Из опыта «Развитие связной речи посредством дидактических игр и игровых приемов»
статья

Кудрявцева Светлана Григорьевна

В качестве  основных средств  обучения  развития связной  речи выделила   дидактическую  игру и игровые приемы. Они используются для  решения  всех речевых задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_rech.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему «Развитие связной

  1. Информация об опыте
  2. Технология опыта
  3. Результативность опыта
  4. Библиографический список
  5. Информация об опыте

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя речи, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Актуальность опыта

К числу важнейших проблем работы с дошкольниками относится проблема формирования связной, грамматически правильной речи. На сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. А между тем овладение речью в возрасте от трех до семи лет имеет ключевое значение. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Эффективным средством развития связной речи детей могут стать дидактические игры, т. е. игры обучающие, направленные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей. Главная их особенность: задания ребенку предлагаются в игровой форме. Актуальность состоит в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Итак, актуальность работы заключается в том, что дидактическая игра:

  • учит составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; учит связно рассказывать по предложенному педагогом или коллективно составленному плану
  • совершенствует навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов; умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца
  • совершенствует умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

В работе с детьми были обнаружены противоречия:

между необходимостью повышения уровня развития связной речи дошкольников и в неполном объеме использования эффективных средств дидактической игры.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития связной речи детей, оказание помощи ребенку адаптироваться в окружающем мире с помощью дидактической игры.

Теоретическая база опыта

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей и самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.

По определению С. Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок овладевает грамматическими средствами и моделирует эту действительность. Закономерности развития связной речи с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А. М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно формированию связной речи, изменение ее функции зависит от содержания, условий, форм обучения ребенка с окружающим, определяется уровнем его интеллектуального развития.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работах известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том, что развитие связной речи детей происходит в совмещении элементов игры и учения, как переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности с постепенным усложнением обучающих задач и условий игры. Дидактические игры способствуют повышению умственной активности ребенка, формированию вербального и невербального общения в игровой деятельности, а также единству обучающих и воспитательных воздействий.

Характеристика условий

Развитие связной речи детей с помощью дидактических игр проводилось в непосредственно образовательной деятельности по разработанному плану, во вторую половину дня, в совместной деятельности, на прогулке, в свободной деятельности детей. Свою работу я начала с обогащения предметно-развивающей среды, учитывая все, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели их здоровья, уровень общего и речевого развития.

При создании развивающего пространства мной учитывалась ведущая роль игровой деятельности. Особенностью является то, что постепенно через игровое действие ребенок видит не просто предмет или игрушку для развлечения, а старается придумать что-то новое. Для активизации познавательно-речевой активности я создала условия, в которых ребенок развивает через игры свои способности, ориентируется на интересы детей. В группе созданы необходимые условия для игр: подобран соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, продумано их размещение, обеспечено место для игр. Важным является и отношение детей к игрушкам : они стали бережнее обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывают их по окончании деятельности.

Технология опыта

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития : фонематическую, лексическую, грамматическую и в итоге обеспечивающая развитие связной монологической речи.

Взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Речевые занятия я провожу в комплексном подходе к умственному и речевому развитию. Для этого в речевые занятия я включаю дидактические игры, словесные игры, творческие задания, направленные на развитие связной речи. Они помогают закрепить полученные знания, развивают ассоциативное мышление детей, способствуют развитию связной монологической речи.

Цель:

  • обогатить речевой опыт детей с помощью дидактических игр;
  • научить детей связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли.

В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи

  1. Овладение детьми связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты для успешной подготовки детей к обучению в школе.
  2. Изучить особенности речевого развития детей с целью построения работы в плане развития связной речи детей средствами дидактической игры. Проверить опытно-экспериментальным путем методические приемы в практике и сделать методические выводы.
  3. Формировать оптимистичное отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное и социальное развитие.

Методы развития речи у дошкольников

  • Метод совместного рассказа.
  • Метод рассматривания сюжетных рассказов.
  • Метод составления рассказов, сказок.

Образовательная деятельность по развитию речи в детском саду проводится один раз в неделю. Развитие связной речи находится в тесной связи с формированием грамматического строя речи и особенно с лексической работой. Согласно перспективному планированию по темам непосредственно образовательной деятельности я подбирала разнообразный материал для занятий, который помогает достигать определенных результатов при решении поставленных задач.

Особое место при планировании непосредственно образовательной деятельности занимают дидактические игры, что позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи дошкольника. В ходе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закреплению полученных знаний при обучении.

Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). С их помощью развивается связная речь, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения.

В средней группе происходят значительные изменения в речевом развитии ребенка : обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь. Дошкольники пятого года жизни увереннее во всех проявлениях, имеют более устойчивое внимание, более развитое восприятие, мышление. Разговоры детей относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями, воспитателями, другими детьми. Дети учатся пересказывать литературные произведения, рассказывать по картине, описывать характерные особенности игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта.

