Конспект НОД "Звук Й в словах"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Абакарова Яна Владиславовна

конспект ннеприрывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_y_v_slovah.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

 «звук Й в словах»

в группе старшего дошкольного возраста

                                                                                         Подготовил:

              воспитатель Абакарова Я.В

                                               

                                                           

Тема НОД «Звук Й в словах»

Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать  простой анализ слов с заданным звуком (обозначая цветами).

Программные задачи

Образовательные: 

- научить детей четко произносить звук [Й];

- научить делать звуковой анализ слов «мой», «зайка»;

- совершенствовать умение определять место звука в слове;

- расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие: 

- развивать звуко-слоговое представление;

- развивать фонематический слух;

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитательные: 

- воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- изобразительная;

- коммуникативная;

- игровая.

Предполагаемый результат: 

-закрепление знаний   буквой И краткой и звуком [Й]

Предварительная работа:

- Знакомство с буквами и звуками алфавита, разучивание физкультурной минутки, работа с  карточками.

- чтение художественной литературы (загадки, Р.  Азманов «Приключения буквы», Д. Луч «Сказки про буквы», «Фея алфавита»).

- наглядность (рассматривание тематических картин, алфавит, буквы).

Методические приемы:

- проблемные вопросы;

- сопоставление;

- поиск;

- чистоговорки, загадки

- физкультминутка «Попугай».

Необходимый материал, оборудование:

- предметные картинки

- магнитная доска;

- цветовые карточки

Структура НОД:

I. Вводная часть (3 мин.)

а) чтение сказки о букве  И краткой;

б) знакомство с буквой и звуком Й  

в) подготовка к звуковому анализ слов «мой», «зайка»;

II. Основная часть (14 мин.)

а) проблемные вопросы;

б) ответы детей;

в) физкультминутка «Попугай»;

г) принятие совместного решения, поиск;

д)  задания на закрепление;

е) звуковой анализ слов.

III. Заключительная часть (3 мин.)

а) анализ выполненной работы;

б) совместное подведение итогов НОД.

                   Ход НОД

1. Введение в проблемную ситуацию.

Воспитатель зовет к себе  детей. Все рассаживаются на стулья.

Воспитатель и дети громко и четко говорят:

Каждый раз всегда везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно. ( Приветствие)

 Воспитатель: Ребята! Мне пришло письмо и я не успела его прочитать. Давайте вместе его прочитаем.  В письме  сказка «Странная буква»:

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..

-Й…Й…Й…

-И  правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-Не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

2. Актуализация знаний, умений обучающихся.

Воспитатель: Догадались, о какой букве идет речь?

Ответы детей: Да (буква  И краткая)

Воспитатель: Правильно. Буква – И краткая. (на доске буква)

Воспитатель: На что похожа буква И краткая?

Ответы детей:  Дети высказывают варианты ответа.

Воспитатель:  Из скольких элементов состоит буква И краткая. Какие это элементы?

Дети: Буква И краткая  состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.

Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе.

Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка. 

Воспитатель: А вы знаете, что  буквы любит ходить в гости и принимать гостей. А когда буквы встречаются, то образуются ..(слоги):

Буква А пошла в гости к букве Й,  получился слог (АЙ) ( на доске)

Буква О пошла в гости к букве Й, какой получился слог? ( ОЙ)

Буква У пошла в гости к букве Й, какой получился слог?  ( УЙ)

Буква Э пошла в гости к букве Й, какой получился слог?(ЭЙ)

Буква Ы  пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ЫЙ)

Буква И  пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ИЙ)

Воспитатель: Молодцы!

3. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель:  А какой звук  обозначает буква И краткое? ( на доске)

 Ответы детей: Да ( звук[Й] )

Воспитатель: Совершенно верно - звук [Й]. Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем Й, й, й.

Воспитатель: Что во рту помогает нам его произнести?

Ответы детей: Язычок

Воспитатель: Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу, язычок создает преграду воздуху - значит [Й]   – согласный. Прикладываем руку к горлышку, если  горлышко  «дрожит», при его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон -  звук [Й]    -   звонкий  и всегда мягкий -обозначаем  зеленым цветом.

