Система работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему

Черкашина Галина Николаевна

Методическая разработка системы работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Итоговая театрализованная игра

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

Театрализованная игра «Кошки-мышки».

Задачи. Вовлечь детей в игровой сюжет, учить передавать повадки кошек при помощи пластичных, выразительных движений. Формировать умение передавать эмоции при помощи мимики и жестов.

Составление рассказов – характеристик лисы, медведя, волка по знакомым сказкам

Задача: развивать умение самостоятельно сочинять описательные рассказы.

Заучивание слов для игры-инсценировки.

Игра «Доскажи словечко»

Задачи:

- формировать умение подбирать рифмы; совершенствовать самостоятельную речь, умение комментировать поэтический текст стихотворения в прозаической форме.

Идет Незнайка.

Видит – плачет … (зайка)

- Эй, косой, что с тобой?

- Видишь, Незнайка,

Испачкалась (майка).

Мама ругает,

Домой не … (пускает).

Музыкальная игра «Огородная хороводная».

Психогимнастика Мед медведь в лесу нашел.

Задача: развивать артистические способности

Радостно.

Мало меда – много пчел. Грустно.

М-ма, м-м-мам-ма, м-меду нам-м. Меняются сила и тембр голоса.

С.Маршак

Бедный мишка заболел,

Мишка много меда съел.

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!»

Ф.Бобылев

Игра – инсценировка «Маленькие труженики»

Задачи:

- развивать артистические способности;

- укреплять доброжелательные взаимоотношения.

В хороводе встану – кузнецом я стану.

Попляши, покажи, как куют железо.

В хороводе встану – косарем я стану.

Попляши, покажи, как мужчины косят.

В хороводе встану – мельником я стану.

Попляши, покажи, как пшеницу мелют.

В хороводе встану – прачкой стану.

Попляши, покажи, как белье полощут.

В хороводе встану – сеять хлеб я стану.

Попляши, покажи, как на поле сеют.

В хороводе встану – толстым паном стану.

Вы пекли пироги – я их лопать стану…

«Пана – хлоп! Пана – шлеп! Убегай отсюда!».

Путешествие в страну умелых рук

Задачи:

- развивать сообразительность, умение применять свои знания;

- совершенствовать связность речи.

Волшебные часы

У меня в груди, вот тут,

Слышишь? Часики идут!

Звук их радостен и тих.

Только кто заводит их?

Х.Расмуссен

Октябрь

Театрализованная игра «Далекое путешествие».

Задачи. Вовлечь детей в игровой сюжет, формировать умение разыгрывать сценки- импровизации, придумывать свои варианты ответов, действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Развивать вербальное и невербальное воображение, речь.

«Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова)

П/и «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?»,

«Курица с цыплятами» В.Берестов «Заяц Егорка»

Пальчиковые игры: «Стульчики», «Крокодил».

Составление сюжетных рассказов

Задачи:

- закреплять умение самостоятельно составлять рассказы по набору сюжетных картинок;

- развивать позитивное мышление, связанность и интонационную выразительность речи.

Отыскать бы палочку волшебную,

Чтоб, как в сказке принимала решения.

Чтобы горе, чтобы горе и беда

Обходили стороною нас всегда.

Русская народная игра «Огородник»

Задача: развивать речевой слух.

Подвижная игра «Зайцы в огороде»

Задачи:

- совершенствовать диалогическую речь;

- формировать умение соотносить движения с текстом.

- Зайки, где вы пропадали?

- Мы в капусте отдыхали. Трясутся от страха.

- А капусту вы не ели?

- Только носиком задели.

- Вас бы надо наказать.

- Так попробуй нас догнать.

Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы. Вопросы: какое сейчас время года? Что бывает осенью? Какую одежду мы надеваем осенью, выходя на прогулку?

Игровые действия с котиком, куклой, рассматривание иллюстраций в книгах, лепка: «Угощение для котика», д/и «Собери картинки»

Ноябрь

Игра-драматизация «Три поросенка».

Задачи. Отработать с детьми выразительные средства передачи эмоций и характеристик персонажей. Формировать у  детей умение  использовать различные средства выразительности речи, мимики, пластики для передачи характера и особенностей поведения персонажей, учить согласовывать свои действия с действиями партнеров.Поощрять активность, творчество, инициативу.

