горн под курточкой, чтобы он не промок. Он стоял один посреди дороги, возле рытвины. Впереди в темноте заблестели фары. Мальчик вскинул горн и затрубил тревогу. Большой, ярко освещенный автобус резко затормозил. Сердитый водитель выскочил из автобуса.
— Там глубокая рытвина, не проехать, — сказал мальчик.
— А ты откуда здесь взялся? — удивился водитель.
— Я милицию жду, а она все не приезжает, — объяснил мальчик, стуча зубами от холода.
— Ну-ка, пошли в автобус, — приказал водитель. — Вместе подождем милицию. Я артистов музыкального театра на концерт везу. Они тебя чаем напоят .В автобусе было тепло и светло. Мальчик попросил полотенце и насухо протер свой горн.
— Правильно, настоящий музыкант прежде всего о своем инструменте заботится, — улыбнулся один из артистов. — Клади свой горн сюда, на сидение, рядом с моей трубой.
Мальчик напился горячего чая, согрелся и крепко уснул. Он не слышал, как приехала милиция вместе с его испуганными родителями и как его отвезли домой.
Проснулся мальчик рано утром на следующий день в своей постели. Ярко светило солнце, и в его лучах ослепительно сиял горн, стоящий на столике рядом с кроватью.
— Как я сюда попал? — удивился мальчик.
— Ты проспал самое интересное, — тихонько прогудел горн. — Все нас хвалили, говорили, что мы герои. Я был рад, что моя знакомая труба из музыкального магазина услышала это. Она ехала на концерт в автобусе с артистами. Теперь она думает, что я тоже нужный музыкальный инструмент.
— Хватит хвастаться, пора ехать в лагерь. Там ты будешь не только нужным, но самым главным музыкальным инструментом, — засмеялся мальчик.
Вопросы и задания
• Чем горн отличается от других духовых инструментов?
• Какой характер был у горна из сказки?
• Почему мальчик не побоялся выйти из автобуса и остаться на дороге, чтобы предупреждать водителей об опасности?
Источник: http://www.muz-urok.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Деревянные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа деревянных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания ...
Конспект музыкально-тематического занятия по слушанию музыки Тема: «Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Медные духовые»
На данном занятии дети знакомятся с новыми музыкальными понятиями: «симфонический оркестр», группа медных духовых инструментов симфонического оркестра,учатся слышать красоту звучания инструментов, зап...
Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»
Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....
Знакомство с музыкальными инструментами (духовые)
Цикл презентаций, посвященный ознакомлению с различными группами музыкальных инструментов...
Конспект беседы о происхождении духовых музыкальных инструментов.
Цель: Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментах.Задачи:Образовательные: Знакомство с народными духовыми музыкальными инструментами их историческим...
"Духовые музыкальные инструменты», открытое логопедическое занятие.
Конспект [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16760089","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"background-color: transparent; color: rgb(0, 0, 0)...
Духовые музыкальные инструменты для старших дошкольников
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с духовыми инструментами как часть познавательного развития...