Конспект НОД « Заяц-хваста»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Марина Александровна Шумова

конспект может быть полезен для воспитателей ДОу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya_1.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО : Шумова Марина Александровна

Образовательные области:  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Тема занятия: знакомство с русской народной сказкой «Заяц – хваста» (в обработке А.Н.Толстого).

Возрастная группа: старшая

Цель занятия:Определение последовательности событий в русской народной сказкой «Заяц-хваста» (в обработке А.Н.Толстого), через выявление поступков героев «хорошие» и «плохие», высказывая свое отношение и давая им оценку

Задачи занятия: 

Обучающие задачи:

  • Рассказать о своем восприятии поступков литературных персонажей (лиса, ворона);
  • Отвечать на вопросы о поступках персонажей;
  • Определять последовательность действий сюжета в произведении.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение оценивать действия героев и давать анализ их поступкам.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение договариваться между собой, приводя примеры из личного опыта по теме произведения.

Дополнительные задачи:

Игровая задача:

  • Успешно выполнить задания дидактической игры «Определи последовательность сказки по картинкам», набрав максимальное количество очков и победить.

Словарная работа: активизация в речи детей новых слов -  крестьяне, гумно, кокорона.

Планируемый результат занятия:  выполнение заданий, решение проблемной ситуации, закрепление результатов детей.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, беседы по сказкам.

Материалы и оборудование: сказка «Заяц хваста» ноутбук, интерактивная доска, , интерактивная игра «Третий лишний» жетоны.

№ 

Этапы, продолжительность 

Задачи этапа 

Деятельность педагога 

Методы, формы, приемы 

Предполагаемая деятельность детей 

Планируемые результаты 

1. 

Организационно – мотивационный этап 

Привлечь внимание детей, создать интерес к предстоящей деятельности

 Колокольчик озорной,

Ты детей в кружок построй.

Собирайтесь дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся!

Дети, колокольчик не просто так появился у нас сегодня. Он приглашает нас в сказку. Вы не против оказаться в сказке?

Колокольчик, зазвени, в сказку нас сопроводи.

Художественное слово

Колокольчик

Отвечают на вопросы воспитателя, включаются в общение

Дети совместно с воспитателем проходят за столы.

 Интерес детей к предстоящей деятельности

2. 

Основной этап 

 

2.1. 

Этап постановки проблемы 

 Погрузить детей в проблемную ситуацию:

-Послушайте загадку и угадайте, о ком будем наша сказка:

Он по полю ловко скачет,
Как пушистый белый мячик.
Летом бел, зимою сер.
И немножко окосел.
Кто Он?  Угадай - ка!
Ну, конечно, - ….

- Правильно, ребята! Заяц – герой многих сказок. Какой чаще всего бывает заяц в сказках?

- А я вот знаю одну сказку, в которой заяц хвастался. Это русская народная сказка «Заяц – хваста» в обработке А.Толстого. В ней говориться о том, что в лесу жил  Заяц.

 В лесу зайцев много, а этот без удержу все хвастается. И усы у него не обыкновенные , как у всех зайцев, а прямо усищи, не зубы, а зубищи, и не лапы, а лапищи.

Ворона пристыдила Зайца за хвастовство. А вот что было дальше сейчас мы узнаем из сказки.

 Словесные:загадка

вопросы

 

 Внимательно слушают воспитателя

Ответы детей

Включаются в беседу, предлагают варианты ответа

 Воспитанники Проявили  интерес к проблеме, предложили вариант ответа  

2.2. 

Этап ознакомления с материалом 

 Познакомиться с содержанием произведения(прочитать фрагмент

 Ребята, а теперь садимся все красиво, что бы спины у нас были у нас прямые.

(Воспитатель читает сказку)

Ребята, вот мы с вами прочитали сказку, а хотите я вам открою один маленький секрет.

Это одна из моих любимых сказок. Она мне очень нравиться, так как ее мне читала моя бабушка , когда я была маленькой.

Мне кажется мы немного приустали. Давайте с вами поиграем.

Физминутка:

Молодцы, ребята!

 Метод: чтение

 Дети внимательно слушают, воспринимают

 Воспитанники ознакомлены с содержанием произведения.

2.3. 

