Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста Развитие фонетико-фонематических представлений у детей дошкольного возраста включает следующие разделы: - Развитие языкового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия.
Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее. Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях: - Развитие анализа структуры предложения.
- Развитие слогового анализ и синтеза.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие анализа структуры предложения. Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания: - придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
- составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
предложение начинается с заглавной буквы; слова в предложении пишутся отдельно; в конце предложения ставится точка; - определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
- поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
- составить предложение из слов, данных в беспорядке.
- выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.
Развитие слогового анализ и синтеза. Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий: - Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
- Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
- Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.
Капают капли дождя, В ладошку поймаю их я. Какие из них попросить Помочь слова оживить? - Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
- Дидактическая игра «Отгадай секрет». На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например, собамага, оперсина, сокорошка, глорамм. Рассекреченные слова записываются в тетрадь.
- Дидактическая игра «Распутай слова».
Вот так горе! Вот беда! Как запутались слова! Все они из трёх слогов Кто помочь словам готов?
/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ - БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА. - Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять только первый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.
машина, лисица, народ – МАЛИНА. ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО колос, рота, ваза – КОРОВА - Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
Рекомендуются следующие задания: - Придумай слово с двумя, тремя слогами.
- Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА. - Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА. - Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:
Шуршат сухие листья 2,3,2 Пастушок потушил костёр 3,3,2 Шумят вершины сосен 2,3,2 - Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
- Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает. Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение: ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА. - Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
- Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
Развитие фонематического анализа и синтеза. - Выделение звука на фоне слова.
Предлагаются следующие задания: - Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
- Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
- Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
- Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
- Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.
Зайка. На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады. - Д/у «Звук заблудился».
Мы собрали васильки На головах у нас щенки (венки). Тает снег, течет речей. На ветвях полно врачей (грачей). - При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
Г_________ _________ __ Г_______ .
- Выделение первого и последнего звука в слове.
Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука: - Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
- Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.
- Где ты живёшь? (в городе) - Где твоя машина? (в гараже) - На чём ты любишь играть? (на гитаре) - Где остановились гости? (в гостинице) - Где напечатана статья? ( в газете) - В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию) - Д/у «Весёлые звуки».
Зазвенела птичья трель Закружилась карусель Михаил залез на дуб, Чтобы врач не вырвал.. (зуб). Бил Андрей ногою в дверь, А Сергей ревел, как…. (зверь). Наказанья срок всё длился Клим в углу стоял и….( злился). - По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
- Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
- Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
- Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
- Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
- Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
- Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
- Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
- По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
- Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
- Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
- Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
- Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).
К К-К К-К-К К-К-К-К К-К-К-К-К |
Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия. 1 - этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия. Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки. Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. 2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. 3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала: - Слова из двух гласных: АУ, УА.
- Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
- Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
- Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
- Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
- Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
- Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
- Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.
В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения. Рекомендуем использовать следующие задания: - Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
- Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
- Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:
ПА— ПАР ПА— ПАРЫ ПА— ПАРАД ПА— ПАРУСА | КО--КОТ КО--КОЗЫ КО--КОШКА КО—КОРОВА |
- Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
- Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
- Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
- «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
- Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
- Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
- Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
- Развитие фонематического восприятия
Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков. На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по плану: - Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
- Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
- Формирование умения определять наличие звука в слое.
- Определение звука в слове.
- Выделение слова с данным звуком из предложения.
По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков. На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками Список литературы: 1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000. 2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996. 3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001. 4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004. 5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994. 6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004
|
|