конспект
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
образовательной деятельности
взрослого и детей
Тема:
«Волшебные слова»
Образовательная область:
Речевое развитие
Составила: Стороженкова
Ирина Владимировна
воспитатель 1 категории
МБДОУ №12
г.Сорочинска
СОДЕРЖАНИЕ | |||
№ | Раздел | Стр. | |
I. | Пояснительная записка | 3 | |
II. | Конспект образовательной деятельности взрослого и детей: | 4-7 | |
2.1 | Примерный ход образовательной деятельности взрослого и детей; | 8-12 | |
III. | Список литературы | 13 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность темы занятия для ребенка
Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно актуальна.
Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение
человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения.
У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в тоже время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание.
В связи с этим первостепенной задачей является, формирование нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
№ | Организационно-методическая информация | Содержание | Примечание | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Волшебные слова» | ||||
2. | Доминирующая образовательная область | Познавательно-речевое развитие | ||||
2. | Виды деятельности детей | Игровая. Коммуникативная. Познавательно-исследовательская. Продуктивная. | ||||
3 | Методы и приемы реализации содержания занятия | |||||
3.1 | Общепедагогические методы и приемы |
Ритуал вхождения в НОД.
создание предметно - развивающей среды, целеполагание, обращение к личному опыту детей, активизирующие вопросы.
самостоятельное проговаривание пословиц, рассказывание детьми отрывков из литературных произведений, дидактические игры и упражнения.
наглядность – презентационные слайды, физкультурная пауза, чередование детской деятельности, сюрпризные моменты. 5. Приемы оценки и самооценки: тест - дидактическая игра «Вежливость» | ||||
3.2 | Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности | Методы формирования сознания: словесный (вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, использование художественного слова в ходе занятия) Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек). Методы стимулирования и мотивации деятельности: Наглядный (показ упражнений ). Игровой (использование дидактических игр). | ||||
3. | Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие Значение и происхождение слова - спасибо. Классификация добрых и волшебных слов Социально-коммуникативное развитие Практические действия. Упражнение «Презентации эмоций» Дидактическая игра «Отрицательные качества сказочных героев» Художественно- эстетическое развитие Дорисовка шаблона солнышко Речевое развитие Пословицы и поговорки о добрых и волшебных словах Чтение стихотворений о добрых и волшебных словах Физическое развитие Физминутка «Не ошибись пожалуйста»- коммуникативная игра Игровое упражнение «Помоги Золушке» | ||||
4. | Возрастная группа | Подготовительная (5-6 лет) | ||||
5. | Цель | Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) в ходе организованной образовательной деятельности. | ||||
6. | Задачи | Планируемые результаты | ||||
6.1 | Формировать коммуникативные навыки, такие как: умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей; Дать представление о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их; Систематизировать понятия как: доброта, уважение, вежливость, доброжелательность. | Отзывчив на эмоциональное состояние детей и взрослых, сопереживание и участие; эмоциональная реакция на содержание художественных произведений и потребность общения по поводу художественных произведений, способность к саморелаксации | ||||
6.2 | Развивать связную речь (диалогическую и монологическую формы) на основе общения с педагогом и сверстниками; Развивать психические процессы: память, внимание; Развивать общую и мелкую моторики рук; Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения о богатстве русского языка. | Быстро реагирует на сигнал, проявляет выносливость в разных видах детской деятельности. | ||||
6.3 | Воспитывать активную личность, овладевшую конструктивными способами и средствами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; | Проявляет активную позицию в добывании новых сведений о словах – приветствиях, просьбах, благодарностях, пожеланиях, извинениях, прощениях, способность к планированию собственной деятельности по решению личностных проблем. | ||||
7. | Возможные затруднения детей и способы их преодоления | |||||
Затруднения | Способы преодоления | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Демонстрационный материал: свеча, сломанная игрушка, зёрнышки, порванная книга, листок бумаги и фломастер; кружки 3-х цветов – зелёный, красный, жёлтый; персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Добрые слова», «Добро и зло в сказках». Раздаточный материал: шаблон солнышко, фломастеры на каждого ребёнка. | ||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
|
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ | Этап | Содержание | Примечание | |
I. | Вводная часть | |||
1.1 | Введение в тему | В: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. (Берет в руки зажженную свечу. Дети стоят в кругу). Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает нас на протяжении всего нашего общения. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Я прошу вас присесть на свои места. Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые, самые нужные и самые важные для каждого человека. | ||
1.2 | Мотивация деятельности детей | В: Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова являются важными для каждого человека. Чтение стихотворения С.Я. Маршак «Добрые слова». | ||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Внимательно слушайте и правильно отвечайте на вопросы. | ||
II. | Основная часть: | |||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | В: Ребята, как одним словом мы можем назвать все эти слова? Дети, я предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о добрых словах? | ||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | В: Ребята, пожалуйста, встаньте. Я прошу вас слова-пожелания адресовать нашим гостям. Ребята, как можно назвать слова, если они необычные и их приятно слышать каждому? | ||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | В: Мы сейчас поиграем в игру «Выбери себе в друзья сказочных героев». Дети выбирают, называют их качества. Остаются отрицательные герои. ПРЕЗЕНТАЦИЯ по сказкам. В: Почему вы не хотите дружить с оставшимися сказочными героями? Дети называют их отрицательные качества. В: Как им помочь исправиться? Дети: Нужно научить их не совершать плохих поступков, почаще улыбаться, не сердиться, использовать добрые слова. - Я вам покажу изображения различных эмоций. Давайте вместе с вами попробуем догадаться, как называется эта эмоция. В: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку. В: - А сейчас вам всем нужно запомнить «Золотые правила» вежливого обращения.
| ||
III. | Заключительная часть | |||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | 6. Самооценка Игра «Вежливость» - На столе разложены кружки: красный, жёлтый, зеленый. Красный - означает то, что я редко говорю «волшебные» слова; зеленый – я всегда вежлив, помогаю взрослым; желтый – иногда забываю здороваться и благодарить. Пару детей спросить и обосновать. В: Ребята я очень горжусь вами. Желаю вам, чтобы в каждом из вас горела искорка добра…! Как ваши солнышки, которые предлагаю подарить гостям. Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте…. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ | Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия | Содержание | Примечание |
I. | Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах | ||
1.1 | Чтение художественной литературы | Чтение книги Г.П. Шалаевой "Новые правила поведения для воспитанных детей" | Проводится в ДОУ |
1.2 | Игровая деятельность | Дидактические игры и упражнения по правилам поведения. Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка». Разве можно так поступать? Подскажите лисе с волком, как нужно себя вести. -Даже животные, растения, птицы должны соблюдать правила. -Правила нужны всем, и не только в детском саду, они пригодятся вам и в школе, и в институте, и когда вы будете взрослыми. Когда вы сами будете мамами и папами, вы научите этим правилам своих детей. | |
1.3 | Двигательная деятельность | Физминутка «Не ошибись пожалуйста»- коммуникативная игра | |
II. | Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности | ||
2.1 | Ребенок сам | Художественное творчество «Сказочные герои». | |
2.2 | Ребенок по приглашению педагога | Этические беседы в ходе организованной деятельности во время режимных моментов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.И. Логинова Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
Москва "Просвещение"1990
2. Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников - Москва-Синтез, М., 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....