Подготовка игры - драматизации по тексту мордовской народной сказки "Как собака друга искала"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме
В процессе освоения детьми театрализованных игр я направляю свою деятельность на то, чтобы обеспечить переход детей от создания простого типичного образа к воплощению самостоятельно задуманого целостного образа, в котором эмоции героя и их смена передаются с помощью мимики, позы, жестов, выразительных движений, интонации. Предлагаемая НОД помогает дошкольникам увидеть смену настроений и состояний героя в зависимости от обстоятельств, в которые он попадает, и научиться передавать эти эмоции с помощью соответствующих средств выразитльности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи:
1.Помочь детям понять смену эмоций и переживаний собаки в разных обстоятельствах с использованием приёма вхождения в образ.
2.Развивать умение создавать игровой образ с помощью средств невербальной выразительности(мимики, жестов, позы, движений), с помощью средств интонационной выразительности (силы голоса, темпа речи, тембра голоса). 3.Воспитывать добрые чувства к животным, потребность заботиться о домашних животных.
Материалы: сказка «Как собака друга искала» с иллюстрациями; элементы костюмов – персонажей: шапочки – маски, хвосты животных, героев сказки; головной убор, яркий пояс для человека, миска, которую он может держать в руках.
Методы и приёмы: рассматривание и обсуждение иллюстраций, вхождение в образ, образно – игровые этюды, ролевые диалоги.
Предварительная работа:
- Составление детьми описательных рассказов с помощью мнемотаблицы о диких и домашних животных.
- Рисование «Дикие животные», « Настоящий друг», лепка «Мир собак».
- Беседа о роли собаки в жизни человека.
- Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы.
- Д/и «Кто как передвигается».
Ход:
Воспитатель: Ребята, помните, мы решили показать родителям спектакль по сказке «Как собака друга искала». Родители очень ждут наш спектакль. Поговорим о том, как выразительно исполнить роль в спектакле? Ответы детей.
Сначала решим: «Сколько артистов нам понадобится?»
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что понадобится восемь артистов, так как в сказке восемь героев: собака, заяц, мышка, волк, лягушка, медведь, уж, человек.
- Назовите героев сказки.
Ответы детей.
- Молодцы, вы правильно назвали и посчитали героев. А почему собака решила найти себе друзей?
Воспитатель помогает детям вспомнить содержание сказки. Собака решила найти друзей, потому что ей было скучно и страшно одной.
- Подумайте, как выглядела собака? Что она делала, когда жила одна. Чтобы правильно ответить, рассмотрите иллюстрацию в начале книги.
Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что собака грустит. У неё печальные глаза. Она не машет хвостом, спокойно идёт по дороге, а не бежит.
-А вы хотите оживить иллюстрацию и показать, какой была собака в начале сказки? Ответы детей.
- Костя, покажи, пожалуйста. Не забудь, что настроение героя мы можем показать с помощью глаз, бровей, рта, позы, движений рук и ног.
Два – три ребёнка передают образ собаки.
- Продолжим смотреть книгу? Подумайте, какое настроение у собаки на следующей странице книги? Почему вы так думаете?
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Встретила собака зайца в лесу и настроение у неё стало хорошее.
-Теперь у неё всегда будет хорошее настроение? Что почувствовала собака ночью, когда увидела мышку, лягушку, ужа?
- Правильно, собака испугалась. Как она стала лаять? (Ответы детей)
- Как реагировала собака на то, что у неё не получилось подружиться с зайцем, волком, медведем? Костя, что бы ты почувствовал, если бы у тебя не было друзей? Алина, а ты?
Как будет меняться голос артиста, который играет собаку, при встрече с другими героями?
Воспитатель подводит детей к выводу: с зайцем будет говорить громко и весело, при встрече с волком голос станет тише и грустнее, с медведем ещё тише и грустнее, а с человеком будет говорить совсем грустным голосом.
