«В гости к ежонку»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylova_natalya_nikolaevn1.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе
«В гости к ежонку»
Цель: развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи формирование навыков пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.
Задачи:
- Совершенствовать слоговой анализ; активизировать внимание, память, воображение, аналитические способности познакомить с многозначным словом «игла», с использованием проблемной ситуации.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей.
- Учить самостоятельно, подбирать короткие и длинные слова.
Методические приемы: Отгадывание загадки, беседа, чтение; рассматривание колющих предметов, предметных картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».
Оборудование: Фланелеграф, демонстрационная картина или игрушка ежа; предметные картинки: ребята, еж (два вида, крыша дома, блюдце с молоком; набор колющих предметов: колючка, кактус, булавка; схемы для графического плана).
Предварительная работа:
Просматривание энциклопедии про животных; изучение лексической темы «Дикие животные»; рисование, ручной труд по теме «Еж»; загадывание загадок о животных; прослушивание рассказов Бориса Тюрина «О ежах», сказки Братья Гримм «Заяц и еж»; «Жил был ежик».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Развитие произвольного внимания.
Педагог: Дети, отгадайте загадку.
Нет ушей, не видно ножек.
Шар в колючках – это
Ёжик
2. Подготовка к восприятию текста. Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей.
Рассматривание ежа на картине.
Постановка проблемного вопроса.
- А, что это у ежа из спины торчат? (Иголки)
- А, зачем ежу швейные иголки, он, что одежду будет шить? (Рассуждения детей)
- Какие иголки вы ещё знаете? (Иголки у елки)
- Почему все эти иглы называют, одним словом?
Давайте подведем итог нашего рассуждения.
- Какие иголки торчат у ежа?
- Зачем у ежа на спине иголки торчат? (Ежик иголками защищается от врагов.)
- Как он спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки.)
- Что ест ежик? (Еж ест мышей, жуков, червяков, молоко)
- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься.
А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).
Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы.
З. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж».
- О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ?
Ответы трех-четырех детей.
4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети отвечают полным предложением.
- Где ходили ребята? (Ребята ходили по лесу.)
- Кого они нашли? (Они нашли ежа.)
- Где сидел ежик? (Ежик сидел под кустом.)
- Что сделал ежик со страху? (Он со страху шариком свернулся.)
- Куда дети принесли ежа? (Дети принесли ежа домой.)
- Почему они не укололись? (Они закатили ежа в шапку.)
- Что они ему дали? (Ребята дали ему молока)
- Что было дальше? (Ежик развернулся, начал есть молоко, потом он удрал, убежал к себе в лес.)
5. Физкультминутки «В лес за грибами». Координация речи с движением.
Педагог приглашает детей на ковер и выполняет движения вместе с ними.
За грибами в лес пошли
Много там грибов нашли.
Встретили косого зайку,
Убежал от нас зазнайка
Мишка ел в кустах малину
И отдал нам половину
Дятел тукал – тук да тук,
Раздавался громкий стук.
3. Игра «Что приготовить зайчатам на обед? ».
(При проведении игры желательно использовать картину «Братья - зайчата» из пособия «Звучащее слово».)
Воспитатель. Жили-были два братца-зайчонка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Зац, Вили, Тили, Мили, Рус., а для клички второго зайчонка подберите длинное слово. (Шустрик, Озорник)
Мили любил все, что называлось короткими словами, а Шустрик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-зайчихи с приготовлением обеда: что готовить каждому - не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда.
- Что стал бы есть Мили? Не забудьте, что названия должно быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.)
- Что можно приготовить для Шустрика? Помните, что названия должно быть длинными. (Свекольник, рассольник.)
- Какое второе блюдо могла бы мама-зайчиха приготовить для Мили? (Плов, рагу, кашу, яйца.)
- А для второго зайчонка? (Котлеты, тефтели, макароны, отбивные, антрекоты.)
- Что мог бы получить Мили на третье? (Сок, чай, морс.)
- А Шустрик (Лимонад, простоквашу, ряженку, снежок)
Очень помогли вы маме-зайчихе своими ответами.
7. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухоречевой памяти. Согласование существительных в косвенных падежах.
- Я прочитаю рассказ еще раз, а вы мне помогите.
Дети договаривают начатые педагогом фразы.
8. Составление плана-схемы содержания рассказа. Развитие словесно-логического мышления, диалогической речи.
- Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Давайте их разложим по порядку. С чего все началось? Что было дальше? Педагог вместе с детьми выстраивает графическую мнемодорожку - план рассказа.
9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут.
10. Итог.
- Чем занимались? Что запомнили? Чему вы сегодня научились? Педагог положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
Закрепление изученного материала вне занятия:
• Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожку - плана рассказа.
• Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Поможем ежонку" конспект занятия в подготовительной логопедической группе
Конспект открытого мероприятия:непосредственная образовательная,коррекционная деятельность (фронтальное занятие в подготовительной группе) "Поможем ежонку" (интеграция образовательных областей "...
Коллективная работа детей на осеннюю тематику "Ежонок-тыквёнок"
В детском саду № 21 в городе Истра к осеннему празднику была организованна выставка на тему "Осенняя фантазия". Ребята старшей логопедической группы на своем огороде вырастили декоративную т...
ПУТЕШЕСТВИЕ К ЕЖОНКУ-РАДУЖОНКУ ЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯ
ПУТЕШЕСТВИЕ К ЕЖОНКУ-РАДУЖОНКУЗА СЕКРЕТОМ ЗДОРОВЬЯКонспект непосредственно образовательной деятельностипо физической культуре для детей 5-7 лет Цель: Формировать у детей двигательные умения и нав...
Экологическая сказка "Как Ежонок лес оберегал"
Экологическая сказка....
Конспект открытого занятия по лепке из соленого теста во второй младшей группе "Ежонок Пых"
Занятие можно использовать также в средней и старшей группах....
Сценарий праздника 8 марта " Как ежонок учился маму поздравлять" для ГКП
Сценарий разработан для детей 1 - 3 лет. Музыкальный материал интересный , очень доступный детям....
Осеннее развлечение "Лисенок и Ежонок в гостях у ребят"
Осеннее развлечение "Лисенок и Ежонок в гостях у ребят" для ребят среднего дошкольного возраста....