Педагогический проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников"
проект по развитию речи (младшая группа) на тему
Проект разработан с целью развития мелкой моторики кистей рук и развития речи младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_palchikovye_igry.docx | 321.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №45 «Октябренок» города Смоленска»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель Т.И. Галачева
Паспорт проекта
Пояснительная записка
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям? Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.
3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.
4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Цель проекта: развитие и коррекция речи детей, через развитие мелкой моторики кистей рук посредством пальчиковых игр.
Задачи:
- выявить проблемы развития речи дошкольников; познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
- развивать мелкую моторику, способствующую развитию высших свойств сознания, таких как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь; способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность по развитию мелкой моторики младших дошкольников.
Участники проекта: младшие дошкольники, родители, педагоги.
Вид проекта: практико – ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный (октябрь – апрель)
Пути решения проблемы:
- Анализ календарно-тематического плана образовательно-воспитательной работы.
- Анализ ресурсного обеспечения.
- Анкетирование родителей.
- Наблюдения за детьми в различных видах деятельности и режимных моментах.
- Проведение мониторинга по речевому, социально-коммуникативному и физическому развитию детей младшего возраста на начало и конец учебного года.
- Разучивание пальчиковых игр с воспитанниками.
Ожидаемый результат:
1.Развитие мелкой моторики кистей рук у дошкольников.
2.Снижение процента детей с речевыми нарушениями.
3.Развитие координации движений, умения управлять своими
движениями.
4.Повышение компетентности родителей по данному разделу.
5.Повышение авторитета педагогов группы в социуме.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Деятельность воспитателя | Деятельность детей и родителей |
1.Мониторинг развития мелкой моторики и связной речи воспитанников 2.Определение цели, исходя из показателей мониторинга по образовательным областям «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» 3.Определение задач проекта 4.Изучение и систематизация методической литературы, необходимой для реализации проекта. 5.Разработка перспективного плана, конспектов ООД для детей и родителей. 6.Подбор необходимого оборудования и разработка дидактических пособий, необходимых для реализации проекта. | 1.Дети участвуют в стартовом мониторинге развития мелкой моторики и связной речи. 2.Родители участвуют в анкетировании и личностно воспринимают цель данного проекта и важность своего участия в реализации цели и задач проекта. |
2 этап – основной
Деятельность воспитателя | Деятельность детей и родителей |
1.Проведение пальчиковой гимнастики в ходе ООД и входе режимных моментов. 2.Проведение совместной деятельности детей и родителей по реализации проекта. 3.Проведение работы с педагогами по повышению компетенции в вопросе использования пальчиковых игр в ходе ООД | 1.Дети принимают участие в ООД с применением пальчиковой гимнастики. 2.Родители посещают консультации и мастер-класс педагога для ознакомления с пальчиковыми играми и использованием их в повседневной жизни. |
3 этап – заключительный
Деятельность воспитателя | Деятельность детей и родителей |
1.Проведение сравнительного анализа результатов мониторинга на начало и конец года 2.Подведение родителей к выводу о результативности проекта. 3.Знакомство педагогов ДОУ с проектом и его результатами. 4.Подвести педагогов ДОУ к выводу о том, что использование пальчиковой гимнастики благоприятно сказывается на развитии мелкой моторики кистей рук и развитии речи воспитанников. | 1.Дети участвуют в мониторинге на конец учебного года. 2.Родители делают выводы о результатах решения задач проекта. 3.Оформление фоторепортажа, как продукта проекта. |
Взаимодействие с родителями
Октябрь.
Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей» Анкетирование родителей.
Цель: ознакомление родителей с программой воспитательно-образовательной работы на год. Пополнение знаний об особенностях развития детей четвертого года жизни. Выявление уровня развития речи воспитанников и компетентности родителей в решении этого вопроса.
Информационный стенд «Организация предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук детей в группе»
Цель: ознакомление родителей с необходимостью и особенностями организации предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук детей в группе.
Ноябрь.
Памятка для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей»
Цель: расширение знаний родителей о значении мелкой моторики рук детей, которая напрямую связана с полноценным развитием речи.
Декабрь
Консультация «Пальцы помогают говорить»
Цель: ознакомление родителей с показателями развития мелкой моторики пальцев рук как с показателями интеллектуального развития ребёнка.
Январь.
Мастер-класс «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста».
Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей в выполнении упражнений и ритмических движений пальцами, которые индуктивно приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Февраль.
Консультация «Пальчиковый игротренинг»
Цель: расширение знаний родителей о том, как с помощью пальчикового игротренинга стимулировать речевое развитие детей.
