мастер-класс для воспитателей
консультация по развитию речи
«Использование дидактического материала инновационного характера по обучению грамоте дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_2020.docx | 833.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для воспитателей
«Использование дидактического материала инновационного характера по обучению грамоте дошкольников».
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Панина Н.М.
2020г.
Пояснительная записка.
Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребенка читать и писать перед его поступлением в школу? В связи с изменением приоритетов в современном дошкольном образовании работу по обучению основам грамоты предпочтительно начинать уже со средней группы. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что дошкольники наиболее восприимчивы к звуковой стороне речи. Основной акцент в работе ставится на развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия, а так же на формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе. Всем хорошо известно, что неумение читать и медленное чтение (побуквенное) является серьезным тормозом в обучении ребенка в школе. Необходимость обучения грамоте требуется уже в детском саду. Это подтверждают высказывания родителей, дети которых пошли в школу. У детей происходит формирование фонематического слуха, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
– требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
– появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
– не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
– физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению
формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Занятие строится в игровой форме, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. В.А. Сухомлинский сказал: “Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности!” Во все занятия включаю всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Необходимо вводить игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, которые так нравятся детям. Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого необходимо создать предметно-развивающую среду. Материал соответствует возрастным особенностям детей индивидуальным особенностям детей. Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, нужно помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Из-за учебной работы нельзя ломать привычный уклад жизни, перегружать сетку занятий, сокращать время игр и других видов детской деятельности. Дошкольнику необходима правильная организация его полноценной жизнедеятельности в детском саду. Поэтому подготовка к школе – не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющей его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства. Знания, полученные ребенком, являются, прежде всего, условием личностного развития. Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать необходимые жизненные задачи. Не маловажное значение в работе с дошкольниками имеет стиль общения. Ребенок – личность. Главные условия разумного воспитания - чуткость, терпение, доброжелательность, ласка, умение расположить к себе воспитанников. Почти всегда можно найти способ убедить малыша не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой. Пусть ребенок чувствует свой успех, делает какие – то маленькие открытия для себя и с радостью идет на занятия . Работая по такому принципу, можно заложить в ребенке систему знаний, которая станет фундаментом к последующему успешному обучению детей в школе, а так же поможет сформировать ребенка, как личность.
Цель: показать педагогам эффективность использования дидактических игр в обучении старших дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.
Задачи:
- Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников;
- Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию дидактических игр в подготовке старших дошкольников к обучению грамоте;
- Сформировать у участников мастер класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование дидактических игр при подготовке старших детей к обучению грамоте.
Актуальность:
Одной из самых важных целей дошкольного образования является подготовка детей к школе. Одна из форм подготовки детей - это занятия по обучению грамоте. Эта работа включает в себя: развитие у детей фонематического слуха, устной речи, навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, развитие мелкой моторики кистей рук.
Игра – это основной вид деятельности дошкольника. Поэтому в своей работе по обучению грамоте мы используем дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, сказочных персонажей, игрушки.
Ожидаемые результаты:
Систематизация знаний педагогов о формах и приемах работы по подготовке детей к обучению грамоте;
Практическое усвоение педагогами необходимых навыков работы в подготовке детей к обучению грамоте;
Повышение уровня профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
Активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
Методы: беседы, практическая деятельность, обсуждения, анализ, рефлексия.
Оборудование: магнитная доска, алфавит, буква А, ЛЕГО-конструктор, счетные палочки, перфокарты, карточки с изображением сказочных персонажей.
Содержание мастер-класса:
- Уважаемые коллеги, каждый из вас в преддверии школы хотел бы, чтобы школьная жизнь ваших воспитанников начиналась безболезненно и успешно. В наше время развитие речи является актуальной проблемой. Мало когда услышишь из уст детей, что они с мамой или папой читали сказки или рассказы, рассматривали иллюстрации. Разговаривая с детьми, я обратила внимание на то, что дети много времени проводят за компьютером, просмотром каких - то телевизионных передач или же играют со своими игрушками. Все это ограничивает детей в общении с окружающим миром, и вследствие чего у ребенка обнаруживается недостаточный словарный запас, ему трудно высказывать свои мысли, затрудняются его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. И нам нужно помнить, что плохая речь в дальнейшем может отразиться на грамотности ребёнка.
