Конспект игры-занятия по развитию речи детей раннего возраста по потешке "Огуречик-огуречик"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Лисицына Анна Геннадьевна

Данный конспект может быть полезен воспитателям младшей группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект игры-занятия по развитию речи детей раннего

возраста (2-3 лет) по потешке «Огуречик, огуречик»

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы, помочь запомнить его.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное (сенсорное развитие), социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Образовательные задачи:

  • Формировать интерес к потешке «Огуречик, огуречик».
  • Обогащать словарный запас детей введением слов «огурец», «огурчик», «огуречик».
  •  Закреплять знание зелёного цвета.

Развивающие задачи: 

  • пояснять значение слов, исходя из величины: «огурец – большой», «огурчик – поменьше», «огуречик - совсем маленький».
  • Развивать зрительную и слуховую память, внимание, связную речь и мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать желание у детей играть вместе,
  • способствовать снятию эмоционального напряжения,
  • формировать представление детей о последствиях непослушания.

Предварительная работа: знакомство детей с зелёным цветом и размером большой, маленький.

Оборудование: ширма, три изображения с огурчиками разных размеров, изображение мышки, грядка.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровая ситуация, показ, рассказ воспитателя, художественное слово, помощь, напоминание, указание, поощрение, вопросы к детям, физкультминутка, разыгрывание фрагмента народной игры «Прятки».

I. Создание игровой ситуации

Раздаётся стук в дверь. Звучит музыка.

Воспитатель: Ребятки, вы слышали? Кто-то постучал нам в дверь. Вы хотите узнать, кто там?

Дети: Да.

Воспитатель: Я тогда схожу и посмотрю (воспитатель вносит музыкальную шкатулку). Посмотрите, ребята, какая прекрасная шкатулка стоит возле нашей двери. Это, наверное, волшебница проходила мимо и оставила ее. Шкатулку вместе мы откроем, посмотрим, что же тут такое? (вместе с детьми открывает шкатулку).

II. Основная часть игровой образовательной ситуации

Играет музыкальная шкатулка

Воспитатель:

Ребята - это сказка к нам стучится,

Скажем: сказка заходи!

Это присказка ребята.

Сказка будет впереди.

Давайте посмотрим, про кого же сегодня будет наша сказка.

(Достает из шкатулки маленький огурец.)

Воспитатель: Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте.

Жил-был Огуречик, он был маленький, зелёненький. Огуречик рос на грядке, среди зелёных листиков. Вот он, посмотрите! (Воспитатель выставляет на ширму маленький огуречик.)

Воспитатель: Какой Огуречик по размеру?

Дети: Маленький.

Воспитатель: А какого он цвета?

Дети: Зелёного

Воспитатель: У маленького Огуречика были папа и мама. Вот они какие посмотрите. Папа-Огурец - большой, зеленый с длинным хвостиком. Мама – Огурчик - поменьше папы, тоже зеленая, а хвостик у нее кудряшкой. (Воспитатель выставляет огуречки). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сыночка.

Воспитатель: Какой папа?

Дети: Большой, зеленый, с длинным хвостиком.

Воспитатель: Какая мама?

Дети: поменьше, зеленая, с хвостиком-кудряшкой.

Воспитатель: Вся семья жила на грядке, среди зелёных листиков. Ребята, предлагаю поиграть с нашими пальчиками, рассказать стихотворение про огуречную семью.

Пальчиковая гимнастика

Поглядите в огород: (Сжимают и разжимают пальчики.)

Огурцов семья растёт (Пальцы сжаты в кулак.)

Это мама огурец, (Поочерёдно разгибают пальцы.)

Это огурец отец. (Другой рукой.)

Рядом с ними молодцы

Дед и бабка огурцы

А вот это славный внучек

Шустрый маленький огурчик.

Воспитатель: На другом конце грядки жила мышка. Вот она! (На ширме появляется мышка.) Посмотрите, какая мышка маленькая, серенькая, а какой у неё длинный хвостик и черные глазки-бусинки. Она быстро бегает, живёт в норке. (Воспитатель прячет мышку в норку.)

Папа-Огурец и мама-Огурчик не разрешали маленькому Огуречику далеко ходить.

Папа говорил: (Папа-Огурец и Огуречик располагаются вместе на ширме).

-Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет. (Текст читается медленно, тембр голоса низкий).

Мама уговаривала Огуречика: (Мама и Огуречик располагаются вместе на ширме)

-Огуречик, Огуречик!

Не ходи на тот конечик

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Воспитатель: Ребятки, что говорили Огуречику мама и папа? Давайте вместе повторим!

Дети повторяют потешку.

