Рассматривание картины "Зайцы" в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Замотина Елена Евгеньевна

Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine_zaytsy.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

Тема:  «Рассматривание картины «Зайцы. Зима» из серии «Дикие животные»

Цель: знакомить детей с приемами  рассматривания сюжетной картины

Задачи:  подвести детей к составлению рассказа по картине, при описании событий указывать место и время действия;

развивать логическое мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь;

учить подбирать подходящие по смыслу определения  (активизация прилагательных) и глаголы;

способствовать  углублению и обобщению имеющихся у детей представлений о жизни зайцев (внешний вид, питание, особенности образа жизни);

Предварительная работа: экскурсия в лес,  беседа «Как звери готовятся к зиме»,  рассказывание о животных с опорой на схему.

Оборудование и материалы: 2 картины,  карточки с изображением предметов,  нарисованных на картине  (2 комплекта), «подзорная труба» - по количеству человек,  аудиозапись  звуков зимнего леса.

Ход НОД:

Дети заходят в экологическую комнату под аудиозапись  «Сказочные звуки зимнего леса»,  встают в круг.

Воспитатель:

               Мы пришли в зимний лес.

               Сколько здесь вокруг чудес!

               Справа – березка в шубке стоит.

               Слева – елка на нас глядит.

               Снежинки в небе кружатся.

               На землю красиво ложатся.

Давайте представим, что мы очутились с вами в зимнем лесу. Надеюсь, представить вам это не трудно, потому, что мы недавно ходили на экскурсию в лес. Что мы видели в зимем лесу? Что слышали?

Полина еще раз надпомнит нам правила поведения в лесу.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

Мы в гостях у лесных жителей, давайте будем соблюдать эти правила.

Ребята, мы уже вспоминали, как звери готовились к зиме.  Зима – это самое трудное время года для зверей. Почему? (Надо спасаться от холода и добывать еду).

А вот как это делают некоторые зверушки – мы сейчас и посмотрим.

Итак, мы с вами в лесу , спрятались за деревья, и наблюдаем…

2 группы детей рассматривают одну и ту же картину в разных  местах помещения, но об этом не знают.

Еще раз надпоминаю, что друг с другом вы можете только перешептываться, а не то спугнете зверушек.

Сейчас мы попробуем оживить наши картины . Для этого возьмите карточки  с изображением предметов , находящихся на картине и  давайте «рисовать».

Воспитатель помогет детям принять необходимую позу и занять нужное место.  2 группы одновременно «оживляют»  картину. Команды смотрят друг на друга и находят сходство, можно проговорить , кого каждый изображал.

Мы с вами посмотрели, чем занимаются зайцы.  А что мы знаем про этих лесных жителей? (Ребенок- Рассказ о зайце по схеме).

- Как  можно получить более точную информацию о жизни животных?

(посмотреть передачу по ТВ, из интернета, спросить у взрослых, прочитать в энциклопедии) . Зачитываю инфовмацию из «Нашей энциклопедии»

- Какими словами можно описать внешний вид и характер зайца?  Какой он?– 1 группа ребят (прилагательные)

-  Что заяц умеет делать? – 2 группа ребят  (глаголы).

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке,

Зайцы – белые клубочки.

Прыг – скок, прыг- скок,

Встал зайчонок на пенек.

Всех построил по порядку-

Стал показывать зарядку.

1 – шагаем все на месте.

2- руками машем вместе.

3 – присели дружно, встали.,

Все за ушком почесали.

На 4 все нагнулись,

5 – прогнулись, потянулись,

6 – все дружно встали в ряд, зашагали как отряд.

- Посмотрите на картину еще раз, может мы упустили какие – то детали. Чтобы лучше рассмотреть, предлагаю взять «бинокли».

- Где нарисован стог сена?  (у леса на опушке).

- Что мы видим за стогом сена?  (стволы больших деревьев)

- Что мы видим на переднем плане картины?  (много следов больших и маленьких)

- Как вы думаете, кому принадлежат большие следы, а маленькие?

-Зачем человек приходил за сеном, для кого? (для домашних животных)

- А как вы думаете, какое время суток изображено на картине?  Обратите внимание на небо. Какого оно цвета?  ( светло – желтое и светло – розовое). Мы с вами наблюдали, что розовый цвет на небе появляется или утром, когда встает солнце, или вечером, когда садиться.  Да и сова -  ночной охотник. Она или возращается домой, или только полетела на охоту.  

- Один заяц спокойно жует сено, а почему другой встал на лапки?

(Он слушает  звуки или кого – то увидел)

Рассказ воспитателя по картине.

Зима.  Все покрыто снегом:  и деревья, и земля.  Холодно. Зайцы бегали по лесу голодные и нашли стожок сена.  Один ест, а другой смотрит – нет ли по близости лисы или волка. Надо быть начеку!  При малейшей опасности надо прятаться.  Зайцы белые как снег.  На белом снегу зайцев не видно.

- Какой предмет больше всего запомнился на картине, движением изобразите его, а мы попробуем отгадать.

Метель волнуется раз,

 метель волнуется  два,

метель волнуется три…

Предмет с картины,  замри!

Дети выкладывают на столе модель картины из имеющихся карточек.

Подвожу итог. Прощаемся. Уходим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"

Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы Рассматривание картины «Ежи»

Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно            образовательной деятельности к  деятельностному подходу.З...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по теме: «Рассматривание репродукции художника В. Васнецова «Снегурочка»».

Данное занятие развивает эстетические чувства, восприятие, интерес к искусству, а также формирует бережливое отношение к произведениям искусств....

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины. Старшая группа.

Конспект по формированию словаря в процессе рассматривания картины.  Тема занятия: Примерное комплексно-тематическое планирование программы «От рождения до школы». Старшая группа. Лето...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Рассматривание женской головной повязки «Сурпан».

Продолжать учить детей выделять характерные особенности чувашского декоративно-прикладного искусства, выразительные средства произведения (женская головная повязка сурпан).Вводить детей в мир связей н...

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины Исаака Ильича Левитана «Март»

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи в в старшей группе «Рассматривание картины  Исаака  Ильича Левитана «Март»...