Что мы вкладываем в понятие «грамота»?
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
• Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова; Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
Дидактические игры должны соответствовать возрастным особенностям детей, в них должно быть задействовано как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный.
Игра должна быть доступной, условия понятны, просты. Педагог направляет и корректирует игру на всём её протяжении. По мерее усвоения игры, её можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя материал или вводя новые правила.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, установлению различной роли звука, основных качеств его характеристики.
В полной мере овладеть грамотой и письмом ребёнок может лишь в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. Иначе он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно развивать звуковую культуру речи.
В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.
1. Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения интересным и занимательным, активизирует деятельность детей.
Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. После проверки линии легко удаляются губкой.
Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием – это многократное использование.
Использование перфокарт позволяет:
- закрепить пройденный материал;
- оперативно проверить усвоение материала;
- развивать самостоятельность, мелкую моторику рук;
- активизировать мыслительную деятельность детей, внимание;
- учитывать индивидуальные особенности дошкольников.
Проверка:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;
- фронтально – педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.
Перфокарты могут быть использованы:
- педагогами на подгрупповых и индивидуальных занятиях,
- педагогами и родителями дошкольников в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.
Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.
Дидактическая игра «Найди букву»
Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – буквы, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку с той буквой, с которой начинается ее название.
Дидактическая игра «Твердый-мягкий»
Цель: Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [б]—[бь])
Оборудование: перфокарты, на которых изображена буква и картинки, названия которых начинаются с твердого или мягкого согласного звука.
Ход игры. Дети определяют, с какого звука начинается название предмета. Если первый звук твердый согласный, картинку обводят синим фломастером. Если первый звук мягкий согласный, картинку обводят зеленым фломастером.
Дидактическая игра «Подбери звуковую схему»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа.
Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры.
Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета.
2. При рассматривании картины использую приемы: “Подзорная труба”.
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
Прием «вхождения в картину».
Цель:
Ход: ребенку предлагается посмотреть на картину, представить себя любым объектом внутри этой картины, задаются вопросы: «Кто ты?», «Что ты видишь вокруг?», «Что ты чувствуешь?».
3. Мнемотаблицы.
К. Д. Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на
лету».
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая, суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как и любая работа, процесс строится от простого к сложному.
1. Игра по мнемоквадрату; «Запоминайка»
(участникам игры показываю картинку, затем убираю. Следуют вопросы на внимание к деталям: «Какого цвета у зайчика бантик?», «Где сидит зайчик?», «Какая погода?» и т.д.
2. С применением мнемодорожек по составлению рассказа «Весна».
(участникам игры предлагается обратить внимание на картину «Весна» и, с помощью мнемодорожек, составить рассказ. Можно проводить игру в виде конкурса на лучший рассказ о весне.).
3. Заучивание стихотворения по мнемотаблице.
4. Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).
Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества.
5. Игра «Шкатулка со сказками».
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. У этой игры существуют многочисленные вариации: « Салат из сказок»- смешивание разных сказок, « Что будет если?» - сюжет задаёт воспитатель, « Изменение характера персонажей» - добрая баба яга, злая снегурочка, « Использование моделей» - картинки- геометрические фигуры, « Введение в сказку новых атрибутов» - волшебные предметы, бытовые приборы и т. д, « Введение новых героев» современных, «Тематические сказки» - цветочные, ягодные и т. д.
6. ЛЕГО – технология.
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-конструирование и робототехника. Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Использование ЛЕГО-технологий даёт возможность осуществлять работу над пересказом, рассказом, диалогом, звуковой анализ.