Воспитатель:  Сейчас мы поиграем в игру « Угадай звук». Я произношу слова, будьте внимательны, если в слове вы слышите звук [Й]  – хлопаете в ладоши, если звука [Й]   в слове нет – спокойно сидите. (Логоритмика)
Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, соловей.

Воспитатель: Теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку «Попугай»:

Майя клетку не закрыла, (руки вверх)

Попугая упустила.   ( руки к плечам вперед)

Он над клеткой вьется,

В руки не дается      (круговые движения руками вперед, назад)

Майя ходит и вздыхает,

Попугая умоляет:      (ходьба на месте, руки опущены)

« Попугай, мой попугай,      (руками похлопывать бедра)

Далеко не улетай!               ( прыжки на месте)

Попугай, вверху летая, (ноги вместе, руки на поясе)

Весело ответил Майе:

«Я немного развлекусь,     ( наклоны вперед)

 Полетаю и вернусь.»        (руки в стороны, смотреть вперед)

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и повторите за мной чистоговорки со звуком [Й]  :

Ой - ой —мы идем домой
Ай - ай — испекли мы каравай
Ай - ай — в клетке попугай
Ой - ой — это зайка мой (Логоритмика)

Воспитатель: Какие слова со звуком [Й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой). Составьте с этими совами   предложения.( картинки на доске)

4. Затруднение в игровой ситуации.  

Воспитатель: Ой, ребята! У меня кто – то все карточки перепутал. Помогите мне найти слова, которые начинаются   на звук [Й] в начале  слова (йод, йогурт), в середине (чайка, лейка, зайка, троллейбус ), в конце слова (воробей, чай, трамвай, змей, попугай, муравей,).

5. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель: А  сейчас сделаем разбор слова МОЙ.  В этом слове три звука. Первый звук [М]- твердый согласный, мы его обозначим  синим цветом. Второй звук [О]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук  [Й]- согласный и всегда мягкий, обозначим  зеленым цветом.

Воспитатель: Теперь  сделайте разбор слова ЗАЙКА.

 В этом слове 5 звуков. Первый звук [З]- твердый согласный, мы его обозначим  синим цветом. Второй звук [А]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук  [Й]-мягкий  согласный , обозначим  зеленым цветом. Четвертый звук[К]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Пятый звук [А]- гласный, обозначим красным цветом.

Воспитатель: Молодцы, хорошо сделали разбор слова.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, там встречаются слова со звуком[Й], ( к каждой загадке показывать картинку):

Цветок раскрылся. Что за чудо!
Ведь девочка глядит оттуда.
Немало бед она познала,
И королевой эльфов стала. (
Дюймовочка)

Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус:
Это новенький...(
троллейбус)

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник…
 (муравей)

 Все в Цветочном городке

 Знают этого мальчишку.

 Коротышку и зазнайку,

 Беззаботного … (Незнайку)

Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо,

игла в яйце,

Гибель на ее конце.

 И без этаких вещей

Жить не мог старик …(Кощей)
Кто на жердочке сидит,
Сам с собою говорит?
Кто же это, угадай?
Догадался
? (попугай)

Рефлексия

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [Й] )

- Что вы узнали о звуке [Й] ? ( согласный и всегда мягкий)

- Какой буквой обозначается звук [Й] ?( Буквой И краткой)

- Назовите слова со звуком [Й]  (лейка, зайка, йогурт, яйцо, муравей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "

Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии

Конспект занятия «Страна волшебных слов» - с использованием сказкотерапии....

Конспект занятия «Путешествие волшебных слов»

Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей. Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние героев сказок. Расширение словарного запаса, закрепление в акт...

Конспект занятия. Сказкотерапия «Волшебные слова» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3». Конспект составлен Карсаковой М.Г.

Цели:  1.Образовательные:-довести до детей замысел сказки – добро побеждает зло, -развивать умение рассуждать, переносить смысл сказки в событийную жизнь, используя трактовку пословицы &laq...