Март.
Семинар-практикум «Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста».
Цель: оказание практической помощи родителям в выполнении пальчиковых игр и упражнений - уникального средства для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Апрель.
Памятка «Пальчиковые игры в воде»
Цель: ознакомление родителей с копилкой игр и занятий с малышом в воде.
Реализация проекта через различные виды деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие»
Упражнения: «Кто зубы не чистит…», пальчиковая игра «Жили-были зайчики».
Пальчиковые игры «Есть у каждого свой дом», «Цветочек для мамочки», «Семья», «Пирожки», «Большая стирка», «Свинка Ненила».
«Художественно-эстетическое развитие»
Пальчиковая игра с использованием элементов оригами «Я стаканчик необычный», аппликация «Колобок», «Театр в руке», «Пальчиковый театр»
«Познавательное развитие»
ООД «В гости к зайчику», «По следам колобка», «Путешествие с волшебной книгой сказок», «В волшебном лесу», «В гостях у бабушки», «В гостях у Мишки».
Пальчиковые игры: «Ежик», «Лиса», «Медведь», «Домашние животные», «Кошка», «Коза», «Гусь», «Петушок», «Собака», «Одежда», «Обувь» и другие по лексическим темам.
«Речевое развитие»
«Колобок», «Мышки», «Листопад», «Капустка», «Репка», «Елочка», «Кот на печку пошел» и др.
Игры-инсценировки «Репка», «Лиса, заяц и петух» (пальчиковый театр)
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «А на горке снег, снег», «По ровненькой дорожке», «Жили-были зайчики», «Медвежата в чаще жили», «Вот как мы умеем», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору».
В ходе подвижных игр на прогулке, например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками. В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев рук ребёнок изображает обезьяну.
Упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром», «Ловкие пальчики»
Самомассаж пальцев «Помоем руки», «Орех», самомассаж кисти с помощью массажных мячей, орехов, шишек, шестигранных карандашей, массаж кистей рук с помощью сухого бассейна, массаж «Ладошечка».
Утренняя гимнастика с разминкой «Замок»
На физкультурных занятиях комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?»
Планирование ООД с детьми
Октябрь «К Зайчику на день Рождения»
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук
Задачи:
- воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение слушать, воспитывать культуру поведения;
- развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук с текстом;
- обогащать словарный запас детей, развивать диалогическую и монологическую речь.
Ноябрь «В гости к Мишке»
Цель: развитие мелкой моторики и речи детей через пальчиковые игры
- Задачи:
Продолжать знакомить детей с приметами осени. - Активизировать в речи детей слова: осень, листочки.
Учить детей цветоразличению (желтый, зеленый, красный).
Декабрь «В гостях у бабушки»
Цель:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
- Воспитывать у детей интерес к пальчиковой гимнастике.
- Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики.
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
- Развивать творческое воображение.
Январь «Орешки для белочки»
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук
Задачи:
- Формировать умения детей узнавать и называть животных.
- Развивать мелкую моторику кистей рук.
- Воспитывать дружеские отношения у детей, доброжелательное отношение к животным
Февраль «В волшебном лесу»
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук.
Задачи:
- Закреплять у детей умение выполнять самомассаж, пальчиковую гимнастику.
- Развивать связную речь через фольклорные тексты, используемых в пальчиковых играх.
- Развивать общую, мелкую, речевую моторику.
- Воспитывать культуру общения и эмоциональную отзывчивость, воспитывать желание развивать мелкую моторику рук.
Март «По следам Колобка»
Цель: систематизирование знаний детей о диких и домашних животных посредством интеграции образовательных областей
Задачи:
- Воспитывать любовь к природе, доброжелательное отношение к животным, любовь к русским народным сказкам, воспитывать экологическую культуру;
- Упражнять в различении диких и домашних животных, учить делать обобщающие выводы, умозаключения, обучать монологической и диалогической речи;
- Развивать мышление, познавательную активность детей, мелкую моторику рук, творческие способности в ходе игры-драматизации.
Апрель «Путешествие с волшебной книгой сказок»
Цель:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
- Воспитывать у детей чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом.
- Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
- Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
- Развивать творческое воображение, активную речь, мелкую моторику пальцев рук.
Список используемой литературы
Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;
Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008
Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;
Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений»
Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
Савельева Е.А. «Пальчиковые игры в комплексе с логопедическими упражнениями для детей от рождения до 6 лет»
Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
Хвостовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007
Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.