Использую метод совместного рассказывания я обращала внимание на усвоение детьми структуры сюжетного повествования, где использовала игровые приемы «Я начну, а ты продолжи», «Закончи предложения». (см. приложение №1).

Этот прием направлен на совместное построение коротких высказываний, когда я начинаю фразу, а ребенок ее заканчивает. Далее я даю свой образец рассказа - это короткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. В этом случае я использовала прием рассказывания по игрушкам, т. к. игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться. Я обучала детей называть наиболее характерные признаки, предлагая для сравнения две куклы или два автомобиля. Дети внимательно рассматривают их, а потом уже рассказывают, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга.

В свою работу я включала рассматривание сюжетных картин. Для рассказывания отбирала картины с упрощенным сюжетом и даю образец своего рассказа по картине. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики.

В продолжение работы включаю рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Вместе с детьми рассматриваем и описываем каждую картину из серии, а затем объединяем в один сюжет, выстраивая законченный рассказ. Здесь в процессе рассматривания выделяют начало, середину, конец рассказ. (см. приложение №2).

В результате проведенной работы дети овладели умениями точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, с помощью воспитателя находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Дети стали внимательнее выслушивать рассказы сверстников, замечать ошибки и исправлять их.

Во время, отведенное для дидактических игр, проводила дидактические игры с подгруппами детей, в которых дети упражняются в использовании трудных грамматических форм. Выделение грамматических форм необходимо детям для правильного построения предложений в высказывании, рассказе. Параллельно обогащается и словарь детей. Для этого проводила игры типа «Чего не стало?», «Что игрушка рассказывает о себе?» и другие, в которых привлекается внимание детей к отдельным признакам объектов. Так, в играх «Чего не стало?», «Угадай игрушку» дети учатся подбирать существительные, соответствующие предмету, объекту, а в игре «Что игрушка рассказала о себе» дети подбирают прилагательные, характеризующую соответствующую игрушку.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети средней группы. Они овладевают главными движениями, отношения со взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения с людьми. Обогащение опыта ребенка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. Во фразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используются детьми слова, выражающие причинные, следственные связи между явлениями. В отношении ребенка к собственной речи появляются новые моменты. Все это позволяет усложнить содержание речевого занятия, общения.

В работе по серии сюжетных картин использовала различные игровые приемы. В упражнении «Найди ошибку» выставляю набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Детям предлагается найти ошибку, исправить ее, придумать название рассказа и содержание по всем картинкам. В задании «Продолжи рассказ» - вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, остальные закрыты. После описания первой, открывается по порядку следующая и каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии. Этот вариант развивает воображение, умение предвидеть развитие сюжета. В упражнении «Что пропустили?» расположена серия картинок, часть (например, через одну) закрыта. Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В рассказывании по картине использую словесные указания: кому начать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет, предлагаю детям самим задавать вопросы. После таких пояснений и указаний дети принимали активное участие в коллективном рассказывании. На этом этапе считаю важным понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть). Я подбираю тему, близкую к опыту детей, чтобы на основе воображения возник зримый образ, доступный их пониманию и интересный. Только в этом случае у детей появляется желание придумать свой рассказ (см. приложение №3).

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием придумывают сказочные истории на самые разные темы. Использовала в своей работе различные упражнения, задания, схемы, игры. (см. приложение №4). Обучение умению придумывать сказки, начала с игры «Перевертыши» или «Сказка наоборот». Все дети знают сказку «Красная Шапочка». Я предлагала детям сочинить сказку наоборот: «Пусть она будет называться «Зеленый Беретик», по аналогии сочиняется сказка, заменяя только персонажей сказки, но описание хода событий остается без изменений.

Дети очень любят играть в игру «Расскажи сказку по-другому».

Цель этой игры: научить детей рассказывать сказку от лица героя сказки или предмета. Например, в сказке «Колобок» предлагаю детям рассказать сказку от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я - тропинка извилистая. Недалеко от меня стоит дом красивый. Слышу я, что как-то раз дед просит бабку…». Таким образом, дети рассказывают сказку до конца, применяя знания и умения, полученные на занятиях. Обогащается и активизируется словарный запас детей, что положительно влияет на качество рассказа. В своих сочинениях дети стараются сохранить описание, логичность повествования, кульминацию и развязку.

На третьем этапе я активизировала самостоятельное развитие сказочного повествования, предлагала детям придумать сказку по готовой теме, сюжету, персонажам. Дети с удовольствием рассказывали свои сказки в группе и оформили свою выставку книг.

