ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА РАЗВИТИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи
В тезисах обоснована необходимость системы поэтапного формирования фонематического восприятия с целью нормализации речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ontogeneza.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕЗА РАЗВИТИЯ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема по выявлению, предупреждению и коррекции нарушений фонематических процессов у дошкольников является актуальной и связана прежде всего с тем, что количество детей с нарушениями формирования фонематических процессов постоянно растет.
Нарушение фонематических процессов делает невозможным правильное произношение звуков, не позволяет детям овладеть необходимым словарным запасом, а следовательно значительно тормозит развитие связной речи.
Родной язык усваивается ребенком последовательно, поэтапно, по мере развития и созревания нервно-мышечного аппарата.
Гармоничная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов приводит к правильному восприятию и воспроизводству звуков родного языка. Развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию, а в последствии – грамотную и полноценную речь.
У человека в онтогенезе способность различать звуки человеческой речи возникает значительно раньше, чем способность артикулировать. Артикуляция развивается медленнее, чем способность различать звуки речи. Речь же развивается стремительно и интенсивно.
Фонематическое восприятие в процессе онтогенетического развития проходит определенные стадии: от полного отсутствия дифференциации звуков речи до правильного и неправильного произношения.
Формирование и развитие произношения у детей происходит в разные сроки. Некоторые дети произносят больше звуков и достаточно четко, а другие – меньшее количество и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который в силу возраста еще только начинает активно функционировать.
Формирование артикуляционной базы детей дошкольного возраста в онтогенезе происходит в последовательности:
- к первому году жизни – возникают смычки органов артикуляции;
- к полутора годам – возникает возможность чередовать позиции (смычка – щель);
- после трех лет – возникает возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
- к пяти годам – возникает возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, становится понятно, что постепенно, к пяти годам у ребенка формируется артикуляционная база. Причем, если у ребенка фонематический слух формируется своевременно (до достижения двухлетнего возраста), то к пяти годам нормализуется звуковая структура речи и постепенно развиваются все фонематические процессы. Если же развитие отстает от средних возрастных норм, то можно говорить о недоразвитии речи.
Наличие у ребенка даже незначительных отклонений в развитии фонематического восприятия, свидетельствует об обязательных затруднениях в овладении чтением и письмом.
Следовательно, для детей имеющих ту или иную форму дизартрии, необходима система поэтапного формирования фонематического восприятия для нормализации речи в дошкольном возрасте.
Учитель-логопед: Бехтольд Н.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
В моей работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...
«Чабыр5ах как средство развития и совершенствования родной речи детей дошкольного возраста»
Материал ПДО по фольклору МБДОУ ЦРР - Д/с №82 "Мичээр" г. Якутскаиз опыта работы по обученнию детей чабыр5ах (якутская скороговорка)...
Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."
Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...
Метод моделирования в развитии и коррекции связной речи детей дошкольного возраста.
Использование метода моделирования в развитии и коррекции связной речи детей в дошкольных учреждениях...
комплекс упражнений для развития опорно-двигательной системы у детей дошкольного возраста.
Предлагаю выполнять упражнения вместе с детьми.Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:- углубляют взаимосвязь родителей и детей;- предоставляют возможность позаниматься физкуль...