Молодцы, ребята! Вы всё очень интересно придумали! Катя, скажи «Давай с тобой дружить» так, чтобы мы поняли, к кому ты обращаешься – к зайцу, волку, медведю или человеку. Кирилл, а теперь ты скажи.
Дети повторяют фразу «в образе».
- А у остальных героев одинаковый голос? Каким голосом на предложение дружить собаке ответил заяц? Волк? Медведь?
Воспитатель помогает детям сделать вывод: заяц отвечает тонким и тихим голосом, медведь и волк – громким и грубым?
Вспомните, какие звуки для общения используют животные. Можете начать с них исполнять свою роль.
Алина, ответь собаке так, как ответил бы заяц. Стас, а как бы ответил волк? Костя, скажи слова: «Ладно, пошли ко мне в берлогу!» от лица медведя. Во время разговора можете передвигаться, а можете встать, чтобы изобразить своего героя.
Дети вступают в ролевой диалог, используя адекватные средства интонационной выразительности и невербальной выразительности (зайчик может попрыгать на месте, медведь – пойти вперевалочку), звукоподражания.
- Молодцы! Выразительно передали образы животных.
А теперь я приглашаю вас поиграть с весёлым пёсиком. Он будет ведущим в нашей игре. Его нам поможет выбрать считалочка:
Бегал по двору щенок,
Видит пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел,
Задремал и засопел.
А вот мы не будем спать,
Всем нам хочется играть.
Физкультминутка.
Наш весёлый пёсик Поднял кверху носик. Пёсик к девочке (мальчику) идёт, Свою лапку подаёт. - Друга я себе ищу, Познакомиться хочу. | Водящий идёт по кругу влево, остальные дети – вправо. Ребёнок, напротив которого остановился водящий, называет своё имя, пожимая пёсику лапу. |
Игра проводится два раза.
- Мы с вами обсудили героев – животных и совсем не подумали, что почувствовал человек, когда к нему пришла собака. Каким хозяин может быть по характеру, по возрасту, по вашему мнению? Какой службы он ждёт от собаки? Ответы детей.
Стёпа, как будет разговаривать с собакой добрый человек, который хочет с ней подружиться?
- Алина, а как будет говорить строгий хозяин, которому собака нужна для того, чтобы защищать его и охранять дом?
Ответы детей.
- А теперь рассмотрите те предметы, которые я принесла, и скажите, что будет нужно нашим героям, чтобы мы по костюмам и предметам их узнали? Стёпа, что нужно собаке? Лиза, что может понадобиться зайцу, волку? Алиса, что может понадобиться медведю, человеку?
Дети выбирают предметы, обозначающие участников событий. Для образа животных - шапочки – маски, хвосты, для образа человека: головной убор, яркий пояс, миска, которую он может держать в руках.
- Кто кем хочет быть? (Воспитатель помогает детям распределить роли и выбрать зрителей.) Артисты, надевайте костюмы.
Все участники спектакля готовы выразительно сыграть свои роли? Тогда скажите волшебные слова: «Раз, два, три, в сказке очутились мы!».
Дети показывают сказку.
Воспитатель: Молодцы, дети! Какие интересные образы своих героев вы придумали!
А теперь нам пора вернуться в группу! Раз, два, три - снова в группе мы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Драматизация мордовской сказки «Как собака друга искала»
Методическое пособие «Детям о Мордовии»...
Театрализованная игра по мордовской сказке «Как собака друга искала» (Средняя группа).
Программное содержание: 1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.2. Закреплять умение детей использовать различные средства выразите...
Конспект ОД по развитию речи "Чтение мордовской сказке "Как собака друга искала"
помочь детям вспомнить название и содержание мордовской народной сказки....
Драматизация мордовской народной сказки"Как собака друга искала"
инсценеровка мордовской народной сказки "Как собака друга искала"...
Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет
Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».Цель: воспитывать духовно-нравстве...
Конспект непосредственной образовательной деятельности ( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала"
Конспект непосредственной образовательной деятельности( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала"....