Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Пословицы недаром молвятся» для воспитанников 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД
по формированию лексико-грамматических средств языка
и развитию связной речи
«Пословицы недаром молвятся»
для воспитанников 6-7 лет
Цель:
Продолжать знакомить детей с одним из малых жанров фольклора – пословицами.
Образовательные задачи:
- Учить детей понимать переносный смысл знакомых пословиц.
- Закреплять умение подбирать слова-антонимы.
- Учить составлять короткие творчески рассказы по пословицам.
- Формировать умение отгадывать ребусы, составлять слова из букв.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, фонематический слух, память, зрительное внимание, воображение.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, чуткость к смысловым оттенкам слов.
Оборудование и материалы: выставка книг по малым фольклорным формам, иллюстрации к русским пословицам, ребусы, коробка с кубиками, мешочек с предметами: книга, 100 рублей, рыбка, перо, яблоко, камень.
Предварительная работа:
- Чтение, разучивание малых фольклорных форм.
- Чтение художественных произведений «Коли делать нечего» (Л.Н. Толстой), «Одно дело делаешь, другого не порть» (Б.В. Шергин).
- Заучивание стихотворений о пословицах.
- Рисование пословиц.
- Дидактическая игра «Собери пословицу».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход:
I Основная часть
Орг. момент.
Дети рассматривают книжную выставку.
– На нашей выставке собраны произведения устного народного творчества – малые фольклорные формы. Назовите их.
- Сегодня мы поговорим с вами о пословицах. У каждого народа для всякого случая есть пословица – короткая мудрая мысль, поучение, как надо поступать, а как не надо.
Чему нас учат пословицы?
II Основная часть
1. Подбор слов - антонимов
-Ребята! Подберите слова – антонимы.
- Много пословиц придумал народ. Есть пословицы
о добре и (зле),
о правде и (лжи);
о труде и (лени);
о войне и (мире);
о счастье и (горе);
о родителях и (детях);
о уме и (глупости);
о чести и (бесчестии).
2. Понимание прямого и переносного смысла пословиц
-Вы уже знаете много пословиц. Рисунки помогут вам вспомнить некоторые из них.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Как вы понимаете?
- Человек без друзей, что дерево без корней.
-Как можно сказать по- другому?
- Каждый кулик своё болото хвалит.
-Про кого так говорят?
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
-В каком случае так говорят?
- Двое пашут, а семеро руками машут.
-Что это значит?
- Яблоко от яблони не далеко падает.
-Как вы понимаете?
3. Игра «Скажи наоборот»
- Я предлагаю поиграть с пословицами в веселую игру «Скажи наоборот». В коробке лежат ваши помощники. За правильный ответ вы берете кубик. Кубик на кубик. Выигрывает тот, у кого выше будет башня. Итак, начали!
Длинная – (короткая);
ленивая – (работящая);
длинная нитка – ленивая девка (короткая нитка - работящая девка).
Аналогично проводится работа с пословицами «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Молодому все просто», «В ком добра нет, в том и правды нет».
4. Отгадывание ребусов
- Ребята, посмотрите, на эти ребусы. Какие пословицы здесь спрятаны? («Глаза боятся, руки делают»; «Беды мучат, уму учат»; «Ученье – свет, неученье – тьма».)
5. Подвижная игра «Назови пословицу по предмету»
- Выходите, становитесь в хоровод, поиграем игру «Назови пословицу по предмету». С помощью считалки выберем водящего:
Раз, два, три,
На полянку выходи,
Хоровод заводи,
Кто остался – тот води!
Дети под музыку подскоками идут по ругу, водящий в середине круга с мешочком идет в противоположную сторону. Музыка останавливается, возле кого остановился водящий, тот достает из мешочка предмет и по нему называет пословицу. Игра повторяется 6 раз.
6. Составление творческих рассказов
- Перед вами картинки с пословицами, подумайте, по какой пословице вы бы хотели составить рассказ? Каким должен быть рассказ? (Интересным, подробным.)
- Как нужно рассказывать? (Выразительно, четко, громко, без больших пауз.)
Дети по очереди парами составляют короткие творческие рассказы.
III Заключительная часть
Итог занятия
- Хорошие получились у вас рассказы. Старинные пословицы живут в нашем языке и сегодня, украшают нашу речь. Так что же такое пословица? (Короткая мудрая мысль, поучение.)
- Чему она нас учит? (Как надо поступать, а как не надо.)
- Хочется закончить нашу встречу замечательным стихотворением «Пословицы недаром молвятся»:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей,
Давайте помнить их всегда!
- Большое всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выращивают хлеб? Хлеб Кубани»
Конспект занятия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Как выра...
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».
Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме: Составление рассказа по серии сюжетных картин " Неудачная охота"
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи по теме «Овощи»
Формирование грамматического строя речи – это важное условие совершенствования мышления детей. Оно усваивается самостоятельно в процессе повседневного общения ребенка с окружающими людьми. В это...