Конспект ООД по восприятию художественной литературы по теме: «Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Сидорова Татьяна Николаевна

Повысить познавательную, творческую активность детей через знакомство с мордовской народной сказкой "Как собака друга искала"; совершенствовать связную речь детей, закрепляя навыки использования глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных; учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Как собака друга искала»; развивать слуховое внимание, память, наблюдательность, мышление через игровую деятельность; вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей;воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем, умение сопереживать сказочным героям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kak_sobaka.docx67.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 комбинированного вида»

Конспект  ООД

по восприятию художественной литературы

по теме:

«Чтение мордовской народной сказки

«Как собака друга искала».

Подготовила: воспитатель

Сидорова Т.Н.

        Цель: Повысить познавательную, творческую активность детей через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала».

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать целеустремлённость и настойчивость в поиске решения возникающих проблем, умение сопереживать сказочным героям.

Развивающие:

совершенствовать связную речь детей, закрепляя навыки использования глагольной лексики, согласование прилагательных и существительных, образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;

развивать слуховое внимание, память, наблюдательность, мышление через игровую деятельность;

развивать двигательные навыки.

Образовательные:

учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Как собака друга искала»;

вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.

Материал:  открытка, мультимедийное оборудование, скакалки, массажные коврики, модули, игрушка, д/и «Разрезные картинки», мяч, «волшебная» палочка, музыкальный центр. Запись «Звуки леса».

Предварительная работа: чтение сказки «Как собака друга искала», беседа по её содержанию, рассматривание иллюстраций, игры  «Что делает?», «Какой?»

Ход:


Воспитатель: Здравствуйте, мои гости, дорогие! Рада видеть вас!

Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я получила открытку от сказочных героев.

Давайте прочитаем, о чем они нам пишут .

Воспитатель:   (Читает).

Дорогие дети! Приглашаем вас в  гости в сказочный лес. В нашем кинотеатре премьера мордовской народной сказки. Будем рады вас видеть.

Лесные жители.

Воспитатель: В сказочный лес идти нам придётся долго и далеко, а чтобы мы не устали, давайте сделаем разминку:

Я в ладоши хлопаю и ногами топаю,

Ручки разотру, тепло сохраню.

Ладошки-ладошки, утюжки – недотрожки,

Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.

Вы погладьте ножки, чтоб бегали по дорожке.

Воспитатель: Ну что размялись немножко? А теперь в путь.

Дети под музыку идут по «узкой тропинке» (между проложенными скакалками), «перешагивают через поваленные деревья» (модули), идут по мостику (массажные коврики).

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Дети, как здесь чудесно пахнет. Коля, как ты думаешь, чем пахнет в лесу?

Ребенок: Пахнет листвой.

Воспитатель: Яна, а ты как думаешь, чем пахнет в лесу?

Ребенок: Пахнет травой.

Воспитатель: Лера, ещё чем пахнет в лесу?

Ребенок: Пахнет цветами. 

Выполняют упражнение  для речевого дыхания «Приятный запах».

Воспитатель: Давайте понюхаем цветы на лесной полянке. Глубоко вдохнем запах цветка, а на выдохе скажем «Приятный запах».

Воспитатель: А вот и места для зрителей. Давайте присядем, отдохнём. Но почему нас никто не встречает?

Голос: ( магнитофонная запись)

Уважаемые зрители! Мы рады видеть вас в нашем кинотеатре. Сегодня мы продемонстрируем вам мордовскую народную сказку. А вот про кого сказка, вы узнаете, отгадав загадку по таблице.

Воспитатель:   Посмотрите на таблиц-подсказку.

Дети рассматривают мнемотаблицу «Собака»[/b].

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Как собака друга искала» в средней группе

Воспитатель:   «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком».

Кто это?

Дети: Собака.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Сказка называется «Как собака друга искала».

Возникает пауза

Воспитатель: Почему же сказка не начинается?! Может, я посмотрю, что случилось?

Слайд №1. На экране модели персонажей сказки «Как собака друга искала»:

(маленький коричневый круг, большой коричневый круг, маленький серый круг, большой тёмно-серый круг, красный круг).

Воспитатель: Ничего не понимаю? Где же персонажи? Кажется, я догадалась:

В кинотеатр пришёл волшебник злой.

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Чтоб заклятье злое снять

Надо задания его выполнять.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказочным героям?

