НОД по Окружающему миру
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Егорова Алевтина Николаевна

Конспект по комуникации "Новый год в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_oblasti.docx535.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по области «Коммуникация» для детей средней группы.

Тема: Составление рассказа по картине «Новый год в детском саду».

Программное содержание:

1.Закрепить знания детей о Новогоднем празднике, продолжать учить составлять рассказ по сюжетной картине, соблюдая последовательность событий, побуждать детей со слабыми речевыми умениями и навыками повторять за взрослым простые синтаксические конструкции, договаривать предложения; познакомить со звуком и буквой И.

2. Продолжать развивать внимание, память, закреплять в речи новогодний и зимний словарь, монологическую речь, умение передавать свои эмоции в речи; развивать фонематический слух.

3.Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе сверстников, потребность в положительных эмоциях; звуковую культуру речи.

Словарь: загадка, развлечение, праздник, маскарад, костюмы, волшебный, праздничный, нарядная, украшенная, карнавальные, весёлые,  радостные, счастливые, праздновать, веселиться, украшать, отмечать; звук, буква, слова.

Материал: снежинки из бумаги, картина  по теме «Новый год в детском саду», напольная  ёлка, картинки, начинающиеся со звука [и]? , демонстрационная буква И, большая блестящая снежинка с напечатанной загадкой о зиме, заготовки бумажных шариков с буквой И.

Ход:

1.Сюрпризный момент.

На подвеске висит большая блестящая снежинка.

- Ребята! Посмотрите, какая снежинка к нам сегодня залетела в группу! Здесь что-то написано. Хотите,  прочитаю?

- Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

-Радость детям подарила и на санках прокатила.

- Что это?

- Правильно, это зима?

Выставляется иллюстрация зимнего пейзажа.

2. Работа по активизации  новогоднего и зимнего словаря.

-Какую радость детям подарила зима? Что можно делать зимой? Что бывает зимой?

Во время детских ответов, воспитатель старается добиваться  полных ответов, чтобы дети начинали свои ответы: «Зимой….»

За ответы педагог раздаёт маленькие снежинки.

- А какой праздник подарила детям зима?

- Что бывает в Новый год?

- А теперь положите снежинки, посчитаем. Сколько их много! Целый снегопад слов получился!

3. Игра «Украшаем ёлку»

-А как мы готовимся  к празднику в детском саду? Что мы делаем? (Украшаем группу, ставим ёлку, наряжаем)

-Хотите нарядить ёлочку?

На столе приготовлены ёлочные игрушки, бусы, гирлянда, звезда. Дети перечисляют.

- А теперь возьмите украшения и повесьте на ёлочку. Какая получилась ёлочка? (красивая, нарядная, украшенная и т.д.)

4. Игра: «Подбери праздничную одежду».

- А в какой одежде мы пойдём? Предложить одежду: спортивную,  сезонную, повседневную, домашнюю, карнавальную, праздничную  (в картинках).

Дети выбираю, объясняют, почему.

-Да, для такого праздника одевают маскарадные, карнавальные костюмы.

-Выберите себе маску. Примерьте.

5. Хоровод вокруг ёлки.

- А что мы будем делать на празднике? (Петь, танцевать, читать стихи, играть, водить хороводы, веселиться).

- Давайте и мы споём.

6. Составление рассказа по картине «Новый год в детском саду».

- Ребята, у меня есть картина про Новый год. Пойдёмте, посмотрим. Давайте вспомним, как же мы будем готовиться к Новому году.

Дети проходят и садятся.

- Как можно её назвать? Кого вы видите? Что ещё увидели? Какая ёлка? Чем дети её нарядили? Во что одеты дети? Что они делают на празднике? Кто к ним пришёл? Что Дед Мороз сказал? Что принёс детям?  Какое настроение у детей?

Взрослый даёт образец  рассказа. Далее дети составляют свои. С детьми 1 подгруппы можно составлять коллективно. Воспитатель поощряет активность детей. 
7. Элементы грамоты.

- А у нас под ёлочкой тоже мешочек лежит. Наверно Дед Мороз оставил. Хотите посмотреть?

Дети подходят к ёлке. Достают картинки: инструменты, игрушки, индюк.

- С какого звука начинаются все слова?

Игра: «Поймай звук»

Воспитатель называет несколько звуков. Как только дети услышали звук [и ],  хлопнули в ладоши.

- Придумайте ещё слова, начинающиеся с этого звука.

- Посмотрите, тут что-то ещё лежит. Буква И.

«История праздника Новый год»

Что же это за праздник Новый год?

В новогоднюю ночь зажигаются разноцветные огни на прекрасной лесной красавице елке, сверкают елочные игрушки, а под елкой сам Дедушка Мороз оставляет разные, ожидаемые подарки. Но если спросить у Деда Мороза, почему под Новый год он появляется в каждом доме и устраивает такой чудесный праздник всем нам и нашим деткам, то он расскажет вот такую историю:

Все страны на Земле один раз в году отмечают этот сказочный праздник, и все дети без исключения любят и очень ждут его. Оказывается, Новый год приходит в разные страны не в одно и то же время: где-то летом или осенью, а где-то зимой, как у нас в России.

Новогодний праздник – это праздник солнцестояния и берет свое начало из древнейших времен, когда считалось солнце главным божеством, дающим жизнь растениям, животным и человеку.

