Развитие речи детей средствами художественной литературы
статья по логопедии на тему
Статья посвящена одному из важнейших разделов эстетического воспитания детей дошкольного возраста - художественно-речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи дошкольников | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Морева Наталья Андреевна,
учитель-логопед МАДОУ детский сад 2,
городской округ Красноуфимск
Инновационные технологии, в практической деятельности учителя-логопеда применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями
На современном этапе развития образования, в практической деятельности учителя-логопеда инновационные технологии приобретают особое значение.
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, инновационные технологии позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей с особыми образовательными потребностями, способствуют развитию индивидуальных способностей ребёнка, и, как итог, помогают оптимизировать коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда. Инновационные методы воздействия в логопедической практике не меняют базисную организацию коррекции, локально изменяют, дополняют её методическую составляющую.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с особыми образовательными потребностями в дошкольной организации направлена, в первую очередь на укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие. Для этого создаются специальные, благоприятные условия в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями. Результатом интеллектуальной деятельности педагога становятся новые способы взаимодействия логопеда и ребенка, новые стимулы, обладающие повышенной эффективностью, новые методы, инструменты и приёмы.
Виды инновационных технологий:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Дистанционно-образовательные технологии;
- Психокоррекционные технологии;
- Нетрадиционные (хромотерапия, аромотерапия и т. п.)
В своей практической деятельности, в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, мы, локально используем, прежде всего, здоровьесберегающие технологии: дыхательную гимнастику, артикуляционную, пальчиковую, гимнастику для глаз. Элементы пальцевого и кистевого массажа, самомассаж, «су-джок» терапия.
Также, в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями эффективны психокоррекционные технологии. Наиболее адаптированной методикой является сказкотерапия. Это универсальный и эффективный элемент данной технологии. Использование этого жанра, позволяющего в полной мере реализовать свою фантазию, всегда притягательно для детей. Игра в сказку помогает ненавязчиво донести необходимую информацию, накопить положительный эмоциональный заряд, обогатить свой опыт, приобщить детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий и вместе с тем остаются инновационными. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. В рамках данной технологии нами были придуманы и разработаны, авторские, универсальные игрушки «Весёлые медузы», которые в дальнейшем усовершенствовались и преобразовались в многофункциональное сенсомоторное дидактическое пособие. Пособие предназначено для развития у детей сенсомоторных навыков и тактильных ощущений. Также развивает эмоциональную сферу ребенка, творческие способности и воображение. Одновременно происходит подготовка руки к письму, дети обучаются контролю и координации при сложных движениях кисти и пальцев рук, учитель-логопед, использует пособие для автоматизации поставленных звуков, звукового анализа и синтеза, для развития лексико-грамматических категорий речи. В коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями, также, оказались высокоэффективными нестандартные сенсомоторные «доски»: «Ловкие пальчики», пособие «Теремок», для массажа, тактильного ощущения, творческих способности и воображения; автоматизации поставленных звуков, изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Работа с данным оборудованием одновременно двумя руками, способствует гармоничному биполушарному развитию.
Инновационные методы воздействия, нестандартные, индивидуальные подходы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда, дают возможность наиболее эффективно выстраивать взаимоотношения с ребёнком с особыми образовательными потребностями, позволяют достичь максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений, способствует разностороннему развитию с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: "Развитие речи по средствам художественной литературы и фольклора"
родительское собрание в младшей группе...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы и фольклора в рамках внедрения ФГОС ДОО"
консультация для родителей...
Развитие речи дошкольников средствами художественной литературы
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Особенно велика ее роль в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родн...
Конспект занятия по развитию речи по средствам художественной литературы (5-6 лет) по теме: "Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского".
Расширение знаний по произведениям детского писателя К.И. Чуковского....
Презентация на тему: "Развитие речи детей средствами художественной литературы
Развитие речи детей средствами художественной литературы...
Доклад "Развитие речи по средством художественной литературы"
Цель: Развитие речи детей при ознакомлении с художесвенной литературой.Задачи: формировать интерес к художественной литературе; расширять и активировать словарный запас детей; пробудть интерес к театр...