Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы
презентация по развитию речи

Ефремова  Анастасия Юрьевна

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Особенно  велика ее роль в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы

Слайд 2

Наш книжный уголок:

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Особенно велика ее роль в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.) Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Слайд 4

Цели и задачи: - Развивать способность слушать и слышать художественный текст; - Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения; - Создавать условия для выражения детьми восприятие текста во внешнем действии, для импровизации; - «Включать» детей в совместное обсуждение, рассказывание, инсценирование знакомых произведений; - Учить детей сопереживать, сочувствовать литературным героям; - Учить детей выражать свое отношение к прочитанному, услышанному; - Развивать творческое воображение детей.

Слайд 5

« Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет …» К.Д. Ушинский

Слайд 6

Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Задача взрослых – родителей и педагогов- помочь ему овладеть устной речью.

Слайд 7

Основная задача воспитателя – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге .

Слайд 8

Чтение литературных произведений

Слайд 9

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Слайд 10

Формы работы: Индивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д. Групповая- используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. п. Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения, иллюстрации, поделки, проигрывание.

Слайд 11

- Чтение произведений; - Заучивание стихотворений (потешек,чистоговорок,скороговорок); - Рассматривание иллюстраций к сказкам; - Беседы по содержанию произведений; Игры-драматизации сказок; Составление рассказа по картине; Прослушивание сказок на аудиодисках.

Слайд 12

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

Слайд 13

Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх . Фольклор «Венок русской песни»

Слайд 14

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями .

Слайд 16

«Что за прелесть эти сказки»

Слайд 17

«Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» «Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения».

Слайд 18

Совместное творчество детей и родителей: Книги своими руками .

Слайд 19

Пальчиками я играю, Свою речь я развиваю!

Слайд 20

Колыбельную спою, Куклу спать я уложу…

Слайд 21

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Слайд 22

Дети рисуют после прочтения художественной литературы:

Слайд 23

Свою работу я строила на следующих основных принципах: - во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала; - во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей; - в-третьих, активного включения детей; - в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально. Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.

Слайд 24

Моя работа была ориентирована на обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи - у детей повысился интерес к художественной литературе; - они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; - в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений; - Полученный опыт дети применяют в повседневной жизни; - Речь становится более эмоциональна и выразительна.

Слайд 25

Автор презентации воспитатель МДОУ № 37 Ромазанова Анастасия Юрьевна

Слайд 26

Благодарю за внимание !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора (образ лисы в русских народных сказках)

Материал предназначен для развития образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора...

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА

Консультация для педагогов РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА...

Развитие речи детей средствами художественной литературы

Статья посвящена одному из важнейших разделов эстетического воспитания детей дошкольного возраста -  художественно-речевой деятельности....

Сообщение на тему: “Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора”

Развитие образности речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора....

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...