Формирование речевой инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Селиванова Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx235.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Формирование речевой инициативы

детей старшего дошкольного возраста

через театрализованную деятельность.

C:\Users\ZX\Desktop\театр проект\IMG_20190910_163734.jpg

                Подготовила: Селиванова Марина Николаевна

                                                            воспитатель МДОУ «Детский сад № 77»

2021 год

 Слайд 1

       Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.

      Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

  Слайд 2 

    В нашей группе детям прививаем инициативу в речевом высказывании в течение всего режима дня во всех видах деятельности. Особенно увлекательна для них театрализованная деятельность. Готовясь к театрализованной постановке, совместно с детьми изготавливаем декорации, атрибуты, оформляем костюмы для спектакля, накладываем детский грим. Дети самостоятельно изготавливают отдельные элементы одежды героев, подбирают аксессуары, украшения самостоятельно выбирая цвет, ткань, размер и способ изготовления. И ребенок приобретает первый опыт инициативности, навык генератора идей,        

     При работе по развитию речевой инициативы в нашей группе используем проектную деятельность разных видов.

     Тема моего проекта: «Поддержка детской инициативы через театрализованную деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

    Слайд 3

Актуальность:

        Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании позволяет повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

       Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их  думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.      

       Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.

    Слайд 4

Проблема:

     В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность, как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.

     У детей, имеющих различные нарушения речи, наблюдается отсутствие стимула и желания говорить. Боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

 Уровень развития связной речи детей старшей группы не соответствует возрасту.

    Слайд 5

Цель проекта

  • Формирование речевой инициативы детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
  • Развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности
  • Развитие связной речи и эмоциональности у детей  дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

        Слайд 6

Задачи:

Образовательные:

  •  Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей подготовительной группы;
  •  Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;
  •  Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
  •  Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;
  •  Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

Развивающие:

  •  Развивать интонационный строй речи детей;
  •  Развивать речь детей как средство общения;
  •  Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;
  •  Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Воспитательные:

  •  Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;
  •  Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

    Слайд 7

Ожидаемые результаты:

  • повышение темпа развития речи в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в творческую деятельность;
  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
  • раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
  • целостное воздействие на речевую систему;
  • речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности

Слайд 8

Формы и методы работы

Беседы, игры – драматизации,  слушание музыкальных произведений, просмотр сказок, прослушивание  аудиосказок,  рассматривание иллюстраций к сказкам, заучивание стихов, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, приобщение родителей к созданию пространственно-развивающей среды, использование технологии ТРИЗ  - РТВ в НОД и свободной деятельности.

Слайд 9

Участники: воспитатели, дети  старшей  группы, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 3 месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).

Материально-технические ресурсы:  сказки, иллюстрации;  аудио, видеоматериалы;  мультимедийная техника; костюмы для театрализованной деятельности;  атрибуты для разных видов театров.

     Работа по реализации проекта проходила в три этапа.

1-й этап – Подготовительный этап

1.Разработка перспективного плана на учебный год детей старшей  группы.

2.Создание театрально - игровой среды (фрагменты и предметы-носители природных качеств, различные виды театра: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе…)

Слайд 10 и 11

…реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширма…

Слайд 12 и 13

…костюмы, театральные маски)

3.Рассказы воспитателя о театре.

4.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

5.Оформление информационного стенда для родителей, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по теме проекта:

«Культура и техника речи»;

«Ритмопластика»;

«Основы театральной культуры»;

«Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста».

6.Оформление книжного уголка.

Слайд 14

7.Знакомство с различными видами театров.

Слайд 15

2-й этап – Основной этап.

  • Просмотр спектаклей в видеозаписи с участием артистов театра ТЮЗ

Слайд 16

  • Театрализованные игры

Слайд 17

  • Игры с настольным театром.
  • Игры с пальчиковым театром.
  • Участие в сценках

Слайд 18(видео)        

  • Дидактическая игра «Теремок» по технологии ТРИЗ – РТВ

Слайд 19

  • Рассказы по схемам

Слайд 20

  • Репетиция и постановка  сказки «Теремок»
  • Организация выставки детских рисунков к сказке

3-й этап – заключительный.

Подведение итогов реализации проекта:

  • Выставка творческих работ;

Слайд 21

  • Презентация «Знакомство с театром»
  • Показ сказки «Теремок» воспитанникам детского сада

Слайд 22(видео) и 23 и 24

  • Видео презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.

Слайд 25

Результат проекта:

 Опыт проекта показал, что участие детей в данном проекте позволило детям:

  • Преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
  • Благоприятно повлияло на обогащение и активизацию словаря, на развитие речевых способностей. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
  • Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.
  • Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.
  • Расширились представления об окружающей действительности.

Благодаря проекту вырос интерес к чтению детской художественной литературы.

  • Видео презентация проекта педагогам ДОУ в рамках педсовета.

Слайд 26

Вывод:

      Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. Театрализованная игровая деятельность детям очень нравится, это весело и занимательно.

      В результате возникающего интереса к таким видам деятельности поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, чёткой, повышается эмоциональная заинтересованность ребёнка.

      С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Слайд 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

"Формирование речевой грамотности детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Актуальность.Речь возникает и развивается под влиянием потребности в общении. Тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей. Всем известно, что речь...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

Отчет «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

        К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность да...

"Развитие познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность" (статья)

В современном обществе острой является проблема подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни. На современном этапе развития дошкольного образования отдается предпочтение обновлению вос...

Развитие речевых способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Развитие речевых способностей детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность...