Сообщение "Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста"
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Сообщение
на тему:
« Создание условий для речевого
развития дошкольника средний возраст»
(педагогический совет «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников»).
Средняя группа
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Моя практика показывает: это очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору наиболее действенных средств и методов обучения.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте.
И считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
Поэтому, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»
Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:
- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.
Режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, наблюдения за явлениями природы, дежурство, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.
Я, в своей работе развиваю детскую речевую активность, тактично исправляю ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку, подсказываю слова тогда, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправляю ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Важно помнить: только корректная форма предъявления замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок положительно влияет на развитие речи ребёнка. При исправлении ошибки не следует повторять её - нужно предложить ребёнку послушать, как правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно, а значит, должен повторить за воспитателем правильное слово или предложение.
Изучив теоретические источники, я поставила перед собой цель:
- создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию речи дошкольников через дидактические, речевые игры, театрализованные, сюжетно - ролевые игры.
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…
- заметила в своё время Е.И. Тихеева
Поэтому в группе были созданы центры: центр «Учимся говорить правильно!», «Сюжетно – ролевых игр», «Театральный уголок» и т.д
Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры.
Что же является ведущим, доступным и понятным видом детской деятельности в дошкольном возрасте? Ну, конечно же - игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.
Развитию речи способствуют и игры. Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других - меньше. Поэтому я ввожу в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если развитие пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок. Форма работы может быть разнообразная: это и занятия, как со всей группой, так и с подгруппой, и индивидуально с каждым ребенком. Можно привести ряд игр, способствующих развитию мелкой моторики.
Массаж пальчиков: катание массажных мячиков, орехов, шишек, карандашей, круглых щеток между ладошками, пуговичный массаж.
Игры – шнуровки.
Воздушно- пузырчатая пленка.
Игры с предметами домашнего обихода (прищепки, пуговицы, бусины, крупы и т. д.)
Рисование, лепка.
Ниткотерапия: заматывание и разматывания клубочков (паучок, бабочка, выкладывание из ниток разных фигурок).
Развивающие игры: с выкладыванием, с конструктором, мозаикой, пазлы.
Игры с платочком: «Лез медведь в свою берлогу, все бока свои помял,
(медленно засовываем платочек одним пальцем в кулачок)
Эй, скорее. На подмогу, мишка, кажется. Застрял!
(с силой вытянуть платочек)»
Можно предложить разнообразное нанизывание. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, рожки и т. д.
Игры с палочками: выкладывание из палочек различных фигурок.
Занятия продуктивной деятельностью: рисование ладошками, пальчиками.
Игры с водой, песком.
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:
«Помогаю маме» (перебрать рис, горох, гречку,
«Волшебные палочки» (из карандашей собрать простейшие геометрические фигуры).
Игры на обогащение словаря ребёнка:
«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т. д. ,
«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).
Можно играть с целью развития грамматического строя речи.
Приготовим сок» Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из вишни. (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т. д.
«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик - он синий. Я заметил кошку - она пушистая». Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало,скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный забор и пр.»
«В свободную минутку». Игровое упражнение на слоговую структуру слов.
«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться.Слова: босака (собака, ловосы (волосы, лекосо (колесо, посаги (сапоги) и пр.»
Игра на обогащение словаря ребёнка
«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её.Например: ворона каркает, воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. .(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади. .(жеребёнок) и т. п.
«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро.). «Я
надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т. п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.
Подвижные игры:
«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга.»
Также немаловажную роль в развитии речи малышей играют игры- театрализации. Чтобы заинтересовать ребёнка предлагаемой развивающей игрой, лучше всего предать ей сказочности. Используя в игровой деятельности сказочного сюжета или персонажа, концентрируем его внимание и, незаметно для ребенка, подталкиваем его к активной разговорной речи.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Например, можно использовать такое упражнение «Сдуй снежинку» ребенок должен сделать длинный выдох, чтобы сдуть снежинку с варежки. «Плывет, плывет кораблик!» для того, чтобы кораблик плыл, надо на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щек. Таким образом, нужно пригнать кораблик к другому краю таза.
Очень важно развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.
- когда гуляем с детьми, стараюсь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)
-стараюсь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)
-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.
-стараюсь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных контекстах.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого детям необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон, интрига игры.
В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно у детей «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Использую в своей практике речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Мы ежедневно читаем сказки, заучиваем стихотворения, скороговорки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуя из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.
После ответа на вопросы можно предложить детям «показать» сказку в игре-драматизации.
Так как, играя, дети - познают, пропускают все образы через свой внутренний мир.
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше дидактических игр, так как они включают решение всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении высказываний, развивают объяснительную речь. Понимая, какое значение имеет дидактическая игра в развитии речи детей и для того, чтобы повысился интерес к игре, я придерживаюсь следующих требований.
1.Дидактическая игра должна давать упражнения полезные для умственного развития.
2.Должна быть увлекательной задача, решение которой требует умственного усилия, преодоления трудностей.
3.Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их удовлетворение.
В практики, использую три вида дидактических игр:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом).
- настольно-печатные.
- словесные игры.
Дидактические и речевые игры я использую на занятиях, в утренние часы приёма детей, во вторую половину дня, в свободной деятельности детей. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе.
Например, такие дидактические игры, как: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Что выросло на грядке», «Какое время года», «Чудесный мешочек» и т.д .Учимся рассуждать, беседовать.
При изучении звуковой культуры речи использую игры «Звенит – жужжит», «Заморозим руку»(Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят:» Фу-у-у» - дуют на руку.
Методы развития речи, применяемые мною:
Наглядные: наблюдения в природе, экскурсии, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, обобщающая беседа, рассказывание без опоры наглядности;
Практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.
Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются:
- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы;
- в ходе режимных моментов;
- в свободной самостоятельной деятельности;
- во взаимодействии с семьями.
Широко применяю в своей работе по развитию речи словесные игры.
Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка.
Например: «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «Зима-лето» и т. д.
Дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы, умозаключения, замечать логические ошибки.
Эти игры хороши тем, что вызывают веселый смех, развивают чувство юмора.
«В развитии мышления и речи детей, особое место отводится движениям руки.
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи». И.П.Павлова
Пальчиковым играм, логоритмике я уделяю ежедневно много времени, как в свободной деятельности, так и на всех видах занятий.
Для формирования диалогической речи я использую различные виды театра. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается монологическая и диалогическая речь, ее грамматический строй.
Много играем в сюжетно- ролевые игры, так как сюжетно-ролевая игра развивает не только связную речь, а также накапливает знание, развивает мышление и память, воспитывается творческое воображение ребенка, способствует обогащению и активизации словаря детей.
Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение. Многие могут заменить ошибки сверстников и исправить их. У всех значительно обогатился словарный запас, дети безошибочно пользуются обобщающими словами и понятиями.
Речь стала более грамотная и выразительная.
Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации игр, в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, практические семинары.
Проведены консультации по темам: «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», семинар – практикум «Играем с пальчиками», совместно с родителями изготавливали игры для речевого развития.
При условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с организованной развивающей предметно- пространственной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....
«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...
Значение художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.
«Читая авторов, ...
«Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста на основе природных условий родного края».
· Меркурьева С.А. – воспитатель I квалификационная категория;· Родители;· Дети подготовительной группы «Вишенк...
Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребе...
Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...
Педагогические условия успешного развития речи детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Использование современных технологий в речевом развитии детей благоприятно влияет на развитие речевой активности, дошкольников легче заинтересовать и мотивировать на получение новых знаний....