Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".
материал по художественной литературе на тему
Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_znakomstvo_s_knizhnoy_kulturoy_i_detskoy_literaturoy.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство с книжной культурой и детской литературой».
Требования ФГОС ДО по речевому развитию дошкольников согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: « речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (извлечение из ФГОС ДО).
«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флерина)
Детская литература- это художественные, научно- художественные и научно- популярные произведения, написанные специально для детей- от дошкольного до старшего школьного возраста.
Задачи образовательной деятельности: | |||
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа | Пятый год жизни. Средняя группа | Шестой год жизни. Старшая группа | Седьмой год жизни. Подготовительная группа |
1.Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. 2.Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук. | 1.Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов. 2.Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям. | 1.Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах ( фольклор и авторская литература) , видах (проза и поэзия) , о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности). 2.Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. | 1.Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь. 2.Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров. |
Содержание образовательной деятельности: | |||
Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желание их слушать. Развитие умения воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играх-драматизациях, повторять за взрослым знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, игр с пальчиками. | Проявление интереса к слушанию литературных произведений. Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям. | Восприятие классических и современных поэтических произведений (лирические и юмористические стихи, поэтические сказки, литературные загадки, басни) и прозаических текстов ( сказки, сказки- повести, рассказы); проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием; понимание образности и выразительности языка литературных произведений; проявления интереса к текстам познавательного содержания (например, фрагментам детских энциклопедий). | Представления о некоторых особенностях литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, басня, пословица, небылица, загадка; проявление интереса к текстам познавательного содержания. |
Результаты образовательной деятельности: | |||
- Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям, эмоционально откликаясь на него. - Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи. | - Самостоятельно пересказывает знакомые сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные рассказы и загадки. - С интересом слушает литературные тексты, воспроизводит текст. | - Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки. - Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи. - Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения. - Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях. | - Проявляет устойчивый интерес к литературе, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений; понимает идею произведения, авторское отношение к героям. |
При освоении ребенком образовательной деятельности «Развитие речи» педагогу необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования (извлечение из ФГОС ДО):
В игровой деятельности с целью формирования речевого взаимодействия с взрослым, воспитания нравственно - эстетического мировоззрения, бережного отношение к книге мы используем:
- сюжетно - ролевые игры: «Библиотека», «Книжная больничка», «Типография»:
- театрализованные игры: кукольный, настольный, пальчиковый и т. д.
В коммуникативной деятельности с целью уточнения этических представлений детей к книгам, воспитанию любви к книге мы проводим: - беседы: « Какие бывают книги?», «Для чего нужны умные книги?»,
« Как относиться к книгам?»
- цикл познавательных занятий: « Знакомство с книгой», «Как рождается книга?» , «Знакомство с новыми друзьями», « Я посещаю библиотеку».
В познавательно - исследовательской деятельности с целью познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги проводятся:
- просмотр познавательных видеороликов: « Как делают бумагу?»,
« Откуда пришла книга?», « Как Незнайка сочинял стихи».
-дидактические игры: « Путешествие в прошлое книги»,
-экскурсия в библиотеку.
Для восприятия художественной литературы фольклора с целью помочь детям понять содержание сказки, выразительно исполнять роль используются:
- театрализованные игры,
-различные виды театра (теневой, пальчиковый и др.).
-рассказывание, чтение, обсуждение программных произведений разных жанров, познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
В продуктивной деятельности применяется: оригами, рисование, лепка, аппликация, по мотивам знакомых стихотворений и сказок, на тему прочитанного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; организация выставок детских работ.
Самообслуживание и элементарный бытовой труд: привлекать детей к поддержанию порядка в книжном уголке, совместная работа по ремонту книг.
Конструирование: изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Библиотека» и др. Конструктор «Лего построй свою историю», где воспитанники имеют возможность обыгрывать знакомые произведения, а так же придумывать сюжеты самостоятельно.
Литература:
1.Акулова О. В. «Чтение художественной литературы» 2012г.
2.Ушакова О. С., Гаврин Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой»
3.Гурович Л. М., Береговая Л. Б. «Ребенок и книга»
4.Журнал дошкольная педагогика
5.Интернет- ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой
Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой....
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Организация работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...
ПРОГРАММА проведения семинара-практикума для воспитателей ДОУ по теме: «Использование эффективных форм работы с дошкольниками при знакомстве с книжной культурой и детской литера
Содержание семинара-практикума...
Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой
Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...
ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»
В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...
Конспект НОД по ознакомлению с книжной культурой и художественной литературой в подготовительной группе «Весело и поучительно» (по рассказам Н. Н. Носова)
Конспект подготовлен в рамках конкурса педагогического мастерства...
Методическая разработка "Отбор произведений разных жанров детской литературы, подходящих для решения задач развития образной речи у детей разных возрастных групп"
Методическая разработка представляет собой таблицу отбора задач по развитию образной речи у детей разных возрастных групп и отбора детской художественной литературы, подходящей для решения этих задач....