Когда наступали самые короткие дни в году, и солнце едва поднималось над горизонтом, люди боялись. Что солнышко уйдет и больше не вернется. Поэтому они стали зажигать огни, факелы, костры, крутить горящие смоляные бочки, подражая движению солнца по небу, считая, что придают солнцу новые силы, удваивают его энергию для возвращения к людям. Так появились различные обряды встречи Нового года, рожденные поверьями и легендами разных стран мира.

В России когда-то Новый год отмечали дважды – первого марта по церковному календарю и первого сентября по светскому. Но однажды царь Петр I издал указ от 15 декабря 1699 года, в котором всем было приказано считать праздник Нового года с первого января. С этого времени появился первый общий зимний праздник в России.

В новогоднюю ночь палили из пушек, катались на тройках, жгли на площадях смоленые факелы и бочки, а дома и ворота украшали еловыми и можжевеловыми ветками. «А в знак веселия поздравлять друг друга с Новым годом» - приказал Петр I. Всем понравился этот красивый и веселый праздник.

Прошло много времени, и он украсился исконными славянскими образами: Деда Мороза и Снегурочки, потешными клоунами-скоморохами, а в каждом доме появилась елочка-красавица. Украшение Новогодней елки – это радостный и хлопотный для родителей и детей обряд.

Считается, что Дед Мороз живет в ледяной избушке и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонек, а к послушным деткам, он тихо приходит в дом, ночью. Как? Это секрет! Главное, он оставляет подарки под елкой, под подушкой, или прячет в туфельку. У Деда Мороза есть внучка Снегурочка – милая, веселая девушка, которая помогает ему развлекать детей. В России верят, что как Новогоднюю ночь встретишь, так ее и проведешь. Поэтому в Новый год принято веселиться и дарить подарки. Пусть Новый год принесет мир и счастье всем.

Очень полезно провести неделю развивающих игр на зимнюю и новогоднюю тему, в которые можно играть всей семьей дома по вечерам.

Понедельник – математика.

Вырежьте бумажные треугольники. Вместе с малышом сделайте из них ёлочки одинаковой и разной высоты, сравните высоту, сосчитайте треугольники.

Вторник – музыка.
Разучите с ребёнком танец «Делай так!». Слова песенки:
Если весело живётся, делай так (два хлопка в ладоши).
Если весело живётся, делай так (два хлопка в ладоши).
Если весело живётся, мы друг другу улыбнёмся (улыбнитесь друг другу),
Если весело живётся, делай так (два хлопка).

В следующих куплетах вместо хлопков: два щелчка пальцами, два хлопка по коленям, два притопа ногами, два прыжка. А последний куплет звучит так: «Если весело живётся, делай всё!». И после каждой строчки нужно повторить поочерёдно весь набор движений из каждого куплета.

Среда – неживая природа.
Проведите опыты со льдом. Подкрасьте воду и заморозьте в формочках для льда или от песочного набора. Сделайте из нитки петельку и кончик опустите в воду. В воду можно также положить ягоды рябины, засушенные листья и цветы. Когда вода замёрзнет, у вас получатся разноцветные ледяные фигурки, которыми можно украсить деревья или балкон.

Четверг – живая природа.
На листе ватмана нарисуйте дерево, прорежьте отверстие – дупло. Дуплом может быть ведёрко, поставленное на стульчик. Предложить ребёнку сделать запасы для белочки – положить в дупло шишки, жёлуди или орехи. После этого можно брать по одному предмету из дупла и называть его.

Пятница – творчество.
Украсьте вместе с малышом бумажную ёлочку разными способами, например, приклейте на неё бумажные игрушки; нанесите на ёлочку клей ПВА и посыпьте мелко нарезанным дождиком. Вырежьте из цветной бумаги флажки, наклейте на них рисунки (можно использовать открытки, недорогие книжки и раскраски или распечатать картинки из интернета). Соберите флажки в гирлянду и украсьте ими комнату.

Суббота – жизнь людей.
Приготовьте вместе с ребёнком подарки и открытки для родных и друзей. Это могут быть самодельные ёлочные игрушки, фигурки из солёного теста с магнитом на обратной стороне, самодельное печенье в красивой коробке, которую вы, как и печенье, сделаете и украсите вместе.

Воскресенье – развитие речи.

Сделайте из комочка ваты «хлопья снега». Положите их на стол и дуйте, изображая ветер. Это упражнение развивает артикуляцию. Разучите пальчиковые и подвижные игры:

«Зайка»

Зайка серенький сидит (сложить руки на груди — лапки зайца)
И ушами шевелит.
Вот так, вот так (руки на голове — уши зайца)
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть (гладить поочередно одной рукой другую),
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так (тереть руки друг о друга)
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять (скрестить руки перед грудью, потирать бока),
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так (прыгать)
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал (ладони перед лицом).
Быстрый зайка ускакал.
Вот так, вот так (прыгать)
Быстрый зайка ускакал.

Снежный ком.

Взяли, дети, белый ком (изобразить лепку снежков),
Лепить будем снежный дом,
Мы польём его водой («плескать» ладонями воду),
Домик будет ледяной.
Ком за комом мы кладём (ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик),
Вот и вылепили дом.

C:\Users\user545\Desktop\91e0ef5e0bab3a5a5c31e5f2d2820174.jpg

        

C:\Users\user545\Desktop\images.jpg

C:\Users\user545\Desktop\images (1).jpg 

        

C:\Users\user545\Desktop\images (2).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)

Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...

Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»

Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...