"Развитие познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность" (статья)
статья

Кузнецова Наталья Михайловна

В современном обществе острой является проблема подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни. На современном этапе развития дошкольного образования отдается предпочтение обновлению воспитательного процесса, который должен быть социальным и личностным одновременно. Поэтому особое внимание уделяется переосмыслению организации и содержания  воспитательного процесса современного дошкольного учреждения на основе инновационных технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность

Аннотация

В современном обществе острой является проблема подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни. На современном этапе развития дошкольного образования отдается предпочтение обновлению воспитательного процесса, который должен быть социальным и личностным одновременно. Поэтому особое внимание уделяется переосмыслению организации и содержания  воспитательного процесса современного дошкольного учреждения на основе инновационных технологий. Одной из эффективных условий достижения цели современного воспитания является привлечение детей к проектной деятельности. В отличие от традиционных мероприятий, направленных на передачу дошкольникам готового социального опыта, проектная деятельность позволяет наиболее полно учесть способности, потребности и намерения ребенка. Проектная деятельность рассматривается нами как фактор развития у детей творческого мышления, формирование самостоятельности, креативности и коммуникабельности, как важное условие становления личности в пространстве существования. Именно указанные проблемы побудили нас к всестороннему изучению вопроса содержания, задач и проблем внедрения и распространения проектной деятельности в воспитательном процессе в современного дошкольного учреждения.

Какой бы вид деятельности человека не взять, каждый из них содержит в себе познавательное начало, процессы творческого поиска, способствующие значительному улучшению действительности. Познавательный интерес привносит в деятельность человека творчество, эффективность, значимость [10].

Ключевые слова: познавательная деятельность, дети старшего дошкольного возраста, проектная деятельность, познавательный интерес.

Особенностью познавательного интереса считается его умение обогащать и активизировать процесс как познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познание лежит в основе каждой из видов деятельности. Например: в трудовой деятельности человек, используя те или иные предметы, материалы, приборы, инструменты, методы, испытывает необходимость в познании их свойств, качеств, в ознакомлении и овладении академическими основами современного производства, в осмыслении способов усовершенствования процессов, в познании технологических процессов того или иного производства.

Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста - сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий, что обеспечивает готовность ребенка - дошкольника к следующей ступени обучению в школе [5].

Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» выделяется как структурная единица, представляющая определенное направление развития и образования детей. Однако на данном этапе развития образования эта область еще не достаточно полно представлена в современных программах.

Личность воспитывается в процессе деятельности. Поэтому применение метода проектов в дошкольном учреждении имеет целью стимулирование интереса детей к определенным проблемам и решения этих проблем через деятельность. Под влиянием среды и специально организованных условиях именно в деятельности формируются определенные черты личности, которые закрепляются в поведении, поступках и действиях. Определение понятия «деятельность» в психолого-педагогической литературе объединяет понимание деятельности как сознательного процесса:

- деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которой человек является субъектом, целенаправленно воздействуя на объект и удовлетворяя таким способом свои потребности [12, с. 95];

- деятельность - способ бытия человека в мире, способность ее вносить в действительность изменения.

Проблема развития познавательных интересов и способностей детей достаточно широко изученной в общей психологии и педагогике (Д. Богоявленская, Л. Венгер, Д. Эль Конин, Е. Ермакова, В.Моляко, М. подда, яков). В рамках когнитивной психологии познавательные процессы исследовали Г. Айзенк, Дж. Брунер, В. Вудворте, Дж. Гибсон, М. Коул, Н. Линдсей, В. Найсер, Д. Норман, П. Фресс, Д. Халперн и др. В исследования Д. Эльконина, Е. Субботського, В. Ульенкова, А. Усовой и др. указывается на более широкие и эффективные возможности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста по сравнению с учениками начальной школы. При этом ученые акцентируют внимание на наиболее важном условии когнитивного развития - формировании положительного отношения ребенка к знаниям и их освоения. Средства и условия развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста изучались в исследованиях психологов и педагогов (Л. Венгер, Г. Клейман, А. Матюшкин, В.Моляко, Л. Обухова, Г. Остер, М. подда, яков, А. Проскура , А. Савченко, Н. Тарловского и др.).