Дети: С удовольствием поможем.

Воспитатель показывает на маленький серый круг.

Воспитатель:  Как ты думаешь, Данила, на кого из героев сказки похож этот круг?

Ребенок: Я думаю, это заяц.

Воспитатель:  А ты как думаешь, Дарина, и почему?

Ребенок: Я тоже думаю, что на зайца. Потому что, заяц серого цвета, как этот круг.

Воспитатель:  А ты как думаешь, Вика?

Ребенок: Потому что, зайчик маленький, как этот круг.

Воспитатель: Хорошо.  Давайте попробуем превратить его в Зайца. А поможет нам в этом «волшебная» палочка. Мы будем передавать палочку по кругу и говорить, что любит делать заяц.

Проводится игра «Что любит делать заяц?».  Дети передают друг другу «волшебную» палочку, называя при этом слово-действие.

Дети: Зайчик любит грызть морковку.

            Зайчик любит грызть капусту.

            Зайчик любит прыгать.

            Зайчик любит прятаться.

            Зайчик любит бегать.

            Зайчик любит скакать.

            Зайчик любит вилять хвостиком.

            Зайчик любит шевелить ушами.

 

Воспитатель: Молодцы, дети, вспомнили, что любит делать заяц!

Дети садятся.

Слайд №2. Вместо серого круга на экране Заяц.

Воспитатель: Посмотрите, мы  расколдовали зайца! Давайте отгадаем следующего героя и поможем ему.

Воспитатель обращает внимание детей на большой серый круг.

Воспитатель: Как вы думаете, кто заколдован в этом круге? Как ты считаешь, Денис?

Ребенок: Я думаю, это волк.

Воспитатель:  А ты как думаешь, София?

Ребенок: Я тоже думаю, что это волк.

Воспитатель: Почему вы решили, что это Волк? Может быть, это ещё один Заяц, Коля?

Ребенок: Я думаю, что это волк, потому что волк больше, чем заяц.

Воспитатель: А ты, Яна, как считаешь?

Ребенок: Волк тоже серый, но больше, чем заяц.

Воспитатель:  Давайте попробуем расколдовать Волка.

Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк"

Возле дома бродит Волк,

Он зубами щёлк да щёлк!

Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –

Вот какой сердитый Волк.

(Активно открывать и закрывать рот)

Волк голодный воет: «У-у-у,

Мне бы утку хоть одну!»

(Губы вытянуты вперёд.)

Спрячем уток за забор.

Уходи зубастый вор!

(Оскалить зубы.)

Волк сердит .Двор закрыт.

Двор закрыт. Волк сердит.

(Чередование оскала и вытягивания губ.)

Видит волк: возле крылечка

Дремлет жирная овечка.

Не шевелится, лежит.

Даже хвостик не дрожит.

(Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

Хлоп! Овечка, убегай

Поскорее в свой сарай.

(Спрятать язык в рот.)

Воспитатель: Молодцы, дети!

Слайд №3.Вместо большого серого круга появляется Волк.

Воспитатель: Посмотрите, мы и волку помогли!

Воспитатель: Вика, какого цвета этот круг? (показывает на коричневую модель).

Ребенок: Этот круг коричневого цвета.

Воспитатель: Данила, как ты думаешь, кого из сказочных героев превратил злой волшебник в коричневый круг?

Ребенок: Я думаю, медведя, потому что медведь коричневый и большой.

Воспитатель: Действительно. Дети, Медведь большой сластёна. Давайте приготовим для него угощение, может и он быстрее к нам пожалует. Пройдите к столам. У вас на тарелочках  разрезные картинки. Если вы правильно соберете картинки, мы узнаем, чем Мишка  любит полакомиться.

Проводится игра «Разрезные картинки».

Дети собирают изображение предмета из 3-4 частей: бочка мёда, малина, земляника, черника, гриб, орех, рыба.

Воспитатель: Лера, чем ты угостишь Медведя? А ты, Денис? И т.д.

Слайд №4. Вместо коричневого круга - медведь.

Воспитатель:  Какие вы молодцы, и Медведя расколдовали!

Слайд №5.На экране маленький коричневый круг.

Воспитатель: Как вы думаете, кто заколдован в этом круге? Денис?

Ребенок: Я думаю, это Собака.

Воспитатель:  А ты как думаешь, София?

Ребенок: Я тоже думаю, что это Собака.

