Пальчиковые игры как средство развития речи младших дошкольников.
консультация по развитию речи

Картотека пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №13 «Сказка»

                                                         

Пальчиковые игры, как средство развития речи младших дошкольников. 

                                   

                                  Картотека пальчиковых игр.

                                                                       Подготовила воспитатель:      

                                                                     Сорока Ирина Сергеевна.

                                                                                                                           

   

Лобня

2020-2021 учебный год

Пальчиковые игры, как средство развития речи дошкольников.

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в

течение всей жизни.

Главная ценность пальчиковых игр состоит в том, что в их процессе

ребенок развивается в полной мере, работают все основные центры

головного мозга. Развиваются речь, память, внимание, мышление, мелкая

моторика руки,  координация движений (слушаю, запоминаю,

проговариваю, воспроизвожу, двигаюсь).

Пальчиковые игры увлекательны, доступны, интересны детям.

Стихотворные тексты легко запоминаются. Освоив игру, ребенок сможет

повторять ее где угодно: дома, в транспорте, на прогулке.

 

            Работа над освоением игры делится на несколько этапов:

– показ;

– объяснение;

– воспроизведение;

– закрепление.

Показывая игру в первый раз, нужно замедлить темп, чтобы дети

могли как следует рассмотреть движения взрослого и понять смысл игры.

Затем нужно показать и объяснить, как правильно выполняется

упражнение. На следующем этапе дети повторяют текст вместе с взрослым.

Следует указать на допущенные ими ошибки и неточности, уделить

внимание выразительности речи, умению правильно передавать эмоции и

настроение стихотворения, выбирать правильную интонацию. Игру можно

повторить на следующий день, добиваясь самостоятельного

воспроизведения.

Работа с пальчиковыми играми будет эффективной, если использовать

в течение дня 5–7 игр, один раз в неделю добавляя новую игру. Это даст

ребятам возможность хорошо освоить старые игры, но в то же время не

устать от них.

        Когда же лучше всего проводить пальчиковые игры?

- во время утренней гимнастики.

-перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом, чтобы разогреть и размять руки.

- пальчиковые игры незаменимы на физкультминутках: они позволяют

расслабить мышцы руки, дать им отдохнуть.

                                       

Солнышко

Солнышко на улице начало сиять.

Один веселый пальчик вышел погулять.

(Показываем один палец.)

Солнышко на улице начало сиять. Два веселых пальчика вышли

погулять. (Показываем два пальца.)

Солнышко на улице начало сиять. Три веселых пальчика вышли

погулять. (Показываем три пальца.)

Солнышко на улице начало сиять. Четыре дружных пальчика вышли

погулять. (Показываем четыре пальца.)

Солнышко на улице начало сиять. Пять веселых пальчиков вышли

погулять. (Показываем пять пальцев.)

Солнышко на улице спряталось опять. Четыре дружных пальчика

осталось там гулять. (Показываем четыре пальца.)

Солнышко на улице спряталось опять. Три веселых пальчика остались

там гулять. (Показываем три пальца.)

Солнышко на улице спряталось опять. Два веселых пальчика вышли

погулять. (Показываем два пальца.)

Солнышко на улице спряталось опять. Один веселый пальчик остался

там гулять. (Показываем один палец.)

Солнышко на улице спряталось опять.

Ноль веселых пальчиков осталось там гулять.

(Сжимаем кулачок.)

Дом на горе.

На горе мы видим дом.   (Кистями рук сложить домик) .

Много зелени кругом.   (Волнообразные движения кистями рук) .

Вот – деревья, вот – кусты   (Руками сделать «деревья» и «кусты») .

Вот – пушистые цветы!    (Пальцами показать бутон – распускающийся цветок) .

Окружает все забор.   (Перед собой показать «забор» из пальцев) .

За забором – чистый двор.   (Погладить ладонями стол) .

Мы ворота открываем    (Кистями рук показать ворота, ворота открываются) .

К дому быстро подбегаем.   (Пальцами «пробежаться» по столу) .

В дверь стучимся: «Тук – тук – тук! »   (Постучать кулаками по столу) .

Кто – то к нам идет на стук.   (Ладонь приставить к правому уху, прислушаться) .

Дом.

На опушке дом стоит.   (Сложить ладони домиком над головой) .

На дверях замок висит.   (Сомкнуть ладони в «замок») .

За дверями стоит стол,  (Накрыть ладонью правой руки кулачок левой) .

Вокруг дома частокол.  (Руки перед собой, пальцы растопырены) .

Тук – тук – тук! Дверь открой!   (Постучать кулачком одной ладони о другую) .

Заходите, я не злой!   (Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной

Компот.

Одну руку ставим ладошкой вверх, а указательным пальчиком другой руки водим по ладони круговыми движениями, "перемешивая компот":

Варим, варим мы компот.

Фруктов надо много. Вот:   (Загибаем поочередно пальчики.)

Будем яблоки крошить,

Груши резать и варить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.     (Разгибаем все пальчики и опять "перемешиваем".)

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ!

Пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого) .

Это кто у нас шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (Шепотом) .

