Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста
статья (средняя группа) по теме

Осипова Надежда Андреевна

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии в будущем. Поэтому создание предметно-развивающей среды с целью речевого развития дошкольников является важной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tittulnyy_list1.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда как условие

развития речи детей дошкольного возраста

 (реферат)

                                                        2016 г

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…………3

1.Теоретические основы предметно-развивающей среды ……………………………..4

1.1 Понятие «предметно-развивающая среда» дошкольного образовательного учреждения………………………………………………………………………………...4

1.2 Содержание и организация работы речевого развития дошкольников………......13

1.3 Типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды ДОУ………..19

2. Инновационная деятельность речевого развития дошкольников………………….21

2.1 Рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ...23

Заключение ………………………………………………………………………………24

Список литературы ………………………………………………………..….…………25


Введение.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии в будущем. Поэтому создание предметно-развивающей среды с целью речевого развития дошкольников является важной задачей дошкольного образовательного учреждения.

  Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

  В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

  Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Предметно-развивающая среда включает микросреду, макросреду, а также эстетические и психолого-педагогические условия, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреждении.

1.Теоретические основы предметно-развивающей среды

1.1 Понятие «предметно-развивающая среда» дошкольного образовательного учреждения

В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно- творческую деятельность детей группы.

Предметно-развивающая среда ДОУ - комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном образовательном учреждении, - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал и пр.) - его развитию. Таким образом, устройство групповых помещений должно обеспечивать детям свободный доступ к играм, игрушкам, а также к материалам и орудиям для рисования, лепки, конструирования и пр.

Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков меняется в соответствие с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития могут быть: уголок для ролевых игр, книжный уголок, зона для настольно-печатных игр, выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.), уголок природы (наблюдение за природой), спортивный уголок, уголок для игр с песком, игровой уголок (с игрушками, строительным материалом), уголок для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей, игровой центр с крупными мягкими конструкциями для легкого изменения пространства.

Основу образовательного процесса дошкольников составляют специфические виды деятельности, способствующие полноценному развитию. К ним относятся игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность и двигательная активность. Кроме того, все виды деятельности, а также расположение и дизайн помещений, способствуют речевому развитию. Ведь от того, какие созданы условия для общения детей во многом зависит и совместная игра детей в группе, и накопление активного словаря, развития связной речи.

Предметно-развивающая среда включает в себя три блока.

1.        Общий дизайн помещения ДОУ.

2.        Организация пространства жизнедеятельности детей.

3.        Игрушки и материалы, развивающие виды детской деятельности.

Общий дизайн помещения ДОУ

Его оценка складывается из трех составляющих: эстетики оформления, социальной среды развития, материальных условий, направленных на развитие и воспитание.

Эстетика оформления групповых помещений обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Рекомендуется выдерживать единый стиль в оформлении, адекватность обстановки ее назначению, наличие соответствующих декоративных моментов (картины, гравюры, произведения народного творчества, выставка авторских работ детей, родителей и пр.). Важный показатель эмоционального комфорта - свободное пространство, «воздух» в помещении.

Под социальной средой развития понимаются условия, которые позволяют ребенку полноценно и разнообразно общаться и с воспитателем, и с другими детьми. Размер и планирование помещения должны обеспечивать партнерские отношения со взрослым и сверстниками. Так, чтобы каждый мог найти место и для самостоятельной активности, достаточно уединенное и, наоборот, позволяющее более тесно контактировать как в малой, так и в большой группе. Установлению контакта с воспитателем может препятствовать его пространственная позиция, когда он находится как бы сверху или над, а ребенок - снизу. Что предполагает эта позиция? Диктат, назидание по отношению к ребенку. Только личностно ориентированная позиция педагога - партнерская - будет обозначать, взрослый и ребенок, как бы рядом, вместе.

Назначение предметной среды - создать условия, соответствующие позиции в общении с ребенком, а ее устройства обеспечивать участие в совместной деятельности не только со сверстниками, но и с детьми других возрастных групп, а также возможность побыть одному, например, в «уголке уединения».

Материальные условия предметной среды направлены на развитие и воспитание. Развивающую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют развитию ребенка.

Организация пространства жизнедеятельности детей предполагает соблюдение определенных принципов и требований, прежде всего зонирования группового помещения. Пространство в детском саду должно давать детям возможность одновременно заниматься разными видами деятельности, притом не мешая друг другу. Требование это реализуется посредством специально созданных функциональных зон: помещений для режиссерской и ролевой игры; «лаборатории» для экспериментирования; «кабинетов» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); творческих мастерских (с предметами для продуктивной деятельности); уголков для конструирования; физкультурных и музыкальных зон и др.