Воспитатель: Но Огуречик не послушался и решил пойти на другой конец грядки, где жила мышка. (Огуречик передвигается по ширме вдоль грядки и не видит, что из норки выбежала мышка.)

Воспитатель: (Обращает внимание детей на мышку.) Посмотрите, какая мышка маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листочком. (Мышка прячется под огуречный листок.)

Забыл Огуречик, как папа его предупреждал. Ребята, давайте напомним Огуречику, как папа - Огурец наставлял его.

-Огуречик, Огуречик. /Воспитатель с детьми проговаривают потешку/ Молодцы!

Забыл Огуречик, как мама-Огурчик его уговаривала: «Огуречик, огуречик..». Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живет.

-Ребята, а может, попросим Огуречика «не ходить на тот конечик».

Олег, как ты скажешь Огуречику, чтобы он не ходил? Погрози пальчиком и предупреди Огуречика, как папа-огурец. А как Кристина попросит?

-Но Огуречик очень любопытный, все же пошел посмотреть, где мышка живет.

Воспитатель разыгрывает фрагмент народной игры «Прятки»: то Огуречик прячется под листочек, а мышка пробегает мимо, то мышка прячется, и Огуречик ее не видит. Разыгрываются перед детьми занимательные игровые моменты, побуждая их подсказывать Огуречику о возможной опасности, доказывать, повторяя всю потешку от начала до конца, что ему не следует ходить «на тот конечик».

Воспитатель: Огуречик нас не слышит. Ребята, а кого боится мышка?

Дети: Кошку

Воспитатель: Ребята, как мы можем спасти Огуречка? Предлагаю напугать мышку, превратимся в кошку!

Физкультминутка

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп,

Руки сильно расставляем,

Мяу, и мышку напугаем

Дети мяукают.

Воспитатель: Еле-еле успел убежать Огуречик. Устал он сильно. Сел на грядку и дышит тяжело - вот так.

Дыхательная гимнастика «Глубокое дыхание»

Воспитатель: Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живёт. Ребята, давайте, попросим Огуречика «не ходить на тот конечик грядки».

Дети повторяют потешку и игра повторяется.

(Разыграть сценку так, что мышке не удаётся поймать Огуречик и она убегает в норку.)

Воспитатель:

Мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика, и убежала к себе в норку. (На ширме появляются мама и папа маленького Огуречика.) Ай – я - яй, ой – ё – ёй! Почему же ты нас не слушался? Если бы не ребятки, попался бы ты к мышке в лапки.

Воспитатель: Ребята, как мама и папа поругали Огуречика?

Дети: Ай – я - яй, ой – ё – ёй.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз напомним Огуречику, куда нельзя ходить. (Дети вместе с воспитателем повторяют потешку).

Папа и мама маленького Огуречика благодарят ребят за спасения их сыночка.

Подвижная игра "Огуречик-огуречик"

На одной стороне зала – воспитатель «мышка», на другой стороне – дети. Они шагом приближаются к «мышке».

Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

Дети убегают за условную черту в свой «домик», а педагог их догоняет.

III. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, кого мы сегодня спасли от хитрой мышки? Мы сегодня хорошее дело сделали - не дали в обиду маленького Огуречика. Огуречик не послушался своих родителей и попал в беду. Нужно всегда слушаться своих родителей, потому что они нам желают только добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры - занятия по речевому развитию с детьми раннего возраста. Тема: «Волшебная коробочка»

Игра-занятие "Волшебная коробочка" предоставляет большие возможности для развития речи детей раннего возраста. Второй год жизни малыша является решающим в развитии речи детей. В этот период ...

Конспект игры - занятия с дидактической игрушкой для детей раннего возраста "Обезьянка в гостях у ребят"

- Побуждение малышей к общению  со взрослыми и сверстниками,  активному подражанию им в действиях и воспроизведению этих действий; к проявлению  инициативы и самостоятельности в игровой...

Конспект игры - занятия по речевому развитию с детьми раннего возраста.

Конспект игры - занятия по речевому развитию с детьми раннего возраста....

Конспект игры-занятия по сенсорному развитию (первая группа раннего возраста)

Тема:«Катание шариков красного и синего цвета в ворота»....

Конспект открытого занятия по развитию речи детей раннего возраста с использованием игр с пальчиками «Ёж»

Конспект открытого занятия по развитию речи детей раннего возраста с использованием игр с пальчиками «Ёж»Цель: Формировать у детей представления о лесном жителе еже, его внешнем виде, пита...

Конспект открытого занятия по Развитию речи детей раннего возраста.

Цель: Развитие познавательной речевой активности детей раннего возраста средствами фольклора.Задачи:Формировать умение запоминать наизусть произведение.Способствовать развитию речи и обогащению с...