Утро ясное придет,

Солнце ясное взойдет, (Погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать. (Громко) .

Просыпайся, детвора!

В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями) .

Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -Десять пальчиков зажал!  Поднимают зажатые кулачки вверх.

Мышка

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Дом.

На опушке дом стоит.

(Сложить ладони домиком над головой).

На дверях замок висит.

(Сомкнуть ладони в «замок»).

За дверями стоит стол,

(Накрыть ладонью правой руки кулачок левой).

Вокруг дома частокол.

(Руки перед собой, пальцы растопырены).

Тук – тук – тук! Дверь открой!

(Постучать кулачком одной ладони о другую).

Заходите, я не злой!

(Руки в стороны, ладони вверх тыльной стороной).

Семья могучая.

В одном лесу дремучем

(Покачать руками над головой, как деревья).

Жила семья могучая.(Сложить руки в замок).У них был дом огромный(Сложить ладони над головой в виде крыши).

И крыша с трубой темной.

(Поднять средние пальцы – труба).

Из трубы в колечки дым.

(«Колечки» из всех пальцев поочередно).

Плим, плим, плим!

(Пощелкать пальцами).

Есть у каждого дом.

У лисы в лесу глухом,

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

(Загибают пальцы на обеих руках:

на первое двустишие – на левой руке,

на второе – на правой руке).

Под кустами еж колючий

Нагребает листьев кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

(Удары поочередно ладонями и кулачками).

Разыгра.

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

(Спрятать руки за спину).

Пошли пальчики с утра

(Пошевелить пальцами).

В гости к тете  Разыгра

(Похлопать в ладоши).

На скамеечке сидели

(На большом пальце «посидеть» каждым пальчиком, начиная с мизинца).

Да в окошечко глядели.

(Сложить «окошечки» перед глазами).

Напилися чаю, чаю разыграю,

(Чередовать хлопки и показ больших пальцев).

Солнышку ладошки погладили немножко,

(Погладить ладошки друг о друга, слегка массируя их).

Пальчики подняли, лучиками стали.

(Поднять обе руки вверх, растопырить с усилием пальцы).

Кони.

Садимся на коней. Тпру!

Кони, на старт!

(Кладем руки на стол, ладонями вниз).

Поскакали! (Стучим ладонями по столу, имитируя стук копыт).

По травке! (Поглаживаем стол, проводя поочередно левой и правой ладонью по направлению к себе).

По песочку! (Потираем одну ладонь о другую).

По камушкам! (Стучим по столу ноготками).

По мостовой! (Стучим кулачками).

По болотцу! (Массирующими движениями стучим по щечкам).

По топкому болотцу! (Стучим по щечкам и причмокиваем).

По ледочку! (Цокать языком).

По снежочку! (Ударяем мягкими ладошками по столу).

Через ямку! (Сделать руками движения, имитирующие прыжок).

По пыльной дорожке! (Хлопаем ладонями по коленям).

В горку! (Стучим по столу в замедленном темпе, как будто нам тяжело подниматься).

С горки! (Стучим в очень быстром темпе).

Ускакали далеко! (Очень тихо стучим).

Скачут совсем близко! (Стучим громко).

Прискакали! (Сильно ударяем ладонями по столу).

Пальчики.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз – два – три – четыре – пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели,

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой – давненько спит. (Загибаем пальцы, начиная с большого).

Это кто у нас шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите! (Шепотом).

утро ясное придет,

Солнце ясное взойдет, (Погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать. (Громко).

Просыпайся, детвора!

В детский сад идти пора! (Все поднимают руки с раскрытыми ладонями).

Моем руки

Моем, моем руки, (Делаем движения, как при мытье рук.)

Моем, моем чисто.

Чтоб не были руки,

Как у трубочиста.

Мы большой помоем пальчик, (Правой рукой трем поочередно пальцы

на левой.)

Моем указательный.

И про средний не забудем —

Моем обязательно.

А потом и безымянный,

И мизинчик тоже.

Очень радуются пальцы Чистой, нежной коже.

Мы руками потрясем, (Трясем кистями рук.)

И все капельки стряхнем.

Полотенцем вытираем (Одна ладонь вытирает другую.)

И к обеду приступаем. (Правая рука изображает ложку.)

Повторяем упражнение – «моем» пальцы па правой руке. Слон

К нам пришел огромный слон. (Ставим кисть на четыре пальца –

это ноги слона, средний палец вытягиваем вперед – это хобот.)

Деткам кланяется он. (Сгибаем средний палец.)

Медленно ступает, (Передвигаем четыре пальца друг за другом – слон

ходит.)

Хобот наклоняет. (Сгибаем средний палец.)

Хочет слоник наш поспать. (Кладем кисть.)

Положи его в кровать.

Одеялом накрывай (Накрываем второй ладонью.)

И немножко покачай. (Качаем.)

Баю-бай! Баю-бай!

Милый слоник, засыпай!

Суп

Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой

суп.)

Надо овощи помыть. (Выполняем движение – моем овощи.)

А потом порезать ловко (Ребром правой руки «режем» по ладошке

левой.)

Лук, картошку и морковку.