Анкета для родителей
на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
- Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
- В каком возрасте нужно начинать ее развивать?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет
- Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
____________________________________________________
- Какой нетрадиционный материал используете в работе?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
- Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду
- ТВ
- В интернете
- Подсказывает своя интуиция
- Как ребенок выполняет задания игры?
- Пассивно
- Активно
- Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
- Какая форма работы с воспитателем по этому вопросу Вам наиболее комфортна?
- Родительское собрание
- Мастер – класс
- Индивидуальная беседа
- Консультации в родительском уголке
- Никакая, информации хватает вполне.
- Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Не знаю
- Нет
Спасибо!
Результаты анкетирования родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
В результате анкетирования было установлено, что большинство родителей не знают, что такое мелкая моторика ребенка и в каком возрасте нужно начинать её развивать. Дома в основном у большинства имеются кубики, пирамидки, матрёшки. У некоторых есть мозаика и пазлы. Нетрадиционный материал не используется. Информацию о видах развития мелкой моторики родители берут в дошкольном учреждении и в интернете.
Из форм работы с педагогом по этому вопросу родители предпочитают индивидуальные беседы, консультации и мастер-класс педагога.
Вывод: включить в план сотрудничества с родителями необходимые консультации, памятки, папки-передвижки, провести мастер-класс по песочной терапии и мастер-класс по пальчиковым играм; показать влияние игр с кинетическим песком и пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики рук детей, а, значит, и на развитие речи младших дошкольников.
Анкета «Речевое развитие ребенка»
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу с учетом его индивидуальных особенностей.
- Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
2. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
3. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
4. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ___________
5.Понятна ли Вам, окружающим его речь? (Да, нет.)
6. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)_____________
7.Знают ли Ваши дети стихи, сказки, могут ли их пересказать?
8. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
9. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
10. Присутствуете ли на детских праздниках?______________________________
11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?
Спасибо!
Результаты анкетирования родителей по речевому развитию.
В результате анкетирования родителей выяснилось: большинство родителей считают, что заниматься развитием речи ребенка должны, как родители, так и педагоги дошкольного учреждения, но работу по совершенствованию речи детей проводят не все. Многие родители не исправляют ошибки в речи своего ребенка, но хотели бы освоить приёмы работы по развитию речи.
Почти 30% родителей редко читают книги своим детям, предпочитая замену мультфильмами, а это сказывается на развитии речи: дети этих родителей плохо знают сказки и не могут их пересказать, почти не знают стихов.
Почти все родители посещают праздники, но на групповые мероприятия не всегда находят время.
Большинство родителей хотят посетить консультации логопеда и психолога, но «родительский университет» у логопеда Жуковой М.Н посещают только двое.
Вывод: педагогическому коллективу группы необходимо активизировать работу по родительскому всеобучу на тему речевого развития детей; включить в план по сотрудничеству с родителями консультации, памятки, папки-передвижки на данную тему, проводить индивидуальные беседы с родителями детей с недостатками звукопроизношения.
Анкета «Социально-коммуникативное развитие»
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету, цель анкетирования: выявление уровня усвоения общественных и социальных отношений воспитанниками группы; понимание родителями роли игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста
1. Проводите ли Вы работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками?
Да / нет
2. Если да, то какую?_______________________________________________
3. Что беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми? __________________________________________________________________
4. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом? (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошие). __________________________________________________________________
5. Вы следите за тем, как общается Ваш ребенок?
Да / нет.
6. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность - игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности и т. д.?______________________________
7. Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении? Да / нет _______________________________________________________________
8. Играете ли вы вместе со своим ребенком? Какие игры для социального развития Вы знаете?
_______________________________________________________________
9. Нуждаетесь ли Вы в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.
Да / нет
Спасибо!
Результаты анкетирования родителей по социально-коммуникативному развитию.
В результате анкетирования родителей выяснилось, что большинство родителей неудовлетворительно оценивают коммуникативные умения своего ребенка и не понимают роль игры в развитии навыков общения детей дошкольного возраста. Работу по совершенствованию развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками проводят далеко не все родители, хотя многие исправляют ошибки, допускаемые ребенком при общении. По мнению родителей, дети редко проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении и познавательно-исследовательской деятельности. Родители играют со своими детьми, но не имеют понятия об играх для социального развития.
Вывод: большинство из родителей нуждается в психолого – педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений дошкольников младшего возраста.
Анкета для родителей по физическому развитию
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по физическому воспитанию и приобщению детей к здоровому образу жизни.
1. Укажите группу здоровья Вашего ребенка:
первая, вторая, третья, четвертая, не знаю (нужное подчеркнуть).