Игры и упражнения, направленные на развитие связной речи детей проводятся в непосредственно образовательной деятельности детей, на прогулке, во 2-й половине дня, где игровые задания подбирались таким образом, чтобы они способствовали развитию связной речи детей, расширению словаря, развивали умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и классифицировать предметы по разным признакам. Отправляясь с детьми на прогулку, я призываю детей максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если дети видят только зеленый цвет, то предлагаю сравнить окраску двух листочков с разных деревьев. Дети сразу видят разницу. Вот тут и появляются в речи такие слова, как «светло-зеленый», «изумрудный», «болотный», «желто-зеленый». Вместе с детьми отправляемся на поиски новых цветов: всматриваемся, вглядываемся, и тогда дети замечают, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.

На прогулке детям предлагается сыграть в игру «На что похоже и почему?». Я задаю детям вопрос: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, цветок, ветка?». Внимательно слушаю детей, ведь у них такое непосредственное восприятие, иногда немного видоизменяет игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу? (толщиной, легкостью); А на траву? (цветом); А на каплю? (формой).

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. В работе с детьми уделяю им большое внимание. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов и явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. (см. приложение №5).

В подготовительной группе большое внимание уделяется скороговоркам, пословицам, поговоркам, фразеологизмам. Интонация и эмоциональная окраска речи имеют такое же значение, как и слова, которые мы говорим, ведь именно по тону часто мы определяем настроение говорящего и смысл того, что он нам пытается донести. Чтобы показать детям важность этой стороны речи я использую пословицы, поговорки, скороговорки. Рассказываю детям ряд фразеологизмов и пословиц, предлагаю подумать, что бы они могли означать.

Между тем, опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы педагогов и родителей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. В индивидуальной беседе я стараюсь тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, без чьей-либо помощи, но это заблуждение. Я часто советует родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, играть в словесные игры. Для этого были разработаны консультации, памятки,папки-передвижки для родителей, проводились тематические родительские собрания: «Игры и упражнения по развитию речи детей 5-го года жизни», «Дидактическая игра и развитие речи детей», папки-переджвижки по развитию речи у дошкольников. Собрания стараюсь проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились играть сами и могли научить играть своих детей. С помощью родителей были изготовлены игры «Чьи детки?», «Мамины помощники», «Собери папу на работу». Занимательные игры, сделанные руками воспитателей и родителей всегда для детей более интересны, чем магазинные со строгими правилами.

Нетрадиционные пособия делают игры и занятия веселыми и интересными, помогают развивать ребенка, меньше утомляют детей. Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания детей об окружающем мире. Стимулирующим фактором для воспитателя является интерес детей к играм, дети часто просят поиграть в понравившуюся игру, и значит работа не прошла даром, а самое главное виден результат работы.

3. Результативность опыта.

Работа в течение трех лет по развитию у детей связной речи через дидактическую игру дала хорошие результаты. Речь детей стала грамматически правильная, расширился словарный запас. Дети легко и свободно пользуются схемами-моделями, структурой сюжетного повествования. Речь детей стала логична и последовательна. Они проявляют интерес к самостоятельному сочинению, могут отражать характерные особенности жанра. При придумывании сказки пользуются свойственному жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета, безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.

К старшему дошкольному возрасту дети в речевом развитии достигли довольно высокого уровня. Они отчетливо и ясно воспроизводят слова, имеют необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуются многими грамматическими формами и категориями, высказывания детей стали содержательнее, выразительнее и точнее. При рассказывании дети стремятся точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Дети свободно пользуются монологической речью: способны рассказывать о пережитых событиях, передавать содержание сказки, рассказа, описывать окружающие предметы, раскрывать содержание картины. В речи дошкольников активизировались фразеологизмы, дети научились подбирать собственные языковые средства, характеризующие выразительность действий, состояние персонажей. Итак, методы дидактической игры обеспечивали естественные условия для развития связной речи и личности дошкольников.

Библиографический список

  1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /М. М. Алексеева – М. : Издательский центр Академия, 1998. – 400 с.
  2. Белая, К. Ю., Зимонина, В. Н. Познавательно - речевое развитие дошкольника. /К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина. – М. : Школьная Пресса, 2007. – 96 с.
  3. Белая, К. Ю., Зимонина, В. Н. Художественно – эстетическое воспитание дошкольника. / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина. – М. : Школьная Пресса, 2007. – 80 с.
  4. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду. /А. К. Бондаренко – Просвещение, 1974. – 86 с.
  5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. /В. В. Гербова – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
  6. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи. Методика приобщения детей к чтению. М. : линка – Пресс, 2003. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие связной речи посредством дидактических игр»

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Связная речь требует от говорящего широкого о...

Консультация: «Развитие связной речи посредством дидактических игр»

Консультация для родителей: «Развитие связной речи посредством дидактических игр»...

Доклад не педсовет "Развитие связной речи посредством дидактической игры"

Проблема развития связной речи актуальна и значима в настоящее время, так как от её сформированности зависит полнота познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения и развитие лич...

План работы по развитию связной речи посредством дидактической игры

Дидактическая игра является основным видом игр, используемых в работе по развитию речи, и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения...