Формирование навыков слогового анализа и синтеза у дошкольников в игре.
консультация (старшая группа) по теме

Игровые технологии помогают педагогам и родителям легко сформировать навыки слогового анализа и синтеза у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovoy_analiz_i_sintez.docx361.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема:

Формирование навыков слогового анализа и синтеза в игре.

Слоговой анализ -  деление слов на слоги с определением последовательности и количества слогов в словах.

При формировании слогового анализа и синтеза важно опираться на классификацию А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

  1. Двухсложные слова из открытых слогов (дача).
  2. Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
  3. Двухсложные слова с закрытым вторым слогом (диван).
  4. Двухсложные слова со стечением согласных в середине (банка)
  5. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот).
  6. Трехсложные слова с закрытым последним слогом (бегемот).
  7. Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
  8. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

(ягненок).

  1. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).
  2. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол).
  3. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт).
  4.  Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).
  5. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).

Опираясь на эту последовательность, я  подобрала слова с разной слоговой структурой, напечатала карточки по которым родители дома а мы с детьми в детском саду  будем закреплять умение детей делить слова на слоги, чётко произносить слова разной по сложности слоговой структуры. Игровые приёмы будем обсуждать далее.

В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.

1 этап: с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

2 этап: формирование действия в речевом плане.

3 этап: формирование действия в умственном плане (на основе слухо – произносительных представлений).

При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Знакомство с гласными звуками и их выделение   в словах способствует формированию слогового анализа.

Игровые  упражнения:

  1. Игра в мяч.

« Встречу слово на дороге.

   Разобью его на слоги».

Произнося слово по слогам, ребенок ударяет мячом об пол на каждый слог. Количество ударов соответствует количеству слогов.

  1. « Телеграф».

 Произнося слово по слогам, ребенок отхлопывает ладошками каждый слог.

  1. « Домики».

 Перед детьми домики с разным количеством окошек (от 1 до 4).

Дети должны разложить по домикам картинки или расселить жильцов (игрушки) соотнося количество слогов в словах с количеством окошек в домиках.

  1. «Слоговой кубик».

   На гранях  кубика изображено разное количество квадратиков. Ребенок подбрасывает кубик и в зависимости от количества квадратиков на верхней грани подбирает картинку с соответствующим количеством слогов (игрушку и т.д.)

  1. «Слоговой волчок».

Игра аналогична слоговому кубику. Квадраты приклеены к граням кубика.

  1. «Слоговое домино».

Играть можно от 1 до 6 человек. На каждой карточке по 2 предметные картинки. Первый играющий выкладывает любую карточку. Второй анализирует количество слогов в словах и выкладывает свою карточку таким образом, чтобы у рядом лежащих картинок количество слогов совпадало.

  1. «Зарисуй схему».

Предлагаем зарисовать слоговую схему названного слова.

 

  1. «Подберу схему».

Предлагаем  подобрать готовую схему к заданным словам.

  1. «Придумай слово к схеме».

10 . «Куклы и подарки».

   Необходимо придумать куклам имена, состоящие из 1, 2, 3 слогов

 (Том, Катя, Наташа), а затем подарить им подарки. Количество слогов в названии должно совпадать с количеством слогов в именах.

  1.  «Слоговая цепочка».

Ребенку предлагается ряд картинок. Надо выложить из них цепочку по мере увеличения количества слогов в словах.

 Сом – веник – машина – телевизор

  1.  «Лото».

Перед детьми лото и карточки с цифрами. Ребенку нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.

  1.  Подбери слова с заданным количеством слогов.
  • по сюжетной картинке
  • выдели из предложения, из текста…

  1.  «Пропускаем мы во двор

        Слов особенный набор».

        Дети строят воротики из ладошек (ладошки на ребре).

        Даем инструкцию: открывать ворота только тогда, когда услышат слово    из 1 слога (2, 3).

  1.  « Слог и слог – и будет слово.

             Кто добавит слог до слова?»

           Взрослый  называет слог. Ребенок добавляет свой слог, чтобы получилось  слово.

             Жи… (вот, раф, вой),  ма …(ма, ша)…

  1. Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

  1.  Умные раскраски. 

Раскрась только тех зверей, в названии которых один слог.

раскраски зверей

Раскрась только те фрукты, в названии которых два слога.

Раскрась фрукты

Раскрась только те овощи, в названии которых три слога.

Раскрась овощи

  1. Посчитай количество слогов в словах обведи в кружок нужную цифру.

rasputai-slogi-5

Вычерчивание схем слогового состава:

Прямоугольник делится на столько частей, сколько слогов в слове.

Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.

  1. «Собери слово».

Из слогов,  названных взрослым  в разном порядке,  составь слова.

лод, хо -…

та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…

  1. Найди слог, вставь недостающие слоги.

Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на

  1. «Закончи слово».

Ребёнку предлагают склеить два осколочка слова. Взрослый называет 1 – ые «осколочки» (части слова), ребёнок добавляет один и тот же «осколочек» - пропущенный  слог, а затем произносит получившееся слово целиком.

Пример 1: мы будем с тобой собирать из частей слова. Я называю тебе первую часть слова, а ты все время будешь добавлять вторую часть, которая звучит: «точка».

Слова для справок: ве(точка), лас(точка), кос(точка), де(точка), лен(точка).

Пример 2. Синтез слов с последним слогом – за –

Ко(за), сле(за), ро(за), гро(за), зано(за), мимо(за) , стреко(за, Бере(за), глюко(за).

Пример 3. Высокочастотным является пример использования слов, содержащих закрытый слог: сок. Слова для справок: но(сок), ле(сок), пе(сок), поя(сок), голо(сок). воло(сок), коло(сок).

  1. «Сложи слова».

Сделай из двух слов одно.

(дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.

 В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий   по формированию звукового анализа у де...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.

 В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий   по формированию звукового анализа у де...

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"

В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...

Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...

Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи

Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...

Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вн...