Устное народное творчество как средство развития речи детей
материал по развитию речи
Представление опыта работы учителя-логопеда на тему "Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 154.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 52 «Ромашка»
Сообщение на тему:
«Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопед
Шаробарова В.Н.
Истра 2021
Слайд 2
Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте. И почему же в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, всё чаще приходится сталкиваться с такой проблемой развития речи дошкольников, как недоразвитие связной речи.
Слайд 3
Одним из эффективных способов решения проблемы развития речи ребенка, является устное народное творчество.
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.
Слайд 4
Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Простые русские люди, которым давным-давно спели песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели не читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов.
Очень интересным и насыщенным материалом я считаю использование русского фольклора в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. В связи с этим данную тему я определила для себя как тему по самообразованию, поставив перед собой определенную цель: использовать малые жанры фольклора в индивидуальной и подгрупповой логопедической деятельности.
Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Я перечислю и охарактеризую виды малых фольклорных форм, которые использую в коррекционной работе с детьми.
Слайд 5
Потешки - представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.
В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Большинство потешек, – это готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения, а также для дифференциации звуков. Это сложный, длительный процесс. От ребенка требуется максимальная концентрация внимания, чтобы научиться правильно произносить, и не путать звуки. Речевые игры, и потешки подходят как нельзя лучше.
Слайд 6
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Используя пословицы и поговорки, на логопедических занятиях мы учим детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развиваем умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Пословицы – коротенькая притча, суждение. Поговорка схожа с пословицей, но в отличие от нее не полное суждение, а её часть.
Слайд 7
Скороговорка – игра со словом, хорошая гимнастика для органов речи, слагается для упражнения в скором и чистом произношении, тренировки голосового аппарата, развития фонематического слуха, автоматизации звуков. Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.
Слайд 8
Чистоговорка – народно - поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.
Слайд 9
Загадки – В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения.
Метко определил загадку сам народ: «Без лица в личине». Загадки удивительно поэтичны, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте.
Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Слайд 10
Подвижные хороводные игры - В хороводных играх задействованы все сферы ребенка, объединенные в единый контекст: речевая - проговаривание, пропевание слов; интеллектуальная – усложнение игр в зависимости от возраста ребенка и его развития; произвольная – соблюдение инструкций, ожидание своей очереди, соотнесение ритма своего движения с движением других участников; эмоциональная - ребенок учится понимать чувства других в зависимости от ситуации, заданной игрой.
Подвижные хороводные игры оптимально использовать в занятиях как динамические паузы (физминутки).
Слайд 11
Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе.
В сказках, играх-драматизациях, мы развиваем диалогическую и монологическую речь. Использование сказок в логопедической работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает неизменную веру в победу добра, любви и счастья.
Слайд 12
Чтобы успешно научить детей различать звонкие и глухие согласные можно использовать русскую народную сказку «Заюшкина избушка». Предварительно разобрав с детьми свойства дерева и льда. Выяснить, что дерево звучит глухо, а лед при ударе звенит. Отсюда прием: «Кто в какой избушке живет?» Дети расселяют звонкие согласные в ледяной домик, а глухие в лубяной.
Слайд 13
Я не случайно упомянула сказку «Заюшкина избушка». По мотивам этой сказки мною был подготовлен лэпбук на тему: «Устное народное творчество в работе логопеда». В данном лэпбуке был собран такой материал по теме как: загадки, скороговорки, пословицы, игры на развитие лексико-грамматических категорий, а также прием мнемотехники «Расскажи сказку».
Слайд 14
Так же были проведены консультации для родителей и педагогов на темы: «Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»; «Значение сказки, как средства развития речи детей дошкольного возраста»; «Значение русских народных подвижных хороводных игр в речевом развитии детей, «Использование загадок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», «Тайный смысл русских народных сказок». И подготовлены картотеки: «Скороговорок и чистоговорок», «Русских народных хороводных игр» а так же картотека «Логопедических потешек».
Слайд 15
Еще я хотела бы рассказать о, проведенном мною открытом подгрупповом занятии на тему «Русская ярмарка». Во время занятия дети узнали, как проводились на Руси ярмарки, а так же побывали на ней. Выполняли различные задания и приобретали товары. На занятии использовались такие виды устного народного творчества как пословицы, загадки, скороговорки, хороводная игра.
Слайд 16
В рамках Районного методического объединения было проведено подгрупповое занятие «Знакомство с русской избой». Дети подготовительной группы познакомились с русской избой и с предметами русского быта.
Слайд 17
Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что всем педагогам необходимо воспитывать любознательность, интерес детей дошкольного возраста к истории и традициям своего народа, а так же формировать интерес к малым формам фольклора, как богатейшего источника познавательного, нравственного, и конечно же речевого развития детей. Использование фольклора способствует: развитию творческого мышления ребёнка, фантазии, воображения, развивать чувство ритма, выразительности движений, совершенствованию вербальных средств (ребёнок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли), развитию способности к образному мышлению, установлению причинно-следственных связей, развитию эмпатии и умения слушать.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача...
Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15337124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"363","width":"480"}}]]"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка ,к...
Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Статья для родителей ...
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для педагогов....
Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...