Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи в старшей группе.
Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней
Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Задачи:
1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Стимульный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.
Ход занятия:
1.Воспитатель созывает детей в круг.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Как называется осенний месяц?
- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)
- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки не одной.
- Как вы догадались, что это еж?
Дети обосновывают ответ
- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок).
- Среди густой травы, папоротников мимо старого пня
Тихо пробирается ежиха со своими ежатами к ручейку.
Посмотрела ежиха по сторонам – нет опасности.
Ежата, можете гулять!
Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»
- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.
- Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину. (заслушивает ответы)
- Давайте составим рассказ по этой картине.
Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к лесному ручью. Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат?»
Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».
Д: Один ежонок, увидел лягушку и захотел с ней поиграть.
В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался лягушки. Потому, что ежонок какой? (смелый, храбрый)
Д: Другой ежонок поймал божью коровку, червяка, жука и, думает, что с ними делать.
В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)
Д: Третий ежонок пьет воду из ручейка, потому что очень захотел пить.
После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).
ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик пьет воду из ручейка, потому что он очень устал. Другой ежик смелый и любопытный (вышел на охоту, поохотился) нашел червяка, жука, божью коровку и думает кого съесть. Третий ежик храбрый увидел лягушку, и хочет с ней поиграть.
Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.
Д: ежиха поймала двух жуков, думает, что сними делать.
Д: Ежиха смотрит на ежата.
В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)
В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.
ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда.
- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.
«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».
3. Физминутка
Ребята, ежи это какие животные? (дикие)
Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»
Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок(идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)
За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)
За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)
За мамою-белкой скакали бельчата,(присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)
За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)
Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)
Все мамы и дети напиться хотят(остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)
4. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки. Воспитатель вывешивает на доску алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать.
1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.
2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).
3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).
4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).
-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная, охотиться…
Заслушивается ответ 1-2 человек.
Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»
5. Итог
Ребята, скажите, а кто же был прав в составлении рассказа, кто составил правильно?
(слушаю ответы детей)
Все правы по своему, так, как мы люди разные и смотрим на мир по разному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noyabr.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней
Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.
Задачи:
1. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
2. Упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных;
3. Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».
Стимульный материал: учебно-наглядное пособие «Ежи», С. Н. Николаева; художник М. Ю. Алексеев.
Ход занятия:
1.Воспитатель созывает детей в круг.
- Ребята, какое сейчас время года?
- Как называется осенний месяц?
- Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. Это о каком времени я говорю. (лето)
- Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что) я увидела отгадайте загадку:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки не одной.
- Как вы догадались, что это еж?
Дети обосновывают ответ
- Есть еще загадка про ежа. Вы мне поможете ее загадать (ребята договаривают последнее слово в предложении)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
- Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик, мама -… (ежиха, дети. (ежата, можно назвать их ласково… (ежатки, а если один малыш – то… (ежонок).
- Среди густой травы, папоротников мимо старого пня
Тихо пробирается ежиха со своими ежатами к ручейку.
Посмотрела ежиха по сторонам – нет опасности.
Ежата, можете гулять!
Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»
- Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по этой картине. Вы сами придумаете для нее название.
- Каждая картина имеет свое название. Как можно назвать эту картину. (заслушивает ответы)
- Давайте составим рассказ по этой картине.
Воспитатель предлагает свое начало рассказа: «В теплый летний день ежиха вывела ежат на прогулку к лесному ручью. Это лето? Не ошиблась ли я? А вдруг это осень? А в лес ли вывела ежиха ежат?»
Педагог повторяет первую фразу рассказа и добавляет фразу-связку, дающую детям ориентир, что рассматривать и о чем рассказывать: «Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие, не так ли? Вот и расскажите об этом».
Д: Один ежонок, увидел лягушку и захотел с ней поиграть.
В: Да, правильно, и хоть ежонок маленький, он не испугался лягушки. Потому, что ежонок какой? (смелый, храбрый)
Д: Другой ежонок поймал божью коровку, червяка, жука и, думает, что с ними делать.
В: Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)
Д: Третий ежонок пьет воду из ручейка, потому что очень захотел пить.
После того как воспитатель выслушает всех желающих, он предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ о ежатах (1–2 ответа).
ОБОБЩЕНИЕ: Каждый ежонок нашел для себя занятие. Один ежик пьет воду из ручейка, потому что он очень устал. Другой ежик смелый и любопытный (вышел на охоту, поохотился) нашел червяка, жука, божью коровку и думает кого съесть. Третий ежик храбрый увидел лягушку, и хочет с ней поиграть.
Педагог обращает внимание детей на ежиху и просит рассказать о ней.
Д: ежиха поймала двух жуков, думает, что сними делать.
Д: Ежиха смотрит на ежата.
В: Почему она наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)
В: можно сказать, что ежиха заботливая, внимательная мама.
ОБОБЩЕНИЕ: Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда.
- Теперь нам осталось закончить наш рассказ.
Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи в лесу.
«Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».
3. Физминутка
Ребята, ежи это какие животные? (дикие)
Ребята, а ведь в лесу кроме ежей живет много других диких животных со своими детенышами. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «На водопой»
Жарким днем лесной тропой(дети идут друг за другом по кругу)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок(идут, показывая кисти-«рога», делая широкие шаги и громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок,(тихо идут, наступая на носочки, делая поочередные движения руками вперед)
За мамой-ежихой катился ежонок,(садятся на корточки)
За мамой-медведицей шел медвежонок,(идут, переваливаясь, на внешней стороне стопы, подражая походке медведя)
За мамою-белкой скакали бельчата,(присаживаются на корточки, пробуют прыгать на двух ногах)
За мамой-зайчихой косые зайчата,(встают, скачут на двух ногах, показывая кистями «ушки»)
Волчица вела за собою волчат.(опускаются на четвереньки, затем встают на колени и передвигаются)
Все мамы и дети напиться хотят(остаются в таком положении, изображая «лакание» языком)
4. – У нас уже получилось составить рассказ о ежатах, мы рассказали и о ежихе, как чувствуют себя ежи в лесу. А теперь давайте расскажем обо всех вместе. Чтобы не запутаться и чтоб рассказ получился интересным, я предлагаю вам подсказки. Воспитатель вывешивает на доску алгоритм (план, подсказки – 4 карточки, на, которых схематически обозначены ориентиры, о чем нужно рассказывать.
1. Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие.
2. Чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).
3. Потом расскажите про ежиху (ее занятие, ее характер).
4. В конце, расскажите о том, как чувствуют себя ежи (почему).
-Не забывайте в своем рассказе включать такие слова, как недотрога, колючий, любопытный, внимательная, охотиться…
Заслушивается ответ 1-2 человек.
Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…»
5. Итог
Ребята, скажите, а кто же был прав в составлении рассказа, кто составил правильно?
(слушаю ответы детей)
Все правы по своему, так, как мы люди разные и смотрим на мир по разному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Конспект по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней
Конспект по развитию речи в старшей группе.Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней....
конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. /ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 5 - 6 ЛЕТ/
Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.Образовательные: Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по к...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Конспект по РР в старшей группе "Картина ЕЖИ"...
Конспект НОД в старшей группе. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.
Конспект НОД в старшей группе.Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»...