Доклад не педсовет "Развитие связной речи посредством дидактической игры"
консультация по развитию речи

Фоминых Екатерина Сергеевна

Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от её сформированности зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения и развитие личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_posredstvom_didakticheskoy_igry.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад № 28»

Доклад  на педсовет «Развитие связной речи посредством дидактической игры»

                                                                               Выполнила: воспитатель Фоминых Е. С.

 14. 03. 2018 г.

     Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от её сформированности зависит и полнота познания окружающего мира, и становление сознания, и успешность обучения, и развитие личности в целом.

     Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности.

     От качества речи, умения пользоваться ею в игре, при планировании и обсуждении деятельности, наблюдении на прогулке и т.д. зависит успешность ребенка. Богата словарным составом речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

     В соответствии с ФГОС, формирование правильной речи является одной из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.   Особенно важное значение имеет правильное , четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести в дальнейшем к неуспеваемости.

     Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.

     Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

     Характеристика связной речи и её особенности содержится в различной научно-методической литературе.

     Вопросами развития связной речи занимались такие известные ученые, как Ушинский К. Д., Тихеева Е. И., Воробьев а В. К., Бородич А. М. , Усова А. П., Глухов В. П., Соловьева О. И. и другие.

     Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Диалогическая речь – первичная по происхождению форма речи, которая служит потребностям непосредственного живого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

     Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной и иногда фрагментарной, но собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в уточнении и развертывании мысли.

     Диалог протекает в определенной ситуации, то есть стимулируется внутренними и внешними мотивами, и может сопровождаться невербальными средствами общения.

     Монологическая речь определяется как связное , логически последовательное высказывание одного лица, которое протекает относительно долго во времени и не расчитанно на немедленную реакцию слушателей. Монолог служит для целенаправленной передачи информации.

     Как известно: игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.  Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное значение игр – развитие ребенка, того, что в нем заложено и проявлено. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит и в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

     Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

     Игра невозможна без речевого общения. Обладая развитой связной речью, дети могут аргументированно и логично излагать свои суждения, давать развернутые ответы на вопросы. В старшем дошкольном возрасте залогом успешного обучения связной речи является интенсивное развитие активного словаря и развитие грамматического строя речи детей (умение строить словосочетания и предложения, согласовывать свои слова, правильно употреблять падежные окончания, предлоги).

     В ситуации игры знания усваиваются лучше. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники данной игры. Нарушается это условие и педагог становиться на путь прямого обучения.

     В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая самостоятельный действенный и чувственный опыт.

     Игры имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д. В ходе игры развивается речевая активность детей, воспитывается выдержка (ребенок должен отвечать тогда, когда его спрашивают). Игры проводятся педагогом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам, они формируют его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

     Все дидактические игры можно разделить на три группы: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные игры и словесные игры.

     Игры с предметами.

     В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию.

     В своей практике для развития связной речи я часто использую игры с мячом. Игры с мячом отвлекают внимание детей от речевого дефекта и побуждают к общению, освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии. Примеры таких игр «Назови ласково», «Назови противоположность» и другие.

     Осень нравятся детям различные игры с прищепками, которые также можно использовать по данной теме. Для детей младшего дошкольного возраста – для образования существительных в родительном падеже, а для детей постарше – для образования притяжательных прилагательных (хвост волка – волчий хвост), для образования существительных уменьшительных суффиксов. Это такие игры, как: «Чей домик?», «Чей хвостик?», «Чей малыш?» и т.д.

     Широко известная игра «Волшебный мешочек» нравится детям за её неожиданность, сюрпризность. Её можно разнообразить, придумав различные варианты не только на развитие осязания, но и на развитие связной речи. Я использую её для пополнения словарного запас, совершенствования грамматического строя речи. Например, такие игры, как «Угадай предмет и опиши его», «Расскажи про…» и т.д.

     К играм с предметами так же относятся сюжетно-ролевые игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли.  Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок», о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?».

     Настольно-печатные игры.

     Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

     В процессе игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь.  Игру можно проводить с подгруппой детей и индивидуально. Во время игры воспитатель обращает внимание на речь детей, добивается правильного произношения звуков.  С помощью игры можно быстрее научиться красиво, правильно говорить, учиться дружно играть вместе радоваться успехам товарищей.

     Словесные игры.

     Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них.  Так как в этих играх требуется и пользовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизации связной речи.

     Таким образом, современная речевая дидактическая игра способствует:

  • умственному развитию детей;
  • развитию логического и образовательного мышления;
  • повышению речевой мотивации;
  • побуждению детей к общению друг с другом;
  • обогащению и закреплению словарного запаса;
  • расширению знаний об окружающем мире;
  • развитию словесного творчества;
  • развитию коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе

Методическая разработка системы работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе...

Консультация для родителей «Развитие связной речи посредством дидактических игр»

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Связная речь требует от говорящего широкого о...

Статья на тему: "Развитие связной речи посредством театрализованной игры"

laquo;Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и рабо...

Консультация: «Развитие связной речи посредством дидактических игр»

Консультация для родителей: «Развитие связной речи посредством дидактических игр»...

План работы по развитию связной речи посредством дидактической игры

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи, и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения...

Из опыта «Развитие связной речи посредством дидактических игр и игровых приемов»

В качестве  основных средств  обучения  развития связной  речи выделила   дидактическую  игру и игровые приемы. Они используются для  решения  всех речевых...