Для основных направлений развития и воспитания дошкольников важны следующие предметные и пространственные условия:

- дидактические технические средства и оборудование - диапроекторы с набором слайдов, проигрыватели с набором пластинок или видеоплееры с DVD-дисками, телевизоры компьютеры;

- специальные помещения для коррекционной работы - кабинеты логопеда и психолога, методический кабинет и т.д.;

- условия для художественно-эстетического и физического развития - музыкальный и спортивный залы, специально оборудованное помещение для изостудии, музыкальные инструменты (пианино, рояль, аккордеон и др.), помещение для театрализованной деятельности, условия для физического развития детей на участке (стадион, беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование, яма для прыжков и др.);

- условия для развития представлений о национальных традициях и культуре народа - уголки краеведения («изба», комната быта и пр.), образцы предметов народного быта, национальных костюмов (куклы в национальной одежде и др.) и пр.

Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой. Данный факт позволит детям в соответствии с интересами и желаниями одновременно заниматься разными видами деятельности.

Развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой - позволять взрослым динамично (гибко) видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей, возможностей детей, приучать их оптимально использовать имеющиеся площади, творчески преобразовывать пространство. В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Планировка дошкольного учреждения должна создавать возможность - и взрослым, и детям - активно преобразовывать среду. Это могут быть специальные предметы (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани, мягкие пуфы, элементы крупного конструктора и соответствующие условия), легко передвигаемые, преобразующие пространство.

При построении предметно-развивающей среды необходимо учитывать возрастные и половые особенности детей, как в содержательном характере игрушечных материалов, так и в организации пространства (размер и расстановка мебели и пр.). В построении среды, особенно в старших группах ДОУ, следует учитывать возможности и мальчиков, и девочек, чтобы они могли проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. К данному положению относится и подбор соответствующих полу игр и игрушек. Это важное требование к организации пространства жизнедеятельности детей. В то же время в группе должны быть материалы для игр и занятий, объединяющие детей обоего пола. В этой связи при оценке организации пространства в старшей, подготовительной группе необходимо учитывать наличие игрушек и игровых материалов для девочек, для мальчиков и для детей обоего пола.

Игрушки и материалы, развивающие виды детской деятельности

Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности к ним относятся двигательная деятельность, игровая деятельность, самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательно-исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конструирование из разного материала.  Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Основное количество необходимого материала неизменно. Вместе с тем его можно дополнить любым специфическим пособием, необходимым для реализации конкретной программы. Известно, каждый вид деятельности включает в себя несколько специфических типов, характерных для определенного возраста. Каждый тип деятельности предполагает специальное материальное оснащение, поэтому остановимся на их краткой характеристике с указанием возрастного диапазона, типа предметов и игрушек.

  1. Игровая деятельность - главная движущая сила развития ребенка дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Поэтому необходимое требование к предметной среде ДОУ - создание материальных условий для ее полноценной реализации. Прослеживая логику развития игры в дошкольном возрасте, выделим формы игровой деятельности. Каждая из них предполагает специфические игрушки и игровые материалы.

Режиссерская игра - создание воображаемого пространства, разворачивание сюжета с помощью игрушек. Для режиссерской игры необходимы игрушки-персонажи (образные игрушки) и соответствующая им предметная среда (предметы оперирования и маркеры «кукольного пространства»).

Ролевая игра - создание и проигрывание сюжетов от имени персонажа – требует атрибуты роли (соответствующие аксессуары и костюмы), предметы оперирования и маркеры игрового пространства, соразмерные детям дошкольного возраста.

Игры с правилами, которые, в свою очередь, делятся на подвижные со специальным оборудованием (мячи, кегли и пр.) и настольные (лото, домино и пр.).

  1. Продуктивная деятельность, т.е. активность, направленная на получение определенного результата, в дошкольном возрасте способствует формированию образного мышления, творческих способностей, целеустремленности, настойчивости и пр.

Выделяют следующие типы детской продуктивной деятельности:

• конструирование - создание построек из различного вида конструкторов и строительного материала;

•        изобразительная деятельность - рисунок, живопись, аппликация, лепка;

•        составление картинок - построение целостных сюжетных изображений из отдельных частей. Для данного типа деятельности разработан специальный игровой материал (вкладыши, разрезные картинки, кубики, пазлы);

•        ремесло - создание поделок (ковриков, корзинок, игрушек и пр.) из специального, подручного или природного материала.

