Формирование навыков слогового анализа и синтеза у дошкольников в игре.
консультация (старшая группа) по теме
Игровые технологии помогают педагогам и родителям легко сформировать навыки слогового анализа и синтеза у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovoy_analiz_i_sintez.docx | 361.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема:
Формирование навыков слогового анализа и синтеза в игре.
Слоговой анализ - деление слов на слоги с определением последовательности и количества слогов в словах.
При формировании слогового анализа и синтеза важно опираться на классификацию А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
- Двухсложные слова из открытых слогов (дача).
- Трехсложные слова из открытых слогов (машина).
- Двухсложные слова с закрытым вторым слогом (диван).
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине (банка)
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот).
- Трехсложные слова с закрытым последним слогом (бегемот).
- Трехсложные слова со стечением согласных (комната).
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
(ягненок).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка).
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт).
- Двусложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха).
Опираясь на эту последовательность, я подобрала слова с разной слоговой структурой, напечатала карточки по которым родители дома а мы с детьми в детском саду будем закреплять умение детей делить слова на слоги, чётко произносить слова разной по сложности слоговой структуры. Игровые приёмы будем обсуждать далее.
В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий.
1 этап: с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.
2 этап: формирование действия в речевом плане.
3 этап: формирование действия в умственном плане (на основе слухо – произносительных представлений).
При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они- основа слога). Знакомство с гласными звуками и их выделение в словах способствует формированию слогового анализа.
Игровые упражнения:
- Игра в мяч.
« Встречу слово на дороге.
Разобью его на слоги».
Произнося слово по слогам, ребенок ударяет мячом об пол на каждый слог. Количество ударов соответствует количеству слогов.
- « Телеграф».
Произнося слово по слогам, ребенок отхлопывает ладошками каждый слог.
- « Домики».
Перед детьми домики с разным количеством окошек (от 1 до 4).
Дети должны разложить по домикам картинки или расселить жильцов (игрушки) соотнося количество слогов в словах с количеством окошек в домиках.
- «Слоговой кубик».
На гранях кубика изображено разное количество квадратиков. Ребенок подбрасывает кубик и в зависимости от количества квадратиков на верхней грани подбирает картинку с соответствующим количеством слогов (игрушку и т.д.)
- «Слоговой волчок».
Игра аналогична слоговому кубику. Квадраты приклеены к граням кубика.
- «Слоговое домино».
Играть можно от 1 до 6 человек. На каждой карточке по 2 предметные картинки. Первый играющий выкладывает любую карточку. Второй анализирует количество слогов в словах и выкладывает свою карточку таким образом, чтобы у рядом лежащих картинок количество слогов совпадало.
- «Зарисуй схему».
Предлагаем зарисовать слоговую схему названного слова.
- «Подберу схему».
Предлагаем подобрать готовую схему к заданным словам.
- «Придумай слово к схеме».
10 . «Куклы и подарки».
Необходимо придумать куклам имена, состоящие из 1, 2, 3 слогов
(Том, Катя, Наташа), а затем подарить им подарки. Количество слогов в названии должно совпадать с количеством слогов в именах.
- «Слоговая цепочка».
Ребенку предлагается ряд картинок. Надо выложить из них цепочку по мере увеличения количества слогов в словах.
Сом – веник – машина – телевизор
- «Лото».
Перед детьми лото и карточки с цифрами. Ребенку нужно закрыть картинки цифрами соответствующими количеству слогов в словах.
- Подбери слова с заданным количеством слогов.
- по сюжетной картинке
- выдели из предложения, из текста…
- «Пропускаем мы во двор
Слов особенный набор».
Дети строят воротики из ладошек (ладошки на ребре).
Даем инструкцию: открывать ворота только тогда, когда услышат слово из 1 слога (2, 3).
- « Слог и слог – и будет слово.
Кто добавит слог до слова?»
Взрослый называет слог. Ребенок добавляет свой слог, чтобы получилось слово.
Жи… (вот, раф, вой), ма …(ма, ша)…
- Выделить из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.
- Умные раскраски.
Раскрась только тех зверей, в названии которых один слог.
Раскрась только те фрукты, в названии которых два слога.
Раскрась только те овощи, в названии которых три слога.
- Посчитай количество слогов в словах обведи в кружок нужную цифру.
Вычерчивание схем слогового состава:
Прямоугольник делится на столько частей, сколько слогов в слове.
Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.
- «Собери слово».
Из слогов, названных взрослым в разном порядке, составь слова.
лод, хо -…
та, во, ро — …
ты, бе, ге -…
ве, ка, шал — …
ту, ар, тро -…
ша,та,мы -…
мо, гра, та — …
би, рать,за -…
пи,кра,ва -…
чик, бор,за -…
до,про,во,вод -…
лен,дарь,ка -…
- Найди слог, вставь недостающие слоги.
Са__ги
ко __ со
до__га
ма__на
- «Закончи слово».
Ребёнку предлагают склеить два осколочка слова. Взрослый называет 1 – ые «осколочки» (части слова), ребёнок добавляет один и тот же «осколочек» - пропущенный слог, а затем произносит получившееся слово целиком.
Пример 1: мы будем с тобой собирать из частей слова. Я называю тебе первую часть слова, а ты все время будешь добавлять вторую часть, которая звучит: «точка».
Слова для справок: ве(точка), лас(точка), кос(точка), де(точка), лен(точка).
Пример 2. Синтез слов с последним слогом – за –
Ко(за), сле(за), ро(за), гро(за), зано(за), мимо(за) , стреко(за, Бере(за), глюко(за).
Пример 3. Высокочастотным является пример использования слов, содержащих закрытый слог: сок. Слова для справок: но(сок), ле(сок), пе(сок), поя(сок), голо(сок). воло(сок), коло(сок).
- «Сложи слова».
Сделай из двух слов одно.
(дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.
В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ с ОНР.
В статье раскрывается понятие звуковой анализ, трудности формирования звукового анализа у детей с ОНР. Значимость логопедических занятий по формированию звукового анализа у де...
Мастер-класс для воспитателей на тему:"Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру"
В статье раскрываются такие понятия как фонематический слух, фонематическое восприятие. Раскрывается роль фонематических процессов в коррекции звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте. Даны и...
Методика логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной разработке описана методика логопедической работы по формированию звукового анализа и синтеза, которая может быть использована в рамках подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольног...
Игры для формирования навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи
Актуальность проблемы формирования навыков анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем слу...
Консультация для воспитателей «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников через игру»
У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению вн...