Составление описательного рассказа об игрушке «Веселый ежик – ни головы, ни ножек»

Задача: развивать умение самостоятельно составлять рассказы.

Резиновый ежик

По роще калиновой,

По роще осиновой…

На именины к щенку

В шляпе малиновой

Шел ежик резиновый

С дырочкой в правом боку.

Ю.Мориц

В.Сутеев «Цыпленок и утенок» театр на фланелеграфе.

«Козлятки и волк» настольный театр, инсценировка.

Чтение К. Чуковский «Мойдодыр».

Пальчиковая игра «Бусы»

Задача: развивать произвольную моторику пальцев и кисти руки.

Зайка желуди собрал,

Их на нитку нанизал.

Очень маме угодил –

Он ей бусы подарил

Прак/упр «Покажем петушку как мы делаем зарядку, умываемся, убираем игрушки на место»

Игровые действия с куклой Петрушкой: рассказать стишок, спеть песенку про осень, накормить, рассматривание иллюстраций о фруктах, д/и «Собери картинки». Рисование героев сказки «Козлятки и волк».

Декабрь

Театрализованная игра «В гости елочка пришла».

Задачи. Вовлечь детей в игровую ситуацию, обучать ролевому воплощению, создать условия для эмоционального проживания роли, развить эстетический вкус, включать в развитие сюжетов.

Чтение и заучивание стихов про Новый год, пение новогодних песен. Хоровод «Елочка –зеленая иголочка».

Чтение потешек «Ой ты, заюшка- пострел», «Пошел котик на торжок». А.Барто «Грузовик», инсценировка.

Музыкальная игра-разминка «Веселые утята».

Практическое упражнение «Чистюля», «Оденем Машу на прогулку». Игровое упражнение «Эхо».

С/р игра «Праздник елки в детском саду».

Сказка «Колобок»

пальчиковый театр, игра-драматизация.  Игровые действия с персонажами сказки, игрушками, рассматривание иллюстраций в книгах.

Рассматривание наряженной елки, иллюстраций на тему «Новый год».

Январь

Театрализованная игра «Зимние забавы».

Задачи. Формировать у детей умение придумывать игровые ситуации на заданную тему, развивать воображение детей. Создать атмосферу волшебства, сказочности, порадовать и увлечь детей игровой ситуацией.

Отгадывание загадок по рисункам с персонажами сказок

Задачи:

- закреплять знание содержания сказок; развивать умение соотносить текст загадки с содержанием сказки, ее персонажами.

Сами, сами едут сани!

Вымолвил словечко –

Покатила печка.

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

Ну-ка, ну-ка,

Что у девочки в корзинке,

И куда она идет по лесной тропинке?

И еще вопрос:

Может, это просто пес?

Почему, однако,

Смотрит, как собака?

Из копытца, из копытца,

Ну-ка, кто хотел напиться?

Он напиться – то напился,

Но в кого он превратился?

Над рекой в кустах зеленых

Отчего кричит козленок?

Чтение  М.Лермонтов «Спи младенец…».

Чтение сказки «Заюшкина избушка».

Артикуляционная гимнастика «Веселый язычок». Практическое упражнение «Научим снеговика делать зарядку».

Музыкальная игра «Мы погреемся немножко».

Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы».  «Как коза избушку построила» (М.Булатова), инсценировка.  Игровые действия с персонажами сказок. Лепка «Веселые снеговики».

Февраль

Театрализованная игра «Зимовье зверей».

Задачи. Приобщать детей к народному словесному творчеству, вовлечь в игровую ситуацию, требующую совершить нравственный выбор развивать воображение при помощи театра картинок, пробудить эмоциональный отклик у детей.

Отгадывание загадок

Задача: развивать умение объяснять отгадку.

С добрым утром, ребятишки,

И девчонки и мальчишки!

К детям бабушка пришла

И добра и весела,

Нам загадки принесла.

Четверо братцев высоки да тонки,

Держаться вместе,

А пятый в сторонке,

Но чуть за работу

Приходится браться,

Четверо кличут пятого братца.