  1. Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре. На протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность существенно преобразуется, проходя путь от экспериментирования с предметами к оперированию знаковыми системами.

В рамках данного вида выделим следующие типы познавательной деятельности и, соответственно, обеспечивающие их материалы:

•        детское экспериментирование - практическое, действенное обследование реальных объектов и их свойств (игры с динамическими или составными игрушками, занятия с песком и водой, с вкладышами, с магнитами и пр.). С возрастом сложность объектов повышается;

•        восприятие детской художественной литературы (сказки, стихи, рассказы) - важнейший тип деятельности. Способствует не только художественному, но и познавательному и общекультурному развитию дошкольника. Соответственно необходимо обеспечить ДОУ – качественно и количественно - художественной литературой, что является важным показателем, его материальной среды;

•        познавательные действия с наглядно-образным материалом, включающие набор тематических картинок для классификации (с изображением видов транспорта, растений, животных, видов спорта и пр. серию картинок для установления последовательности событий, набор парных картинок для сравнения и пр.;

•        учебная деятельность, предполагавшая освоение учебных материалов (букв; цифры, схемы, модели) и действий с ними. Предпосылки освоения данного типа деятельности формируются в старшем дошкольном возрасте (после 5 лет). Их претворение предполагает специфический материал: всевозможные азбуки, магнитные доски, кассы букв и цифр, измерительные приборы и пр.

4. Для двигательного развития дошкольников также требуется соответствующее материальное обеспечение, цель которого -стимулировать и развивать различные виды движения (лазанье, прыжки, бег и пр.). Речь идет о необходимом спортивном оборудовании, предназначенном для физического развития детей (горки, скамейки, мячи, гимнастические маты, кегли и пр.).

Для каждого параметра разработаны конкретные показатели, выраженные качественно и количественно. Для каждого вида деятельности составлен примерный перечень предметов и материалов в соответствии с их назначением и с учетом возраста детей.

Перечень представляет собой своеобразный норматив, определяющий необходимое и достаточное число предметов и материалов, которые должны обеспечить разные типы детской деятельности. Оценивая материалы для каждого типа деятельности, следует рассматривать:

1)        количественный состав предметов и материалов. Наличие и число соответствующих предметов сопоставляются с нормативом. В результате выявляется наличие и оптимальное количество данного вида материала в группе ДОУ;

2)        соответствие данного материала возрасту детей в группе и развивающий потенциал. Для разного вида материалов этот показатель конкретизируется разными параметрами. Критерии оценки развивающего потенциала конкретных типов игрушек разработаны в Центре игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета. Так, для строительных конструкторов это может быть количество деталей, сложность их соединения, тип построек и пр.; для образных игрушек - характер (образ), степень условности, наличие встроенных механизмов (интерактивность). В результате оценки материалов по данному показателю выносится заключение как об их соответствии возрасту детей, так и о развивающем значении;

3)        возможности действия с данным материалом определяются двумя аспектами:

•        расположением материала в зоне досягаемости для детей или только для взрослых. Если его хранят в закрытых коробках в шкафах, на верхних полках и в других недоступных для детей местах, если он недоступен для самостоятельной деятельности детей, его наличие в группе бессмысленно. В то же время некоторые предметы следует разместить вне досягаемости детей, так чтобы они были доступны только взрослым;

•        возможностью действий, которая обеспечивается также фактическим состоянием данного материала, т.е. его сохранностью, полнотой, прочностью и пр. Ветхие книги или игрушки, которые разваливаются в руках, или неполные наборы конструктора не позволяют нормально ими действовать.


1.2 Содержание и организация работы речевого развития дошкольников и развивающая речевая среда

Речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития. В группах создана развивающая предметная среда, стимулирующая речевую активность детей. Педагоги ДОУ поощряют и стимулируют интерес детей к чтению книг: читают вслух стихи, сказки; знакомят детей с иллюстрациями к литературным произведениям; делятся своими впечатлениями по поводу прочитанного текста; стимулируют запоминание детьми   сказок, стихов, песен.

Речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

В детском саду предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывает все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь) и решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей.

Задачи развития речи детей решаются как на занятиях, так и во время нерегламентированного общения воспитателя и детей В ДОУ создана развивающая предметная среда, стимулирующая речевую активность детей.