2. Каково физическое развитие Вашего ребенка?
Нормальное физическое развитие, дефицит массы, избыток массы, низкий рост (нужное подчеркнуть).
3. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику ( подчеркнуть)?
- мама (да, нет), папа (да, нет);
- дети (да, нет);
- взрослый вместе с ребенком (да, нет);
- регулярно, нерегулярно.
4. Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?
(Да, нет)
5. Соблюдает ли ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т. д.)?
6.Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания. Перечислите их.
7. Проводите ли с детьми дома закаливающие мероприятия?
8. Гуляете ли вы с ребенком после детского сада? (Да, нет)
9. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?
10.Как много времени Ваш ребенок проводит на улице в выходной день?
11. Какие закаливающие процедуры, проводимые в детском саду, наиболее приемлемы для вашего ребенка:
а) облегченная форма одежды на прогулке;
б) облегченная одежда в группе;
в) обливание ног водой контрастной температуры;
г) хождение босиком;
д) систематическое проветривание помещений группы;
е) прогулка в любую погоду;
ж) полоскание горла водой комнатной температуры;
з) умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры.
12. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у вас дома: детский спортивный комплекс, лыжи, коньки, клюшка для игры в хоккей, велосипед, самокат, мяч, скакалка, обруч, кегли, бадминтон.
13. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни: подвижные игры, спортивные игры и упражнения, настольные игры, конструирование, лепка, просмотр телепередач, музыкально-ритмическая деятельность, чтение книг, трудовая деятельность (нужное подчеркнуть).
14. Консультацию по какому вопросу физического воспитания ребенка вы хотели бы получить? ___________________________________________________
Спасибо!
Результаты анкетирования родителей по физическому развитию.
Результаты анкетирования родителей показали, что все считают нормальным физическое развитие своего ребёнка, но группу здоровья большинство не знает.
В семьях в основном установлен режим дня для детей, но у 20 % дневной сон не соблюдается, утренняя гимнастика проводится у 15% семей. По словам родителей культурно-гигиенические навыки прививаются во всех семьях.
Родители знают основные принципы и методы закаливания, но не все их используют. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть не во всех семьях. Подвижные и спортивные игры чаще заменяются просмотром мультфильмов и телепередач.
Вывод: педагогическому коллективу группы необходимо активизировать работу с родителями по физическому развитию воспитанников, включить в план по сотрудничеству с родителями консультации, памятки, папки-передвижки на данную тему, проводить индивидуальные беседы и совместные спортивные праздники.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №45 «Октябрёнок» города Смоленска»
Мониторинг развития речи
Образовательная область: «Речевое развитие»
Группа вторая младшая «Земляне» 2017-2018 уч. г.
Начало года
Критерии мониторинга | Уровни усвоения программы | ||
Высокий | средний | низкий | |
Развитие произвольных движений рук и пальцев рук. | 16% (4 чел.) | 44% ( 11чел.) | 40% ( 10 чел.) |
Звукопроизношение гласных звуков в заданных звукосочетаниях. | 40% ( 10 чел.) | 40% ( 10 чел.) | 20% (5чел.) |
Освоение действий замещения персонажей сказки. | 28% (7чел.) | 56% (14чел.) | 16% ( 4 чел.) |
Освоение действий опредмечивания персонажей сказки. | 16% (4 чел.) | 44% ( 11 чел.) | 40% ( 10 чел.) |
Умение составить небольшой рассказ-описание игрушки или краткий пересказ произведения (2-3 предложения). | 0% | 20% (5чел.) | 80% (20 чел.) |
Комментарий:
Высокий уровень – самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, передаёт содержание текста. Развиты произвольные движения рук и пальцев рук.
Средний уровень – в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок и умеет составить небольшой рассказ-описание игрушки с незначительной помощью взрослого. Мелкая моторика кистей и пальцев рук развита недостаточно.
Низкий уровень – на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом, произвольные движения рук и пальцев рук не развиты. Затрудняется в действии опредмечивания и замещения персонажей сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Вывод: на начало учебного года основные речевые показатели развития детей сформированы недостаточно, а умение составлять рассказ из двух – трёх предложений находится на низком уровне. Всё это указывает на необходимость детального изучения проблемы и решения её, приемлемыми для младшего возраста, формами и методами развития речи.
