Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рудакова Татьяна Владимировна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ООД16.41 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад № 34 «Ягодка»

Конспект по развитию речи

на тему: Устное народное творчество

В средней группе

 Воспитатель: Рудакова Т.В.

Задачи:

Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц.

 Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки.

 Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей, развивать речь. Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.

Оборудование:

Сундучок, платок, картинки, игрушка – петрушка, обруч с лентами.

НОД.

Вступительное слово:

«Эй, ребята, подходите, на меня все посмотрите,

я сегодня не проста, а загадочно ярка!

Превратилась я в бабушку-загадушку!

К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.

Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.

Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.

Вот платочек расписной, да загадочный какой,

узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.

Узелок я развяжу вам задание скажу...»

Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.

Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.

Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.

А Саша сможет его повторить, Вова, София?

Спасибо, молодцы.

Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу, весело бегут ручьи. Есть такая поговорка: «Вода с гор потекла – весну принесла».

Воспитатель: А вы знаете поговорки?

Дети:

/Дети называют две-три поговорки.

Например: «Апрель с водой, а май с травой»/

Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».

Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.

А вы знаете пословицы?

Дети: Например: «Учиться, всегда пригодится»

«Мал золотник, да дорог»,

«Не зная броду, не суйся в воду»,

«Весна – днём красна!».

Воспитатель: Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.

«Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко, ждут тебя детки,

ждут малолетки, солнышко ведрышко!

Выгляни в окошко, твои детки плачут,

по камушкам скачут.

Солнышко, покажись! Красное появись!

Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»

Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и весна будет солнечной и тёплой.

Воспитатель: Что ты нам ещё припас? Ах платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу:

Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?

Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».

Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?

В сундучке-то непростом, есть картинки (Коза, оса, жук.)

Например: Оса

Су-су-су – я боюсь осу.

Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;

Например: Жук

Жу-жу-жу – на траве лежу;

Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.

Например: Коза

Дети: За-за-за – здесь привязана коза.

Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!

Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?

Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый

Мои шутки и смех, веселят всех.

Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).

Воспитатель: Ребята, петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?

Давайте ребята вспомним считалки. Кто готов?

Дети: «1 2 3 4 5 - Коля будет начинать?»

/Две – три считалки называют дети/

Петрушка: Здорово! И я вспомнил:

1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…

 «Игра с колокольчиком»

/Ребёнок с колокольчиком поет/

Дети: «С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу,

колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?

Петрушка: Ай, какие молодцы!

Воспитатель: Спасибо петрушка – дружочек. Ну теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.

Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?

Дети: /называют свои варианты сказок/

Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…

«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,

там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,

угадайте, что за сказка? (Три медведя)

«А дорога – далека, а корзина нелегка,

сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)

«На сметане мешон на окошке стужён,

круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)

«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,

он залезть в него не смог, это сказка... (Теремок)

Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.

Ой девчонки! Ой мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!

«Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом бегом!

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите

Раз и два, раз и два,

Вот и кончалась игра!»

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?

Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народная творчество полно мудрости и доброты.

Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё про всё узнали. Напоследок я скажу: «чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»

Вот такая мудрость народная!

Воспитатель: от Петрушки вам сюрприз, «Баранки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...