В настоящее время в соответствие с действующими федеральными государственными стандарт, можно выделить следующие задачи речевого развития.

 1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

 2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

 3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

 4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

 5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в речевой деятельности.

 6. Поддерживать условия для развития речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

 Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–пространственную среду. В связи с этим необходимо обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ.  

 «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Одним из важных условий при создании развивающей предметно–пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития.  В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей» (ФГОС, с.12).

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности, в том числе и в речевой, направленной на речевое развитие.

Содержанием речи, усваиваемой ребенком дошкольного возраста, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, его части тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, ближайшая среда, процессы труда людей, природа.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д.),

 б) во время прогулок,

в) в процессе игр,

г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);

д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);

е) во время праздников и развлечений;

ж) во время неречевых специальных занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных.

Специальные занятия по развитию речи вводятся на третьем году жизни ребенка, чтобы сделать его более способным к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения. На занятиях ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? и как делать?), учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми: вместе слушать объяснение, рассказ, музыку, вместе смотреть картинки, диафильмы; учится беседовать, принимать участие в дидактической игре, вместе петь; он привыкает сосредоточивать внимание на определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди. На занятиях дети получают новые знания (вместе с новыми словами и грамматическими формами, обозначающими отношения между явлениями действительности), приучаются выполнять учебную работу в соответствии с данными словесными указаниями; учатся оценивать свою работу. На занятиях детей приучают быть дисциплинированными.

В «Программе воспитание и обучение в детском саду» для каждой возрастной группы в разделе «Речевое развитие» говорится о развивающей речевой среде.

Во второй младшей группе (3-4 года) воспитатель продолжает помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, поблагодари, предложи помощь и т.д.). Подсказывает детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу (Скажите: «Проходите, пожалуйста» и т.д.).

В быту, в самостоятельных играх помогает посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. Предлагает детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, рекламные буклеты (игрушки, автомашины, одежда, посуда), наборы предметов (камешки, ракушки, желуди) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.

Продолжает приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях и житейских ситуациях, понятных младшим школьникам (о рассердившейся тарелке, об обидевшейся туфельке, о печальных мокрых рукавах рубашки и т.д.); о проказах животных (кошки, собаки, вороны); об интересных прогулках.

В средней группе предметно-развивающая среда уже выходит за рамки ближайшего окружения, так как в программе говорится, что целью развивающей речевой среды является удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

В уголок «интересных вещей» вносят наборы картинок, фотографий, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспортные средства, спорт, растения сада и луга, достопримечательности родных мест); иллюстрированные издания любимых книг; предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект (увеличительное стекло), узнавать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т. п.

Воспитатель не только выслушивает детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогает логично и понятно высказывать суждение, но и рассказывает детям об интересных фактах и событиях; о том, какими смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали.

Воспитатель учит детей содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками, понятно для окружающих (взрослых и сверстников) объясняет свой замысел; подсказывает, как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т. п.).

В старшей группе посредством развивающей речевой среды продолжаем расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Воспитатель предлагает для рассматривания изделия народных промыслов мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненные из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России), карту, глобус и т. п. Поощряет попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для рассматривания предмете (картинка, альбом, буклет). Способствует превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для детей, заинтересовавшихся этим предметом. Продолжает рассказывать детям об интересных фактах и событиях; поощрять их попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными сведениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки). Продолжает развивать речь как средство общения. В повседневной жизни, в играх подсказывает детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учит детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

В подготовительной к школе группе посредством развивающей речевой среды приучают детей — будущих школьников — проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают слушать и т.п. Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением полученных впечатлений с воспитателем и сверстниками. Продолжать знакомить детей с многообразием окружающего мира, предлагать им наборы предметов (колокольчики, маленькие вазочки для цветов разной формы и из разного материала, разнообразные авторучки); буклеты (например, «Золотая хохлома», «Напольные и каминные часы»); настенные календари различной тематики («Птицы нашего леса», «Музеи России»).

Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях; о поучительных случаях из своего детства («Как дед меня ябедничать отучил»; «Как я «порадовала» домашних вульгарной лексикой»). Эти рассказы, подчас вымышленные, имеют целевое назначение — помочь конкретному ребенку (ябеднику, сквернослову) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет.

Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Помогать осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение ит. п.).

Одним из самых важных качеств речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи.