Этап практического решения проблемы 

 Решать проблемную ситуацию. Отвечать на проблемный вопрос.

 Кто мне напомнит, о чем была сказка?

-А кто ее автор, кто ее обработал ?

-Кто главный герой сказки?

-Кому пожаловались Зайцы?

-Что случилось дальше в сказке?

-Кто спас Ворону?

-Как заяц повёл себя, когда ворона попала в беду?

-Какие качества характера он проявил?

-Чему нас учит эта сказка?

Ребята , в сказке нам встречались не знакомые слова.

Давайте, узнаем , что они обозначают.

Крестьяне» - жители сел и деревень, которые занимаются хозяйством.

«Гумно» - огороженный участок земли для хранения зерна.

«Кокорона» - коряга, дерево, вывороченное с корнями.

У меня для вас есть интересная игра.

Но прежде, чем, мы начнем играть, давайте вспомним правила работы с доской.

Напоминаю ,  вам что мы будем работать на интерактивной доске, к экрану подходим на расстояние вытянутой руки, двигаем изображения указательным пальцем, руки должны быть чистыми и сухими.

(Воспитатель открывает «шторку» на рабочем поле игры)

Вам, по очереди, нужно восстановить сюжет сказки, проговаривая действия, за правильный ответ вы будете получать жетон. С помощью кубика мы сейчас определим, чей ход будет первым. У кого больше выпадет число на кубике, тот первым и будет начинать. Чтобы определить, кто первый пойдет крутить кубик, нам поможет считалочка:

А сейчас мы подойдем к доске и выполним задания игры на восстановление последовательности действий

-Ребята, наши глазки устали, давайте сделаем разминку для глаз. Повторяйте движения за мной:

 -Мы с вами отдохнули, присаживайте на стульчики. Спинки у нас прямые, сидим красиво.

-Ребята , а давайте вспомним как заяц хвастался «Я начну , а вы продолжите»

не усы - а (усищи),

не лапы - а (лaпищи),

не зубы - а (зyбищи)

Молодцы!

 Метод: наглядный, практический. Приемы: вопросы на понимание текста(анализ, синтез, оценка);

Выборочное чтение, уточняющие вопросы.

Дидактическая игра

 Выполняют задания с текстом,  участвуют в игровой деятельности

Дети осуществляют игровые действия, выполняют правила игры и

соблюдают технику безопасности

 Дети проявляют инициативу и самостоятельность в решении проблемной ситуации

Дети  ответили на вопросы и закрепили содержание произведения через дидактическую игру

3. 

Заключительный этап 

 Подвести итоги и провести рефлексию

 Ребята, а теперь давайте вспомним кому какой момент в сказке понравился.

-Чему вас научила эта сказка?

Какое задание вы выполнили в игре?

Как вы думаете, вы справились? Конечно справились, вы большие молодцы.

Ну что, пришло время возвращаться из волшебного мира сказок.

-Колокольчик,зазвени.в детский сад нас возверни.

А сейчас.я предлагаю пройти в театральный уголок и проиграть  эту сказку.

 Словесный, наглядный, игровой

 Дети совместно с педагогом подводят итоги, высказывают свое мнение

 Дети подвели итоги, высказали свое мнение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: "Рассказывание русской народной сказки "Заяц - хваста"

Цель: Познакомить с новой сказкой. Закреплять умение рассказывать сказку близко к тексту с помощью схемы.На занятии воспитатель вместе с детьми вспоминают знакомые сказки. Затем воспитатель вместе с д...

Конспект НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Чтение русской народной сказки "Заяц - хваста" проводится в старшей группе. Целью НОД является знакомство детей с русской народной сказкой "З...

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста».

Разучивание  с детьми словесной игры «Заинька», изготовление персонажей настольного театра к сказке из втулок из рулонов туалетной бумаги,  проведение бесед на нравственные темы....

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста».

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по оригами с элементами рисование по произведению Русской народной сказки «Заяц- Хваста» в обработке А. Н. Толстого (по проекту художник – иллюстратор Е. Рачёв) (для подготовительной группы)

Ø Создать условия для изображения детьми сказочного героя Зайца и Вороны по мотивам русской народной сказки «Заяц - Хваста»Ø  Развивать воображение чувство цвета, форму и композициюØ Поддерживать...