Конспект НОД "Звук Й в словах"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект ннеприрывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_y_v_slovah.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
«звук Й в словах»
в группе старшего дошкольного возраста
Подготовил:
воспитатель Абакарова Я.В
Тема НОД «Звук Й в словах»
Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать простой анализ слов с заданным звуком (обозначая цветами).
Программные задачи
Образовательные:
- научить детей четко произносить звук [Й];
- научить делать звуковой анализ слов «мой», «зайка»;
- совершенствовать умение определять место звука в слове;
- расширять и активизировать словарь детей.
Развивающие:
- развивать звуко-слоговое представление;
- развивать фонематический слух;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- изобразительная;
- коммуникативная;
- игровая.
Предполагаемый результат:
-закрепление знаний буквой И краткой и звуком [Й]
Предварительная работа:
- Знакомство с буквами и звуками алфавита, разучивание физкультурной минутки, работа с карточками.
- чтение художественной литературы (загадки, Р. Азманов «Приключения буквы», Д. Луч «Сказки про буквы», «Фея алфавита»).
- наглядность (рассматривание тематических картин, алфавит, буквы).
Методические приемы:
- проблемные вопросы;
- сопоставление;
- поиск;
- чистоговорки, загадки
- физкультминутка «Попугай».
Необходимый материал, оборудование:
- предметные картинки
- магнитная доска;
- цветовые карточки
Структура НОД:
I. Вводная часть (3 мин.)
а) чтение сказки о букве И краткой;
б) знакомство с буквой и звуком Й
в) подготовка к звуковому анализ слов «мой», «зайка»;
II. Основная часть (14 мин.)
а) проблемные вопросы;
б) ответы детей;
в) физкультминутка «Попугай»;
г) принятие совместного решения, поиск;
д) задания на закрепление;
е) звуковой анализ слов.
III. Заключительная часть (3 мин.)
а) анализ выполненной работы;
б) совместное подведение итогов НОД.
Ход НОД
1. Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель зовет к себе детей. Все рассаживаются на стулья.
Воспитатель и дети громко и четко говорят:
Каждый раз всегда везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. ( Приветствие)
Воспитатель: Ребята! Мне пришло письмо и я не успела его прочитать. Давайте вместе его прочитаем. В письме сказка «Странная буква»:
Заскучали буквы в алфавите.
-Споем?- сказала одна своей соседке.
-Я не умею, - грустно сказала та.
-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
-Й…Й…Й…
-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
-Я не гласная.
-Согласная, что ли?
-Не знаю.
-Ну, и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.
-Стои - жалко, что ли.
-Не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!
-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
-Сама догадайся…
2. Актуализация знаний, умений обучающихся.
Воспитатель: Догадались, о какой букве идет речь?
Ответы детей: Да (буква И краткая)
Воспитатель: Правильно. Буква – И краткая. (на доске буква)
Воспитатель: На что похожа буква И краткая?
Ответы детей: Дети высказывают варианты ответа.
Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква И краткая. Какие это элементы?
Дети: Буква И краткая состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.
Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе.
Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка.
Воспитатель: А вы знаете, что буквы любит ходить в гости и принимать гостей. А когда буквы встречаются, то образуются ..(слоги):
Буква А пошла в гости к букве Й, получился слог (АЙ) ( на доске)
Буква О пошла в гости к букве Й, какой получился слог? ( ОЙ)
Буква У пошла в гости к букве Й, какой получился слог? ( УЙ)
Буква Э пошла в гости к букве Й, какой получился слог?(ЭЙ)
Буква Ы пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ЫЙ)
Буква И пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ИЙ)
Воспитатель: Молодцы!
3. Открытие нового знания или умения.
Воспитатель: А какой звук обозначает буква И краткое? ( на доске)
Ответы детей: Да ( звук[Й] )
Воспитатель: Совершенно верно - звук [Й]. Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем Й, й, й.
Воспитатель: Что во рту помогает нам его произнести?
Ответы детей: Язычок
Воспитатель: Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу, язычок создает преграду воздуху - значит [Й] – согласный. Прикладываем руку к горлышку, если горлышко «дрожит», при его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон - звук [Й] - звонкий и всегда мягкий -обозначаем зеленым цветом.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру « Угадай звук». Я произношу слова, будьте внимательны, если в слове вы слышите звук [Й] – хлопаете в ладоши, если звука [Й] в слове нет – спокойно сидите. (Логоритмика)
Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, соловей.
Воспитатель: Теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку «Попугай»:
Майя клетку не закрыла, (руки вверх)
Попугая упустила. ( руки к плечам вперед)
Он над клеткой вьется,
В руки не дается (круговые движения руками вперед, назад)
Майя ходит и вздыхает,
Попугая умоляет: (ходьба на месте, руки опущены)
« Попугай, мой попугай, (руками похлопывать бедра)
Далеко не улетай! ( прыжки на месте)
Попугай, вверху летая, (ноги вместе, руки на поясе)
Весело ответил Майе:
«Я немного развлекусь, ( наклоны вперед)
Полетаю и вернусь.» (руки в стороны, смотреть вперед)
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и повторите за мной чистоговорки со звуком [Й] :
Ой - ой —мы идем домой
Ай - ай — испекли мы каравай
Ай - ай — в клетке попугай
Ой - ой — это зайка мой (Логоритмика)
Воспитатель: Какие слова со звуком [Й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой). Составьте с этими совами предложения.( картинки на доске)
4. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель: Ой, ребята! У меня кто – то все карточки перепутал. Помогите мне найти слова, которые начинаются на звук [Й] в начале слова (йод, йогурт), в середине (чайка, лейка, зайка, троллейбус ), в конце слова (воробей, чай, трамвай, змей, попугай, муравей,).
5. Открытие нового знания или умения.
Воспитатель: А сейчас сделаем разбор слова МОЙ. В этом слове три звука. Первый звук [М]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Второй звук [О]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук [Й]- согласный и всегда мягкий, обозначим зеленым цветом.
Воспитатель: Теперь сделайте разбор слова ЗАЙКА.
В этом слове 5 звуков. Первый звук [З]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Второй звук [А]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук [Й]-мягкий согласный , обозначим зеленым цветом. Четвертый звук[К]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Пятый звук [А]- гласный, обозначим красным цветом.
Воспитатель: Молодцы, хорошо сделали разбор слова.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, там встречаются слова со звуком[Й], ( к каждой загадке показывать картинку):
Цветок раскрылся. Что за чудо!
Ведь девочка глядит оттуда.
Немало бед она познала,
И королевой эльфов стала. (Дюймовочка)
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус:
Это новенький...(троллейбус)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей)
Все в Цветочном городке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного … (Незнайку)
Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо,
игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик …(Кощей)
Кто на жердочке сидит,
Сам с собою говорит?
Кто же это, угадай?
Догадался? (попугай)
Рефлексия
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [Й] )
- Что вы узнали о звуке [Й] ? ( согласный и всегда мягкий)
- Какой буквой обозначается звук [Й] ?( Буквой И краткой)
- Назовите слова со звуком [Й] (лейка, зайка, йогурт, яйцо, муравей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "
Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии
Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....
Конспект занятия «Путешествие волшебных слов»
Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. Расширение словарного запаса, закрепление в акт...
Конспект занятия. Сказкотерапия «Волшебные слова» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3». Конспект составлен Карсаковой М.Г.
Цели: 1.Образовательные:-довести до детей замысел сказки – добро побеждает зло, -развивать умение рассуждать, переносить смысл сказки в событийную жизнь, используя трактовку пословицы &laq...