1.3 Типичные ошибки в организации предметно-развивающей среды ДОУ

Е. Смирнова отмечает, что анализ предметно-развивающей среды современных ДОУ указывает на типичные ошибки.

Так, все современные ДОУ хорошо оборудованы и материально, и технически. На это указывают отдельные и хорошо оснащенные кабинеты методиста, психолога, логопеда, а также залы музыкальный и спортивный. Практически во всех ДОУ есть магнитофоны, телевизоры, компьютеры; созданы условия для физического и эстетического развития детей - имеется в виду оформление групп на высоком уровне. В то же время в некоторых группах наличествует избыток декоративных элементов, не имеющих прямого отношения к жизни детей (картины, плакаты, фотографии), и недостаточно деталей интерьера, касающихся детей (фотографий самих детей, их родителей, продукты детского творчества и пр.). Во всех групповых помещениях и игровых комнатах четко выделены игровые учебные зоны. Однако данные зоны жестко определены и не допускают трансформации. Отсутствие или недостаточное количество легких ширм, полифункциональных предметов лишает пространство динамичности, необходимой при дефиците площади.

Все обследованные группы, замечает Е. Смирнова, обеспечены игрушками и материалами для сюжетных игр. Однако набор кукол в большинстве однообразен, преобладают крупные куклы-девочки. Крайне мало или вовсе не представлены куклы-мальчики, младенцы, «разновозрастные» куклы или куклы, моделирующие разные профессии.

Ролевая атрибутика, облегчающая принятие ролевой позиции в игре, также бедна и однообразна. Наблюдается острый дефицит ролевой - атрибутики для мальчиков (фуражки, пилотки, воротнички и пр.), что обедняет и не позволяет мальчикам полноценно включиться в ее содержание. Особенно слабо представлены игрушки режиссерской игры: маленькие куклы, одежда и предметы для оперирования с ними, кукольные домики и пр. Дефицит материала данного вида затрудняет, а порой делает невозможной режиссерскую игру, весьма значимую для дошкольников.

Игры с правилами также представлены не в достаточном количестве и в основном отличаются излишним дидактизмом. Явно преобладает обучающий момент, маскирующий необходимость действовать по правилам. Недостаточно используются традиционные игры по правилам: лото, домино, «бродилки», настольные игры, нацеленные на развитие ловкости движений. А ведь все игры имеют исключительно важное значение для формирования у детей произвольности нормативного поведения. Вместе с тем в избыточном количестве представлены пазлы, развивающее значение которых весьма сомнительно.

Таким образом, главная проблема организации предметно-развивающей среды ДОУ - недостаток материала для самостоятельной деятельности детей, а также его недоступность, сочетающиеся с обилием развивающих игрушек и материала.


2. Инновационная деятельность речевого развития дошкольников

Приоритетным направлением деятельности коллектива дошкольного учреждения является речевое развитие детей, где большое место отводится инновационной деятельности по обогащению развивающей речевой среды, способствующей развитию связной речи детей, дополнительным занятиям специалистов: педагога - психолога, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования. Практически каждый педагог детского сада старается проявлять инициативу, поддерживать творческие порывы коллег в поисках наиболее эффективных средств и приёмов воспитания детей.

Для реализации задач данного направления используются все предназначенные для разных видов деятельности помещения детского сада:

- групповые комнаты,

- музыкальный зал,

- физкультурный зал,

- экологическая комната

- кабинет педагога-психолога.

Правильная организация развивающей предметной среды в нашем дошкольном учреждении является одним из важных условий реализации системы развития речи и профилактики, преодоления недостатков речи. Созданная руками педагогов развивающая среда в группах для детей дошкольного возраста способствует речевому развитию, оздоровлению, формированию нравственных качеств, речевому сопровождению разных видов детской деятельности.

Принципы организации развивающей среды, направленной на речевое развитие детей:

1. Принцип гетерогенности, предполагающий создание множества микросред, в которых ребенок может проявить свою речевую, двигательную, сенсорную, познавательную, художественную, игровую активность.

2. Принцип взаимосвязи различных функциональных зон, дающий возможность детям воспринимать все виды своей деятельности как взаимодополняющие друг друга. Сущность принципа – в многофункциональности использования элементов предметной среды и включении их в разные структуры образовательного процесса.

3. Принцип гибкости и управляемости среды, обеспечивающий проявление творческой активности. Предметно-развивающая среда позволяет изменять пространство и назначение предметов в зависимости от конкретных условий.


