Семинар-практикум "Развитие фонетико-фонематических представлений детей дошкольного возраста через формирование навыка слогового анализа и синтеза"
план-конспект занятия по развитию речи
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
"Развитие фонетико-фонематических представлений детей дошкольного возраста через формирование навыка слогового анализа и синтеза"
учитель-логопед Паскаль М.Д.
Правильная речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речевого развития ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива.
Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слоге, слове чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слог, слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
К фонематическим процессам относят:
- фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем.
- фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
- фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.
- фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
-фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ).
Признаками нарушения фонематических процессов являются:
- Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).
- Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).
- Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.
Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:
- Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
- Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.
Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонетико -фонематических процессов у детей посредствам формирования навыка слогового анализа и синтеза.
Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слово на составляющие его слоги. Слово делится на слоги, затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.
Работу по развитию слогового анализа и синтеза надо начинать с использования вспомогательных приёмов, затем она проводится в плане громкой речи и, наконец, на основе слухо-произносительных представлений, во внутреннем плане.
При формировании слогового анализа с опорой на вспомогательные средства, ребенку предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать количество слогов.
Для закрепления слогового анализа и синтеза детям предлагаются такие задания, как например:
1. «Послушай и посчитай!»
Произносить слова из одного-двух-трех слогов, дети их считают.
2. «Назови и раздели!».
Ребенок называет картинку по слогам и определяет их количество:
а) при назывании слова подставляют руку под подбородок;
б) сложенными ладонями рук на каждый слог делают движения из стороны в сторону;
в) загибают пальчики на руке;
г )откладывают на каждый слог палочки.
3. «Отстучи правильно».
Ребенок стучит или хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названном слове.
4. «Слушай внимательно».
Ребенок отбирает картинку, в названии которой столько слогов, сколько раз простучал водящий.
5. «Кто придумает конец, тот и будет молодец!».
Дается первый слог, дети заканчивают слово по-разному: РА — рама, радость, работа...
6. «Найди и закончи».
Предлагают пять картинок, называют первый слог одного из слов, а ребенок заканчивает. Например, ЗА-бор,СА-ни, ЛУ-на.
7. «Добавь начало».
Взрослый произносит последний слог названия одной из предложенной картинки, а дети называют начало слова или все слово: СЫ — часы, БА — рыба, НО — окно.
8. «Придумай сам!»:
а) дети называют любые слова с заданным количеством слогов;
б) ребята называют предметы, окружающие их в группе, дома.
9.«Добавим звуки!»
- Что получится, если к началу слова РОТ добавить К? (крот)
- Чем различаются слова РОТ — КРОТ по смыслу? ( рот — часть тела, крот — животное).
- Чем различаются слова по звуковому составу? (в слове КРОТ — 4 звука, в слове РОТ — 3).
10. «Звук потерялся!»
Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: зот — зонт, тиг — тигр, бат — брат....Ребенок добавляет пропущенный звук.
11. «Самое длинное слово».
Среди 5-6 картинок надо найти ту, название которой содержит наибольшее количество звуков.
12. «Что получится?»
- Что получится, если в слове «сок» С заменить на Б?; затем — на Т...; если звук О заменить на А?...
13. «Что заменим?»
- Что нужно заменить, чтобы вместо слова СОК получилось слово СУК?
Слова для работы по данному заданию:
Сеня — Соня — Толя — Коля - Поля — воля;
игла — игра — икра; кара — фара — фарс — барс; кисть — кость — гость;
лук — жук — сук — сок — кот — тот — пот — пол — кол — вол; кабина — калина — малина — Марина;
кошка — мошка — мышка — мишка — миска — маска — марка ;
сам — сом — сор — сук — суд — сад — рад — род — кот — кит.
14.«Меняем на одном месте».
Звук заменяется только в одной из заданных позиций:
бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук
гора — кора — пора — нора, гол — кол — пол — мол — дол
дом — том — сом — ком — лом, день — тень — пень — лень
и т.д.
Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать фонетическую сложность слова.
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на 'этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.
Литература:
1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2006 г.
2. Т.Б. Филичева и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста
Развитие фонетико-фонематических представлений у детей дошкольного возраста включает следующие разделы:Развитие языкового анализа и синтеза.Развитие фонематического восприятия.Предлагаем рассмотреть в...
Формирование экологических представлений детей дошкольного возраста через трудовую деятельность в уголке природы
Труд детей в природе имеет большое воспитательное значение. Во-первых, в процессе труда детей формируется бережное и заботливое отношение к природе. Труд в природе способствует воспитанию ответст...
Формирование навыков слогового анализа и синтеза у дошкольников в игре.
Игровые технологии помогают педагогам и родителям легко сформировать навыки слогового анализа и синтеза у дошкольников....
Использование метода мнемотехники в обучении связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста через формирование навыков безопасности жизнедеятельности
Оценка эффективности использования метода мнемотехники с целью развития связной речи и эффективного усвоения детьми навыков безопасного поведения и здорового образа жизни...
"Игры для развития лексической, грамматической, связной речи и формирования фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста"
картотека игр...
Статья. Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.
Основные направления коррекции фонетико - фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста...
ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В тезисах обоснована необходимость системы поэтапного формирования фонематического восприятия с целью нормализации речи детей дошкольного возраста....