Конспект занятия на тему "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект занятия НОД в подготовительной группе по развитию речи

по теме «Осень»

Цель: обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени.

Задачи:

Образовательные: закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_osen.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия НОД в подготовительной группе по развитию речи

по теме «Осень»

Цель: обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени.

Задачи:

Образовательные: закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе.

Развивающие: развивать речь, память, мышление, внимание.

Методы и способы: беседа, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Интеграция образовательных областей: «Познание»«Чтение художественной литературы»«Социализация»«Физическая культура»«Здоровье»«Коммуникация»«Художественное творчество».

Предварительная работа с детьми:

• Беседы об осени;

• Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина, Ф.И. Тютчева, М.А. Волошина, Н.А. Некрасова

• Разучивание стихов об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И Остроухова «Золотая осень» и др., книжных иллюстрация и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности;

• Наблюдение за природой на прогулках.

Материал: Демонстрационный: Мультимедийная установка с презентацией «Осень». Мяч. Ватман для рисование дерево, ноутбук.

Раздаточный материал: Краски, салфетки, листья, кисточки.

Ход занятия: 

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями (поздоровались).

Воспитатель

Я думаю, что у каждого из вас хорошее настроение. Давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп) 

Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ) 

Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква) 

Здравствуйте, кукушки! (кукуют: ку-ку) 

Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок) 

И малышка светлячок! (на выдохе произносят: с-с-с) 

Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл-бл) 

Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу) 

Добрый день ручным часам, (тикают: тик-так) 

Громким детским голосам! 

А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.

Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)

Воспитатель: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»


Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень»

 Вы знаете, что осень издает звуки. Какой звук листья издают под ногами? («Ш-ш-шшш»)

Как мы произносим этот звук? Уточнение артикуляции «Ш».

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов» (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев:

ша-шо-шу; ши-шу-ша; ши-ша-шу.

Упражнение для коррекции зрения - «Мы листочек увидали»
Мы листочек увидали и с листочком поиграли 
(дети берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой, 
сфокусировать на ней взгляд) 
Листочки вправо полетели, глазки вправо посмотрели 
(отвести листик вправо, проследить движение взглядом) 
Вот листочки полетели, глазки влево посмотрели
(Отвести листик влево, проследить движение взглядом) 
Ветер вверх поднимал и на землю опускал.

Воспитатель: Сколько осенних месяцев вы знаете?

Дети: Три -  сентябрь, октябрь, ноябрь.  

Воспитатель: А вы знаете стихи об осенних месяцах.

 (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах). 

СЕНТЯБРЬ

Осень достала краски,

Ей много покрасить нужно:

Листья – желтым и красным,                

Серым – небо и лужи.

ОКТЯБРЬ

Нам октябрь принёс подарки:

Расписал сады и парки,                                

Стали листья словно в сказке.

Где же взял он столько краски?

НОЯБРЬ

Руки мерзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несет                        

Первый снег и первый лед.


Воспитатель: Молодцы!  

Воспитатель: Молодцы ребята! А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?

Слайд

Дети: Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.

Воспитатель: Кто еще хочет что-нибудь добавить?

Дети отвечают: Осенью звери линяют, меняют летние шубки на зимние, более теплые
Воспитатель: Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?

Дети: Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Слайд

Дети: Птицы улетают на зиму в теплые края.

Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

Дети: Такие птицы называются перелетными.

Воспитатель: А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи, синицы.

Дети: А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.

Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

Слайд

Дети: Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

Воспитатель: Верно. Такие птицы называются как?

Дети: Такие птицы называются зимующими.

Воспитатель: И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А вы обязательно вместе с папами и мамами постройте им кормушки. Осенью холодно или тепло?

Дети: Осенью холодно.

 Воспитатель: Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени.

Дети:

  • Часто идут дожди, на улице много луж.
  • Поздней осенью становится холоднее. По ночам бывают заморозки - на листьях и траве появляется иней.
  • Люди собирают урожай.
  • Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
  • Листья покрывают землю разноцветным ковром.
  • Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
  • Дни становятся короче, а ночи длиннее.
  • Небо покрыто тучами.
  • По утрам стелиться туман.
  • Дует холодный ветер.
  • Птицы улетают в теплые края.

Физминутка

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра,

 Вы осенние листочки

На веточках сидели.

Дунул ветер- полетели…

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил,

И на землю опустил.

Воспитатель: Молодцы! Продолжаем нашу беседу про осень. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Ребята, внимательно слушаем и отгадываем загадки:

1. Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Когда это бывает (Осень)

2. Кто всю ночь по крыше бьет,

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает? (Дождь)

3. Без рук, без ног,

А окна открывает? (Ветер)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали.

Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». (учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

  • Лист (Что делает?) — желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
  • Птицы (Что делают?) — улетают, перелетают.
  • Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
  • Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет, воет.
  • Урожай осенью (Что делают) — Урожай осенью убирают, созревают, собирают.
  • Деревья осенью (Что делают?) — Деревья осенью роняют, сбрасывают листья.
  • Звери осенью (Что делают?) - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали. Сейчас мы поиграем  «Да – Нет»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», не хлопать.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

 Релаксационная минутка.

Воспитатель: А теперь давайте отдохнём. Закрывайте глазки, расслабьтесь. Представьте, что мы в осеннем лесу, как красиво земля покрыта листьями словно ковер. А какие красивые осенние деревья в лесу. Разноцветные. Дует прохладный ветерок,  срывая листочки с деревьев. Они летят, кружатся, играют с нами. Давайте вдохнем свежий осенний воздух и подсчитаем до пяти.

Воспитатель: Вот мы отдохнули, открываем глаза. Потянулись…

А теперь мы покажем нашим гостям каким красивым может быть осеннее дерево.

Встали. Ребята обратите внимание на ватмане изображено дерево, которое мы с вами нарисовали. Чтобы превратить его в осеннее, надо дорисовать на нем листья. Мы это будем делать необычным способом, а с помощью нетрадиционной техники «Печать растений». Возьмете любой понравившийся листок, покрываете его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это надо на отдельном листочке. Окрашенной стороной положим листик на ватман к деревцу и плотно прижимаем, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листок за черенок и осторожно снимите его с ватмана. Возьмете следующий листок, можете покрасить его в другой цвет. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда он получится двуцветным.

А теперь подойдите пожалуйста к своим рабочим столам и приступайте к работе.

Воспитатель: Посмотрите какое красивое дерево у вас получилось. Молодцы! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!

Итог занятия: Ребята, о чём мы сегодня говорили?

 А еще о ком мы говорили?

А что мы еще делали?

О чем вы не слышали раньше, а сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.

В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...