(Пальцы)

Пять мальчиков

И пять чуланчиков,

Каждый мальчик

Прячется в свой чуланчик.

(Пальцы в перчатках)

Чтение  Н.Саксонская «Где мой пальчик», С.Капутикян «Все спят». П.Воронько «Обновки».

Пальчиковая гимнастика «Семья», «Платочки».

Игровое упражнение «Перчатки».

Музыкально-ритмическая композиция «Если добрый ты».

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Киска сердится».

С/р игра « Спортсмены». Рассматривание зимних пейзажей.  Рисование «Узоры на окне».

К. Чуковский «Котауси и Мауси» театр мягкой игрушки.

Март

Театрализованная игра «Потешный ларчик».

Задачи. Приобщать детей к русской национальной культуре, учить понимать содержание и выделять выразительные средства произведений малых фольклорных форм. Побуждать детей эмоционально проживать роль, подбирать движения, мимику, интонации в соответствии с игровой ситуацией.

«Три медведя» настольный театр, игра-драматизация.

Чтение и заучивание стихов о маме и бабушке.

П/и «Где мы были, мы не скажем», «Море волнуется».

Практическое упражнение «Помощники». Пение колыбельных песен. Чтение потешки «Расти коса до пояса».

Дидактические игры:

«Бывает – не бывает»

«Речевые ситуации».

Аппликация «Бабушкины пирожки».  

С/р игра «Зайка маму поздравляет».

Придумывание сказочной

истории про игрушку.

Апрель

Инсценировка сказки «Лиса и заяц».

Задачи. Развивать у детей выразительность речи, умение действовать в соответствии с текстом сказки, правильно и четко проговаривать слова, подбирать средства выразительности движений в соответствии с передаваемым образом.

Упражнения на развитие воображения и внимания:
«Ковер-самолет»,
«Давайте потанцуем».

Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т.д./
Игра «Ай, дили, дили.»
Разминка для голоса «И-го-го!»
Игра – оркестр «Музыка для лошадки».

Игра – драматизация «Тишка»

Задача: развивать интанационную выразительность речи, дикцию, умение перевоплощаться в образ литературного героя.

Мне приснилось: я не Тишка,

Не котенок, не котишко.

Стал я Тихоном – котом,

Вот с таким большим хвостом!

Я поймал такую мышь,

Что и в книжку не вместишь.

Словесная игра «Поезд»

Задача: вырабатывать умение вести коллективное повествование.

Упражнение «Незнайка-поэт», «Переклички».

Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой».

Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Надуваем щеки - сдуваем щеки».

Конструирование из бросового материала «Избушка Бабы Яги».

Этюды на выразительность жеста:»Ох, ох, что за гром?», «Самолеты загудели», «Чешу, чешу волосыньки».

Май

Театрализованная игра «Мойдодыр» по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».

Задачи. Обновить имеющиеся атрибуты, скомпоновать уголок для игры-драматизации сказки. Принять участие в сговоре на игру. Активизировать игру вопросами, советами, чтением наизусть отдельных отрывков сказки.

Игры на развитие  памяти,
внимания, воображения.
«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.

Дидактическая игра «Здравствуйте, я - Петрушка!».

Практическое упражнение «Маша обедает».  Артикуляционная гимнастика «Утро  с котиком Музиком».

С/р игра «Навестим больного мишку».   Изготовление игрушек-варежек. Разыгрывание сказки «Петух и лиса».

Музыкальная игра «В нашем саду».

        Система работы по развитию связной речи посредством театрализованной игры в средней группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней возрастной группе детей с ЗПР по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности

Конспект НОД в средней группе: пересказ сказки «Как Лиса зайцев хотела перехитрить » Цель: Учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать сказку. Задачи: Образовательные: учи...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Перспективный план работы по развитию связной речи посредством песочной анимации в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется , прежде всего, ведущей ролью связной ре...

Статья на тему: "Развитие связной речи посредством театрализованной игры"

laquo;Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и рабо...

План работы по развитию связной речи посредством дидактической игры

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи, и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения...

Система работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотехники

Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста.Задачи:1.Развивать связную речь детей.2. Расширять и обогащать ...