Воспитатель: Почему вы решили, что это Собака? Может быть, это ещё один Медведь, Коля?

Ребенок: Я думаю, что это Собака, потому что она меньше, чем Медведь.

Воспитатель: А ты, Яна, как считаешь?

Ребенок: Собака  тоже коричневого цвета, но меньше, чем Медведь.

Воспитатель: Давайте с ней поиграем и попробуем расколдовать.

   

Физминутка «Бегал по двору щеночек».       

Бегал по двору щеночек

Видит пирога кусочек

Под крыльцо залез и съел,            Развалился, засопел.              .                                                          

(медленный бег на месте)
(наклон вперед, руки в стороны)

(
присесть, руки ко рту)
(руки в стороны, голову на бок)

                                             

 (После физминутки дети возвращаются на места).

Слайд №6. Вместо маленького коричневого круга - собака.

Воспитатель:  Какие вы молодцы, и Собаку расколдовали!

Слайд № 6. Все персонажи сказки.

Вместо Человека – красный круг.

Воспитатель: Ребята, у нас остался последний круг. Какого он цвета, Алена?

Ребенок: Он красного цвета.

Воспитатель: Как ты думаешь, Яна, кого превратил злой волшебник в красный круг?

Ребенок: Я думаю, что в красный круг превратили Человека.

Воспитатель: А ты как думаешь, Лера?

Ребенок: Я тоже думаю, что красный круг-это Человек.

Воспитатель:  Попробуем и его расколдовать, предлагаю вспомнить пословицы о дружбе.

Проводится игра «Закончи пословицу»

  1. Нет друга – ищи, а найдешь… (береги).
  2. Дружба крепка не лестью, а правдой и…(честью).
  3. Верному другу цены…(нет).
  4. Друга иметь – себя не …(жалеть).
  5. С хорошим другом горы свернешь, а с плохим… (горя хлебнешь).
  6. Без друга, который потерян – плохо, но плохо и с другом, который…(неверен).
  7. Все за одного, а один за всех, тогда и в деле …(будет успех).

Слайд №7. Все персонажи сказки «Как собака друга искала».

Воспитатель:  Дети, мы с вами расколдовали всех персонажей сказки. Какие вы молодцы! Теперь мы можем посмотреть сказку, только сначала давайте вспомним, что мы с вами делали?

Воспитатель:  Где мы сегодня побывали, Данила?

Ребенок: Мы побывали в сказочном лесу.

Воспитатель: Что мы там делали, Яна? 

Ребенок: Мы помогли расколдовать сказочных героев.

Воспитатель: Как мы помогли расколдовать Зайку, Денис?

Ребенок: Мы играли в игру «Что любит делать Зайчик?»

Воспитатель: Как мы помогли расколдовать Волка, Коля?

Ребенок: Мы выполняли упражнение  «Волк».

Воспитатель: Как мы помогли расколдовать Медведя, Лера?

Ребенок: Мы играли в игру «Разрезные картинки».

Воспитатель: Как мы помогли расколдовать Собаку, София?

Ребенок: Мы поиграли  в игру «Щенок».

Воспитатель: Вика, как мы расколдовали Человека ?

Ребенок:  Мы вспомнили пословицы о дружбе.

Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие?

Ребенок: Да, понравилось.

  Дети начинают смотреть мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Конспект организационной образовательной деятельности по физической культуре с элементами театрализации по мотивам мордовской народной сказки «Как собака друга искала»

Занятие способствует укреплению здоровья детей, развитию основных видов движений, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи. Прививает любовь к мордовским народным сказкам....

Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"

В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостн...

НОД "Рассказывание мордовской народной сказки "Как собака друга искала""

Конспект НОД для детей средней группы по ознакомлению с мордовской народной сказкой "Как собака друга искала"....

Конспект открытой организованной деятельности по речевому развитию на тему: „Мордовская народная сказка «Как собака друга искала» “

Конспект открытой организованной деятельности по речевому развитию на тему: „Мордовская народная сказка  «Как собака друга искала» &ldquo...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Чтение мордовской народной сказки "Как собака друга искала" (По технологии Н.П.Гришаевой "Рефлексивный круг"

1.Приветствие.Организационный момент2.Чтение сказки "Как собака друга искала".3. Обсуждение сказки .Вопросы воспитателя по технологии Н.П.Гришаевой "Рефлексивный круг".4. Дидактиче...