конспект
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ирина Владимировна Стороженкова

"Волшебные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_2021.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной  деятельности

взрослого  и детей

Тема:

«Волшебные слова»

Образовательная область:

Речевое  развитие

Составила: Стороженкова

Ирина Владимировна

воспитатель 1 категории

МБДОУ №12

г.Сорочинска

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности взрослого и детей:

4-7

2.1

Примерный ход образовательной деятельности взрослого и детей;

8-12

III.

Список литературы

13

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Актуальность темы занятия для ребенка

    Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно актуальна.  

     Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение

человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения.

   У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность  к подражанию и в тоже время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание.

   В связи с этим первостепенной задачей является, формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Волшебные слова»

2.

Доминирующая

образовательная область

Познавательно-речевое развитие

2.

Виды деятельности детей

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

  1. Ситуации успеха(похвалить всех детей) Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

        Ритуал вхождения в НОД.

  1.  Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД:

создание предметно - развивающей среды,  целеполагание,  обращение к личному опыту детей,  активизирующие вопросы.

  1. Приемы организации практической деятельности детей:

самостоятельное проговаривание пословиц, рассказывание детьми отрывков из литературных произведений, дидактические игры и упражнения.

  1. Приемы поддержания интереса у детей:                                                                      

наглядность – презентационные слайды, физкультурная пауза, чередование детской деятельности, сюрпризные моменты.

      5. Приемы оценки и самооценки: тест -  дидактическая игра «Вежливость»

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Методы формирования сознания: словесный (вопросы к детям, индивидуальные и хоровые  ответы детей, использование художественного слова в ходе занятия)

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек).

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Наглядный (показ упражнений ).

Игровой (использование дидактических игр).

3.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие Значение и происхождение слова -  спасибо.

Классификация добрых и волшебных слов

Социально-коммуникативное развитие Практические действия.

Упражнение «Презентации эмоций»

Дидактическая игра «Отрицательные качества сказочных героев»    

Художественно- эстетическое развитие Дорисовка шаблона солнышко

Речевое развитие Пословицы и поговорки о добрых  и волшебных словах

Чтение стихотворений  о добрых  и волшебных словах

Физическое развитие Физминутка «Не ошибись пожалуйста»- коммуникативная игра

Игровое упражнение «Помоги Золушке»

4.

Возрастная группа

Подготовительная (5-6 лет)

5.

Цель

Развитие связной речи (диалогической и монологической форм)  в ходе организованной образовательной деятельности.   

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Формировать  коммуникативные навыки, такие как:  умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей;

Дать  представление о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их;

Систематизировать понятия как: доброта, уважение, вежливость, доброжелательность.

Отзывчив на эмоциональное состояние детей и взрослых, сопереживание и участие; эмоциональная реакция на содержание художественных произведений и потребность общения по поводу художественных произведений, способность к саморелаксации

6.2

Развивать связную речь  (диалогическую и монологическую  формы)  на основе общения с педагогом и сверстниками;

Развивать психические процессы: память, внимание;  

Развивать общую и мелкую моторики рук;

Развивать  эмоциональную отзывчивость на художественные произведения о богатстве русского языка.

Быстро реагирует  на сигнал, проявляет выносливость в разных видах детской деятельности.

6.3

Воспитывать активную личность, овладевшую конструктивными способами и средствами взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

Проявляет активную позицию в добывании новых сведений о словах  – приветствиях, просьбах, благодарностях, пожеланиях, извинениях, прощениях, способность к планированию собственной деятельности по решению личностных проблем.

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 Демонстрационный материал: свеча, сломанная игрушка, зёрнышки, порванная книга, листок бумаги и фломастер; кружки 3-х цветов – зелёный, красный, жёлтый; персональный компьютер, мультимедийное  оборудование, презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках».

Раздаточный материал: шаблон солнышко, фломастеры на каждого ребёнка.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

  1. Чтение В. Осеевой «Волшебное слово»
  2. Заучивание наизусть пословиц и поговорок о добрых делах.
  3. В ходе совместной деятельности разучивание песен о дружбе.
  4. Проведение этических бесед о доброте, вежливости.
  5. Создание презентации

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

В: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу.  Дети стоят в кругу).  Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец.  Пусть она сопровождает  нас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.  Я прошу вас присесть на свои места.

Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые,  самые нужные и самые важные для каждого человека.

1.2

Мотивация деятельности детей

В: Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова  являются важными для каждого человека.

Чтение стихотворения  С.Я. Маршак «Добрые слова».

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Внимательно слушайте и правильно отвечайте на вопросы.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

В: Ребята, как одним словом мы можем назвать все эти слова? Дети,  я предлагаю  вспомнить  пословицы и поговорки о добрых словах?

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

В: Ребята,  пожалуйста,  встаньте. Я прошу вас слова-пожелания  адресовать  нашим  гостям. Ребята, как можно назвать  слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В: Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев».

Дети выбирают, называют их качества.

Остаются отрицательные герои.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам.

В: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями?

Дети называют их отрицательные качества.

В: Как им помочь исправиться?

Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова.

- Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция.

В: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой?

Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить,  на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

В: - А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.

  • Дома, в садике и на улице не забудь говорить вежливые слова   «Здравствуй», «Добрый день».
  • Младшие первыми приветствуют старших. А мальчики первыми приветствуют девочек.
  • Обращаясь к кому-либо с просьбой или с вопросом, поклонись слегка – это будет означать приветствие. Вспомни при этом слово «пожалуйста».
  • Получив подарок или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать доброе слово «спасибо».
  • Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
  • Это лишь маленькая часть всех правил хорошего тона, но их мы должны знать и выполнять.

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

6. Самооценка  Игра «Вежливость»

- На столе разложены кружки: красный, жёлтый, зеленый.

Красный - означает то, что я редко говорю «волшебные» слова; зеленый – я всегда вежлив, помогаю взрослым;  желтый – иногда забываю здороваться и благодарить.

Пару детей спросить и обосновать.

В: Ребята я очень горжусь вами.

Желаю вам, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…!

Как ваши солнышки, которые  предлагаю  подарить гостям.

Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной литературы

Чтение книги Г.П. Шалаевой "Новые правила поведения для воспитанных детей"

Проводится в ДОУ

1.2

Игровая деятельность        

Дидактические игры и упражнения по правилам поведения.

Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Разве можно так поступать? Подскажите лисе с волком, как нужно себя вести.

-Даже животные, растения, птицы должны соблюдать правила.

-Правила нужны всем, и не только в детском саду, они пригодятся вам и в школе, и в институте, и когда вы будете взрослыми. Когда вы сами будете мамами и папами, вы научите этим правилам своих детей.

1.3

Двигательная деятельность

Физминутка «Не ошибись пожалуйста»- коммуникативная игра

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Художественное творчество «Сказочные герои».

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Этические беседы в ходе организованной деятельности во время  режимных моментов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  В.И. Логинова  Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.

Москва "Просвещение"1990

2. Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников - Москва-Синтез, М., 2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....