Открытое занятие.Звуковая культура речи. Звуки "с" и "сь"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Рягузова Людмила Анатольевна

Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_zvuki_s_i_s.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе

Звуковая культура речи: звуки с и сь

Воспитатель: Рягузова Л.А.

Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчетливом его произнесении (в словах, фразовой речи).

Ход занятия:

Дети проходят на свои стульчики под песенку «Паровоз – Букашка»

Воспитатель:

Здравствуйте дети! Сегодня к нам в группу пришли гости.Они очень хотят узнать что мы делаем, чем занимаемся.Возьмём наших гостей с собой в путешествие?

 Ответы детей

Раздаётся телефонный звонок.

Воспитатель:

Берёт трубку.

«Да, здравствуйте..Конечно ждём.Иду встречать.

Ребята, к нам ещё кто- то спешит.

Воспитатель уходит. Возвращается со скрипкой и Сурком

Воспитатель:

Сегодня к нам в гости пришёл  Скрипач и его верный друг Сурок.

 Ребята, а вы знаете, что это за музыкальный инструмент,

Ответы детей

 (да, правильно, скрипка).

Воспитатель
А как называется палочка, которой водят по струнам?
Ответы детей
(и это вы знаете. Правильно – смычок).

Звучит  пьеса Л.Бетховена «Сурок»

Воспитатель:

Понравилась вам песенка?

Ответы детей

 А знаете почему и песенка грустная и Сурок у Скрипача такой невесёлый?

Ответы детей

Воспитатель:

Дело в том, что Сурок не умеет говорить звук «С»..
и поэтому  он не может назвать ни  себя ни музыкальный инструмент, на котором играет его друг.

Поможем ему правильно говорить?

Ответы детей

Воспитатель:

А для этого нам нужно пригласит в гости ещё одного героя.

 Воспитатель показывает картинку, на которой изображён

ЯЗЫЧОК.
- Узнали, кто  это?

Ответы детей:

Воспитатель:

Правильно. Это Язычок.

И нам тоже надо с ним подружиться.

 Живет-поживает Язычок в своем домике, а домик Язычка – рот. (На магнитную доску вывешивается домик Язычка). Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется".

Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик. Язычок очень любит петь разные песенки. Однажды он пел: "И-и-и". Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: "И-и-и-и". (дети поют негромко вместе с воспитателем).

Воспитатель:

 - С-с-с-с, – полилась из крана вода.

- Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку.

- Хорошо, – согласился Язычок и запел: "С-с-с-с". (Произносится отрывисто.)

Давайте споем «Песенку воды» вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам (дети вместе с воспитателем поют «Песенку воды» «С-с-с-с»).

Воспитатель:

 Закройте домик Язычка - ротик, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: "С-с-с".

Давайте послушаем, как песня воды получаетсяу Миланы, Таси, Андрея.

(Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)

А теперь споем песенку все вместе (дети совместно с воспитателем повторяют ещё раз «Песенку воды»).

Воспитатель:

Спасибо, ребята. , наш Сурок немножко повеселел.Но он станет совсем весёлым, если немножко с нами разомнётся.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Бегал по двору щеночек

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

Воспитатель: Дети, Сурок, давайте поиграем в игру? Я буду начинать слово, а вы заканчивать.

Бу…(сы), ве…(сы), ча…(сы), у…(сы), воло…(сы), автобы…(сы), троллейбу…(сы).

Воспитатель: А теперь я буду начинать предложение, а вы должны закончить его, вставить слова: часы, весы или бусы.
Чтобы знать время, нужны… (Часы).
Воспитатель. Чтобы узнать вес, нужны… (Весы).
Воспитатель. На шею надевают … (Бусы).
Воспитатель. У бабушки дома остановились… (Часы).
Воспитатель. Продавцу овощей нужны… (Весы).
Воспитатель. У куклы красивые… (Бусы).

Воспитатель: Молодцы. А сейчас послушайте слова: носсс, сссразу, весы, часы. В этих словах слышится какой звук?
Дети: Звук с.
Воспитатель. А вот другие слова: сила, лисенок, сережки. Какой звук слышится в этих словах?
Дети: Звук сь.
Тогда давайте в нашу игру добавим слог
си.
Гу…(си), так…(си), ло…(си), ры…(си).

Воспитатель.! Скажем все вместе чистоговорку: си-си-си – гуси едут на такси. (дети повторяют). Правильно

Сурок:Понял! В слоге сы слышится звук с, в слоге си слышится звук сь. А теперь отгадайте мои загадки.

У лисы детеныш…
Дети. Лисенок.

Сурок: У гуся детеныш…
Дети. Гусенок.

Сурок: У рыси…
Дети. Рысенок.
Сурок:У свиньи…
Дети. Поросенок.
Сурок:У крысы…
Дети. Крысенок.

Сурок: У лося…
Дети. Лосенок.

Сурок: Ну вот, вы все правильно ответили.

Ох, как же я устал. Пора мне отдохнуть.И снова в путь отправляться. Но до чего же я доволен. Я научился говорить  звуки «С» и «СЬ».И теперь я чётко могу признести слова «Сурок».»Скрипка», «Смычок»

Воспитатель: Ну что дети, скажем нашим друзьям «До свидания»

 Дети: До свидания,Сурок.До свидания, Скрипач.До свидания,Скрипка.

Воспитатель относит скрипку в коридор.Возвращается.

Итак,  ребята .Кто сегодня приходил к нам в гости?

Ответы детей:

Воспитатель:

А чему мы научили наших гостей?

Ответы детей:

Воспитатель:

-Скрипач сказал мне, что он оставил   нам подарок.Где –то должен быть волшебный саквояж.Где же он?

Попросит гостей посмотреть, может быть они где – нибудь видели  этот предмет.

Гости подают саквояж оклеенный картинками на букву «С»

«Самолёт», «сахар», «солнышко», «сыр», «собака», «сгущёнка».

На какой звук начинаются эти слова:?

Правильно, на звук «С».

А  давайте откроем саквояж.

Портфель открывается и воспитатель достаёт «Сушки» и «Сок»

- Ой, что это?

. Ответы детей:

Воспитатель:

А на какой звук начинаются эти предметы?

. Ответы детей:

Воспитатель:

Правильно, молодцы. Мы непременно съедим эти угощения за полдником.

А сейчас скажем «до свидания» нашим гостям и пригласим их в следующее наше путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"

Конспект занятия "Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц"...

Занятие "Звуковая культура речи"

Звуковая культура речи....

Конспект открытого занятия «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж] - [Ш]» в старшей группе

Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш» Цель: упражнять детей в отчётливом произнесении слов со звуками Ж и Ш; развивать фонематический слух: упражнят...

Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Программное содержание:  -совершенствовать фонетическое восприятие;  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;  -умение определять количество последовательность слов в пред...

Открытое занятие Звуковой анализ слова Лиса

Продолжать обучение звуковому анализу слова. Учить различать гласные,твердые и мягкие согласные звуки....

Конспект открытого занятия: «Звуковая культура речи». Звук «Ф» Вторая младшая группа

Совершенствование умения произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки –Ф-...