Игры с использованием ЛЕГО конструктора.
Сейчас я хочу вам предложить несколько игр с лего-конструктором, которые помогут детям овладеть элементами грамоты. Что нам для этого нужно? Для начала мы возьмем красные и желтые кирпичики, для того, чтобы дети научились различать гласные звуки (простой звуковой анализ). Например мы учим выделять гласный звук А из ряда других гласных. Даем детям обязательно инструкцию: «Когда услышишь звук А возьми красный кирпичик, если услышишь любой другой звук возьми желтый кирпичик. Перед тем как начать игру необходимо удостовериться, понял ли ребенок инструкцию? Спросите: «Когда ты возьмешь красный кирпичик?» (когда услышу звук А, А когда возьмешь желтый? (когда услышу другой гласный звук). Итак, начинаем играть. Первую пирамидку мы строим вместе. Взрослый произносит звук А и спрашивает, какой кирпичик возьмешь? (красный, У – желтый и т. д. Затем когда пирамидка построена можно посчитать ко-во кирпичиков, т. о. закрепить как прямой так и обратный счет (если ребенок им владеет). В следующий раз, когда ребенок будет строить пирамиду он должен это будет сделать самостоятельно, но взрослый должен контролировать этот процесс. Как только ребенок научился различать гласные звуки мы предлагаем ребенку научиться различать согласные твердые и мягкие звуки. Для этого нам понадобятся кирпичики синего и зеленого цвета. Сначала мы будем учиться различать парные согласные звуки например П и Пь. Но ребенку обязательно говорим : «П-согласный твердый и его мы будем обозначать синим кирпичиком, а звук Пь- согласный мягкий и его мы обозначим зеленым кирпичиком.». Итак. Приготовили кирпичики и начинаем игру. Опять же первый раз пирамидку строим вместе с ребенком. Называем звуки: П, какой кирпичик берем? Синий. Пь, какой кирпичик берем? Зеленый и т. д. (П,П,Пь,П,Пь,ПЬ….) Для того, чтобы закрепить знания, которые ребенок получил в результате этой игры мы можем ему предложить прочитать эту пирамидку, т. е. ребенок указывая пальчиком на кирпичик называет соответствующий звук, например (П, Пь….). Итак, мы научили ребенка различать парные твердые и мягкие согласные. Теперь нам нужно построить пирамиду в которую будут включены все согласные твердые и мягкие. Даем соответствующую инструкцию ребенку: «Когда ты услышишь любой согласный тв. звук возьмешь синий кирпичик, а когда услышишь любой мягкий звук возьмешь зеленый». Строим пирамидку (С,Сь, МЬ. Л, Р,Гь….). После построения пирамидки просим ребенка назвать звуки. Необязательно называть звуки, которые были произнесены изначально. Ребенок на свое усмотрение может называть звуки опираясь на цвет кирпичика.
7. Игра «Где звук?», «Какой звук ?».
Педагог просит назвать картинки, в названии которых есть звук М (или другой). Определить звук и его место в слове в слове,
8.«Собери букву».
Из разрезанных частей собрать целую букву. Сначала предоставляется зрительная опора на целую букву. Затем усложняется и буква собирается без наглядной опоры.
9.«Чудесный мешочек»
Используются пластмассовые буквы. Дети узнают их на ощупь.
10.«Отгадай по описанию»
Две палочки, наверху перекладина. (П)
Три палочки, внизу перекладина, справа хвостик. - Щ
Палочка в середине - по бокам полуовалы - Ф.
Палочка - посередине вверху перекладина - Т
Рефлексия.
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте дошкольников.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.
мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...
Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"
Мастер-класс по работе с родителями....
Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.
Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...
Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"
Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....
2019-2020 Мастер -класс на РМО воспитателей: "Изготовление видеоматериалов к НОД и мероприятиям с помощью программы ВИДЕО Мастер"
Доступная и полезная программа...
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.
Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....
Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».
Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...