Основные компоненты деятельности: субъект с его потребностями; цель, согласно которой превращается предмет в объект, на который направлена деятельность; средство реализации цели [4]. Результатом деятельности является превращение как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях. Реализация определенной деятельности в учебно-воспитательном процессе может происходить в проектной деятельности.

Следует отметить, что во многих научных исследованиях имеются теоретические положения, излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Ю. Н. Кулюткина, Д. Б. Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере.

Познавательный интерес является одной из важнейших областей интереса, как процесса. Он ориентирован на свойство, присущее только человеку: узнавать мир, общество, находящееся вокруг него, как с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в желании ощутить его многообразие, отображать в сознании первоосновы мира, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [8].

Для детей младшего дошкольного возраста педагог планирует краткосрочные и наиболее простые по содержанию результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты с привлечением родителей или совместно с ними. Для детей старшего дошкольного возраста актуальным является долгосрочные и достаточно глубокие по содержанию проекты: проектная деятельность может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей [3].

Проектная деятельность, как и любая деятельность, должна быть спланирована. Только при соблюдении выполнения всех запланированных этапов проекта, можно говорить о реализации в дошкольной организации проектной деятельности. Н. Ю. Пахомова выделяет следующие этапы проекта:

  1. Погружение в проект - самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе педагог пробуждает в детях интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта.
  2. Организация деятельности - на этом этапе организуется деятельность детей, которая контролируется педагогом.
  3. Осуществления деятельности - после того как спланирована работа, пора действовать. На этом этапе проходит совместная и

самостоятельная деятельность детей.

  1. Презентация результатов - этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации [1].

Рассматривая проектную деятельность, ее суть, содержание, этапы, можно прийти к выводу, что этот вид деятельности - технология обучения, при которой дети приобретают знания, при этом формируя у себя навыки планирования, самостоятельного поиска и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый вместе с детьми и родителями комплекс действий, итогом которого творческие работы. Это эффективный инструмент развития познавательного интереса. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, формирует и развивает познавательный интерес к различным областям знаний, воспитывает навыки общения и сотрудничества. Проектная деятельность открывает возможности каждому ребенку обогатить свой собственный жизненный опыт, учитывает детские потребности и интересы, развивает самостоятельность, творческое мышление. Именно проектная деятельность не позволяет педагогический процесс зацикливаться только на образовательном учреждении, а выводит его из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду [6].

Список использованной литературы

  1. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность в ДОУ Проект - это игра всерьез. - М.: «Наша новая школа», 2016. - 48 с.
  2. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология / Ю.В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. - 2018. - №5. - С. 6-8
  3. Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П. Бедерханова // Развитие личности. -2010. - № 1. - С. 24-36.
  4. Боровлева, А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ 2016. - № 7. - С. 76-83.
  5. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Веракса, Н.Е., Веракса А.Н.//- М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 112 с.
  6. Евдакимова, Е.С. Проек как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2016. - №3 2016 - С. 20-24.
  7. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ - М.: Сфера, 2016. - 64 с.
  8. Зубкова, Т.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2017. - 63 с.
  9. Левшина, Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения / Н.И. Левшина, Е.Г. Карпова, О.В. Понамарева // Управление ДОУ - 2017. - № 6. - С. 77-89.
  10. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С.18-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"

Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредство проектной деятельности "Удивительные крышки"

Данный проект направлен на выполнение задач, поставленных        федеральным государственным  образовательным  стандартом  в дошкольном  образова...

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Информационно-коммуникативные технологии активно входят в нашу жизнь и систему образования, в том числе дошкольного. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе ...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...

«Интерактивные математические игры как средство развития познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста»

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ уже давно являются одним из приоритетных направлений работы с дошкольниками. Именно интерактивные математические игр...