2.1 Рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ

Учитывая то, что предметно-развивающая среда ДОУ способствует речевому развитию дошкольников, можно предложить конкретные рекомендации по совершенствованию предметно-развивающей среды в группе и детском учреждении в целом:

Создание оптимальных условий для свободной и самостоятельной игровой деятельности детей, поскольку именно эта деятельность в дошкольном возрасте в наибольшей степени способствует речевому развитию, а также инициативности, креативности, коммуникативной и других базовых качеств личности. Для этого необходимо:

•        обогатить и разнообразить состав образных игрушек - кукол мужского пола, младенцев, характерных кукол и кукол, моделирующих разные профессии;

•        обеспечить игровые зоны необходимой кукольной одеждой, мебелью, посудой, транспортом и другими атрибутами игры в соответствии с размером и характером кукол;

•        расширить состав ролевой атрибутики, позволяющей детям принимать игровую роль. Элементы костюмов, лоскуты тканей, шапочки, атрибуты различных профессий должны быть.

Преодолеть следующую стереотипность в организации предметно-развивающей среды: 1) традиционные игровые уголки для сюжетных игр («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход»), темы и сюжеты которых неизменны, что препятствует проявлению самостоятельного игрового творчества; 2) негибкое использование помещения зачастую провоцирует учебно-дисциплинарные формы работы с детьми.


Заключение.

Развитие речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление в наше время очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – очень сложное и многоплановое дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Создание предметно - развивающей среды – одно из средств речевого развития.

Цель предметно-развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения - обеспечивать эмоциональное благополучие ребенка и взрослого. По возможности условия учреждения (обстановка) должны быть приближены к домашним, т.е. способствовать эмоциональному благополучию ребенка, вселять в него чувство защищенности и уверенности в себе и тем самым делать его как бы хозяином детского сада.

Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ происходит не только во время занятий, но и все окружение, вся среда способствует речевому развитию: общий дизайн помещения ДОУ; организация пространства жизнедеятельности детей; игрушки и материалы, развивающие виды детской деятельности.


Список использованной литературы

  1. Глушкова, Г. Предметная среда, действительно развивающая? [Текст]/ Г. Глушкова, С. Мусиенко // Дошкольное воспитание. - 2010. - №2. – С.107-112.
  2. Гринева, Н. Условия успешной адаптации: из опыта работы с детьми раннего и младшего возраста [Текст] / Н. Гринева // Дошкольное воспитание. 2012. - №9. – С.53-56.
  3. Лисина, Т. Приходите в гости к нам [Текст] / Т. Лисина, Я. Наруллина // Дошкольное воспитание. 2012. - №7. – С.103-106.
  4. Мамаева, Ю., Гаркунова, Е. Современная коррекционная предметно-пространственная среда [Текст]: Организация и развитие.  / Ю. Мамаева, Е. Гаркунова // Дошкольное воспитание. - Дошкольное воспитание. 2010. - №4. – С.78-80.
  5. Матухина, И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей [Текст]  / И. Матухина // Дошкольное воспитание. 2012. -  №8. – С.95-97.
  6. Никифорова, С. Занимаемся любимым делом [Текст] / С. Никифорова.  // Дошкольное воспитание. 2012. - №8. – С.92-94.
  7. От рождения до школы [Текст]. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208с.
  9. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно - развивающей среды [Текст] / Е. Смирнова  // Дошкольное воспитание. 2010. - №4. – С.18-24.
  10. Смирнова, Е. Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Е. Смирнова, Е. Абдулаева, И. Рябикова // Дошкольное образование. – 2009. – 1 – 15 января (№1) – С.5.
  11. Степанцова, Г. Создаем развивающую среду [Текст] / Г. Степанцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. – С.100-101.
  12. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / Л.П. Федоренко и др. – М.: Просвещение, 1977. – 239с.
  13. Черемных, Е. Ранний возраст и развивающая среда [Текст] / Е. Черемных, О. Слобадяник // Дошкольное воспитание. 2010. - №12. – С.66-67.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно-игровая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста».

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярк...

Литературное чтение как условие развития речи детей дошкольного возраста

использование художественной литературы в речевом развитии дошкольников. опыт работы....

Презентация к пед совету:«Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Создание оптимальной речевой среды как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Главные условия развития речи детей дошкольного возраста

В статье говорится о главных условиях развития  речи детей, а также представлены речевые игры,в которые можно поиграть родителю по дороге домой....

Развивающая среда как условие развития одаренности детей дошкольного возраста

Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяет характер этих ...