Чтобы вкусный суп сварить, (Выполняем движение – мешаем ложкой

суп.)

Надо в чан воды налить. (Складываем из правой руки стаканчик и

наливаем.)

И капусту порубить, (Ребром левой руки рубим ладошку правой.)

И немножко посолить. (Выполняем движение– солим.)

И еще немножко (С левой ладошки берем по одному горошку.)

Положить горошку.

Закипела вдруг вода. (Волнообразные движения руками.)

Значит, суп сварился? Да! (Киваем.)

Солнышко и дождик

Прилетела тучка. (Двигаем ладонь – это тучка.)

Спрятались ромашки. (Раскрытые ладошки сжимаем и прячем.)

Падают дождинки (Кончиками пальцев касаемся лица.)

На детские мордашки:

И на лбу, и на шеках,

На носу и на ушах.

Выглянуло солнышко, (Поднимаем ладонь с растопыренными

пальцами.)

Расцвели ромашки. (Поднимаем руки, сжатые в кулачки, раскрываем

их.)

Прыгают веснушки (Кончиками пальцев касаемся лица.)

На детские мордашки:

И на лбу, и на щеках,

На носу и на ушах.

Снежный ком.

Взяли дети белый ком, (Изображаем ком)

Будем строить снежный дом (Движения, изображающие лепку снежков)

Мы польем его водой, (Имитируем движения)

Домик будет ледяной ("поливаем водой")

Ком за комом мы кладем, (Ставим кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом (Рисуем в воздухе ладонями домик)

Падал снег на порог.

Падал снег на порог, (Руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз)

Кот лепил себе пирог. (Ладони приставляем к голове, изображая уши)

А пока лепил и пек, (Лепим пирог)

Ручейком пирог утек. (Ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу, пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться)

Семья.

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – наш малыш,

Пальчики сжимаю я – (сжимают и разжимают пальчики)

Это вся моя семья!

«Елочка»

Перед нами елочка: (переплести пальцы обеих рук)

Шишечки, иголочки, (сжимают кулачки, выставляют указательные пальчики)

Шарики, фонарики, (округляют пальцы, соединяют подушечки пальцев)

Зайчики и свечки, (пальцы сжать в кулачок, выставив вверх указательный и средний)

Звезды, человечки. (складывают ладони вместе, разводят пальцы).

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей (сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулачки)

«Бурый мишенька»

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся.

- Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

- Здравствуй, белочка-сестричка!

- Здравствуй, серенький волчонок!

- Здравствуй, беленький зайчонок!

«Мамин день»

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

«Весна»

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

«Апрель»

Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)

Распахнули дверь. (открывают дверь)

Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)

К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)

Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)

Зазвенел, запел.

Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)

На березы сел.

«Птичек стайка»

Пой-ка, подпевай-ка, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей, (загибают поочередно пальцы)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, черненькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам! (сжимают пальцы в кулак)

Божья коровка

Божья коровушка, (сжимая пальцы в кулак сделать «жука»)

Полети на облышко, (машут руками)

Принеси нам с неба, (сжимают и разжимают пальцы)

Чтобы были летом (загибают пальцы по одному)

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.(Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева )

И гулять бегут все детки.  (Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки )

Лепят бабу под окном,   (Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим )

Дружно катят снежный ком.(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики» )

Лыжи,  (Скользить по столу ладонями вперед-назад )

Санки   (адони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад )

 И коньки  (Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу )

Мчатся наперегонки.

Пришла зима

Пришла зима.                              Развести руки в стороны, показывая вокруг себя

Стало холодно.                            Обхватить руками себя за плечи и поежиться

Ударили морозы.                        Стукнуть правым кулаком по левой ладони  

Реки покрылись льдом.                 Вытянуть руки перед грудью и развести их  в   разные стороны.                                                                                                                                                                      Пошел снег.        Руки поднять вверх, а затем плавными   зигзагообразными                                                                                                                                    движениями, не спеша, опускать их вниз                                                                                                          Он падал белыми пушистыми хлопьями  на землю,        Изобразить сугробы

На дома,                            Соединить руки у себя над головой так, чтобы                                                                                                                                                                      получилась «крыша»

На деревья,                              Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы       растопырить, изобразив ветви дерева                                                                                                                                                        

На людей.                              Положить руки себе на голову.

Список используемой литературы:

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М. АСТ: Астрель, 2007.-61с.

2.Ульева  Е.А. Пальчиковые игры. Методическое  пособие для педагогов и родителей. Издательство «Мозаика-Синтез.2005.-44с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников"

Проект разработан с целью развития мелкой моторики кистей рук и развития речи младших дошкольников...

«Реализация проекта с использованием пальчиковых игр, способствующих развитию речи младших дошкольников»

Развивать речь детей через развитие мелкой моторики  рук посредством пальчиковых игр....

Пальчиковые игры как средство развития речи младших дошкольников

1. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.2. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой, затем левой, а по...

«Изготовление и использование пальчикового театра для развития речи младших дошкольников в семье».

Выступление на ММО музыкальных руководителей (тема "Пальчиковый театр")....

Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.     Ре...

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...