План-конспекта«Составление загадок по моделям».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_zagadok_po_modelyam.docx | 15.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Составление загадок по моделям».
Цель: учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям.
Задачи:
- Учить детей самостоятельно составлять загадки по алгоритму.
- Развивать монологическую форму речи, творческое мышление, память, внимание.
- Воспитывать умение сотрудничать со сверстниками.
Методы и приемы:
практические: творческое задание «Укрась дерево листочками», динамическая пауза «Повтори движения».
словесные: беседа о загадках; загадки с весенним содержанием.
Материалы к занятию:
демонстрационный: модель составления загадок, видео физкультминутки «Повтори движение».
раздаточный: схемы для составления загадок.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.
Дети сидят полукругом.
1.1 «Отгадай загадку»
Дидактическая задача: развивать образность, эмоциональность речи, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: «дерево», «медведь», «май», «сосульки», «ручей», «март», «апрель».
(дети отгадывают загадки и украшают весеннее дерево листочками)
Пришла весна, мы ждем грачей,
А вдоль двора потек… (ручей)
Снег не тает, но чернеет,
Стало чуточку теплее.
Дан весенний славный старт.
Что за месяц это? (Март)
Бегут ручьи, сосульки тают,
Весна в свои права вступает.
А птиц заливистая трель
Нас извещает: вот… (апрель)
Птицы спят в нем и живут,
Яйца здесь свои несут.
Из веток сделано жилье
И называется… (гнездо)
Солнце с неба не уходит,
Этот месяц к нам приходит.
Куртки поскорей снимай,
Наступает месяц… (май)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.(дерево)
Белая морковка
Зимой растет.
Весною тает. (Сосулька )
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
2. Актуализация знаний.
2.1. Беседа по теме:
Дидактическая задача:
Уточнить знания детей о загадках.
Вопросы:
- О чем все эти загадки? (Ответы детей)
- Как вы догадались? (Ответы детей)
- Что вы знаете о загадках? (ответы детей)
- Кто придумывает загадки? (ответы детей)
- О чем говорится в загадках? (ответы детей)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для упражнения; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; создать ситуацию для составления загадок.
- Ребята, а как придумать загадку самим? (не знаем)
- А как узнать? (спросить у взрослого)
- Вы хотите научиться составлять загадки самостоятельно? (да)
3.1. Динамическая пауза «Повтори движения»
Дидактическая задача: совершенствовать умения выполнять движения в соответствии с видео.
4. Открытие нового знания.
4.1. Составление загадки.
Дидактическая задача: познакомить детей с составлением загадок с использованием ТРИЗ – технологии; развивать мышление, речь, память, внимание, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.
Модель составления загадок:
Объект Что бывает таким же?
Обозначить признак по цвету По цвету
Обозначить признак по действию По действию
Обозначить признак по форме По форме
4.2 Включение нового знания в систему знаний.
Составление загадок по алгоритму с помощью модели.
Дети делятся на две группы им предлагается составить две загадки птица и ручеек.
5. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- О чём мы сегодня говорили?
- Теперь вы сможете сочинить загадки?
- Как вам это удалось?
- Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах»
Приоритетно – образовательная область: «Речевое развитие».Цель: Формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ.Материалы и оборудование:- стихотворение Юлиана Тувима «О...
составление загадок, модели составления метафор
В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...
модели составления загадок
данное пособие помогает ребёнку самостоятельно составить загадки о знакомых предметах, обьектах, опираясь на иллюстрации...
Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"
В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....
Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)
Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работ...
Конспект НОД "Составление загадок" (2 модель)
Непосредственно образовательная деятельность «Знайкина школа» (ТРИЗ, методика «Составление загадок»- 2 модель) в подготовительной к школе группе на тему «Транспорт&r...