Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление описательного рассказа об игрушке»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Карпунина Надежда Ивановна

Конспект занятия по развитию речи детей средней группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цели:

- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный

рассказ об игрушках с использованием схемы.

- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к

выделению существенных признаков.

- В описании - определять объект, последовательно описывать части,

свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце

высказывать оценочное суждение.

- Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов,

из которых они сделаны.

- Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета

(слева, около, рядом, между, сзади, 'продолжать закреплять умения детей

употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

- Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную

память.

Методические приемы: загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, физминутки, образец  воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения, чтение стихотворения.

Материал: сундучок, игрушки для описания: машина, мишка, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

Ход занятия.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя.

В.: Ребята, к нам в гости пришел Мишка и привел с собой гостей. Давайте пригласим Мишкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем

Сорока, сорока

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей скликала.

В.: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим).

В.: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).

Достаю сундучок из-за стола.

В.: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Мишки спросим: «Мишка, а почему гости спрятались? ».

В.: Ребята, Мишка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.

Загадываю загадки:

Зверь забавный,

Сшит из плюша

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу. (Плюшевый мишка).

Ростом мал, да удал,

От меня он ускакал.

Хоть надут он всегда –

С ним не скучно никогда. (Мяч).

Не летит, не жужжит жук

А по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Машина).

Глазки голубые,

Кудри золотые,

Губки розовые. (Кукла).

Разные колечки

На палочке стоят.

На елочку похожи,

Ребяток веселят. (Пирамида).

В.: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Мишкой? ( Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка).

В.: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).

В.: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Мишка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет чтоб вы ему объяснили как с ними играть. Поможем Мишке? (Да).

В.: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. ( Задаю вопросы по схеме).

В.: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).

В.: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).

В.: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).

В.: У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.

В.: Игрушки делают из различных материалов. ( Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые).    

Из железа? (Железные).

Из дерева? (Деревянные).

Из меха? (Меховые). Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.

В.: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? ( Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).

В.: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.

В.: Сейчас послушайте, как правильно надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.

В.: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Мишку пригласим с нами поиграть.

Провожу физминутку.

В.: Мишке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Мишку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).

В.: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Мишка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

В.: Ребята, а давайте еще поиграем с Мишкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как расположены игрушки? ( Машина, пирамидка, кукла, мяч, мишка).

В.: Что рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).

В.: Что находится между мишкой и куклой? (Мяч).

В.: Что слева от мячика? (Кукла).

В.: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? ( Меняю игрушки местами)

В.: Что находится сзади куклы? (Машина).

В.: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка).

В.: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).

В.: Ребята, давайте Мишке расскажем стихотворение про игрушки. С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».

В.: Молодцы. Ребята, Мишка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на место.

Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: "Составление описательных рассказов по картинке" (зайчата потерялись), для детей средней группы.

Конспект занятия разработан для открытого просмотра на основе занятия О. С. Ушаковой "Развитие речи".Предназначен для проведения с детьми среднего возраста.В данном занятии используются ЦОР и технолог...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Составление описательного рассказа о синичке"

Данный конспект поможет педагогам и родителям научить детей 5-6 лет в игровой форме составлять описательный рассказ о синичке, используя метод образца педагога с элементами пересказа и заучивания худо...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «Составление описательного рассказа по игрушке»

Цель: создание условий для развития связной речи детей через описание игрушки.Задачи:Обучающие: формировать умение детей описывать игрушку по образцу воспитателя. Способствовать развитию умения ...

Конспект занятия в средней группе по теме: «Составление описательного рассказа об игрушках (кошка, лиса, собака)»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «Составление описательного рассказа об игрушках (кошка, лиса, собака)»...