Конец года
Критерии мониторинга | Уровни усвоения программы | ||
Высокий | средний | низкий | |
Развитие произвольных движений рук и пальцев рук. | 60% (15 чел.) | 24% ( 6чел.) | 16% ( 4 чел.) |
Звукопроизношение гласных звуков в заданных звукосочетаниях. | 68% ( 17 чел.) | 20% (5чел.) | 12% (3чел.) |
Освоение действий замещения персонажей сказки. | 68% (17чел.) | 20% (5чел.) | 12% ( 3 чел.) |
Освоение действий опредмечивания персонажей сказки. | 68% (17чел.) | 20% ( 5 чел.) | 12% ( 3 чел.) |
Умение составить небольшой рассказ-описание игрушки или краткий пересказ произведения (2-3 предложения). | 60% (15чел.) | 20% (5чел.) | 20% (5 чел.) |
Комментарий:
Высокий уровень – самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, передаёт содержание текста. Развиты произвольные движения рук и пальцев рук.
Средний уровень – в речи ребенка преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок и умеет составить небольшой рассказ-описание игрушки с незначительной помощью взрослого. Мелкая моторика кистей и пальцев рук развита недостаточно.
Низкий уровень – на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом, произвольные движения рук и пальцев рук не развиты. Затрудняется в действии опредмечивания и замещения персонажей сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова.
Вывод. На конец учебного года наблюдается положительная динамика речевых показателей развития воспитанников, у большинства детей сформировалось умение составлять рассказ из 2-х - 3-х предложений. Наблюдается формирование произвольного движения рук и пальцев рук. Всё это указывает на результативное использование в воспитательно-образовательном процессе игр и упражнений песочной терапии.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №45 «Октябрёнок» города Смоленска.
Мониторинг
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Группа вторая младшая «Земляне» 2017-2018 учебный год
Начало года
Критерии мониторинга | Уровни усвоения программы | ||
Высокий | средний | низкий | |
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. | 16% (4 чел.) | 44% ( 11чел.) | 40% ( 10 чел.) |
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. | 32% ( 8 чел.) | 44% ( 11 чел.) | 24% (6чел.) |
Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий. | 28% (7чел.) | 56% (14чел.) | 16% ( 4 чел.) |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. | 16% (4 чел.) | 44% ( 11 чел.) | 40% ( 10 чел.) |
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме. | 12% (3чел.) | 20% (5чел.) | 68% (17 чел.) |
Комментарий:
Высокий уровень – легко и непринуждённо общается с взрослыми и сверстниками. С удовольствием выполняет различные трудовые поручения, самостоятельно контролирует свои поступки и действия по ОБЖ в быту и социуме. Развито стремление к совместному творчеству и другим видам деятельности со сверстниками.
Средний уровень – общается с взрослыми и сверстниками, выполняет различные трудовые поручения, контролирует свои поступки и действия по ОБЖ в быту и социуме с незначительной помощью взрослого. Недостаточно развито стремление к совместному творчеству и другим видам деятельности со сверстниками .
Низкий уровень – неохотно общается с взрослыми и сверстникам и выполняет различные трудовые поручения, затрудняется контролировать свои поступки в быту и социуме. Ребенок сторонится общества сверстников в игре и других видах деятельности.
Вывод: на начало учебного года основные показатели коммуникативного развития детей сформированы недостаточно. Большинство ребят
неохотно общается с взрослыми и сверстниками и неохотно выполняет различные трудовые поручения, затрудняется контролировать свои поступки в быту и социуме.
Всё это указывает на необходимость детального изучения проблемы и решения её, приемлемыми для младшего возраста, формами и методами развития коммуникативных навыков.
Конец года
Критерии мониторинга | Уровни усвоения программы | ||
Высокий | средний | низкий | |
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками. | 64% (16чел.) | 28% ( 7чел.) | 8% ( 2 чел.) |
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. | 76% ( 19чел.) | 16% ( 4 чел.) | 8% (2чел.) |
Становление самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий. | 68% (17чел.) | 20% (5чел.) | 12% ( 3чел.) |
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. | 76% (19чел.) | 16% ( 4 чел.) | 8% ( 2 чел.) |
Формирование основ безопасного поведения в быту, в социуме. | 68% (17чел.) | 20% (5чел.) | 12% (3чел.) |
Комментарий:
Высокий уровень – легко и непринуждённо общается с взрослыми и сверстниками. С удовольствием выполняет различные трудовые поручения, самостоятельно контролирует свои поступки и действия по обж в быту и социуме. Развито стремление к совместному творчеству и другим видам деятельности со сверстниками.
Средний уровень – общается с взрослыми и сверстниками, выполняет различные трудовые поручения, контролирует свои поступки и действия по ОБЖ в быту и социуме с незначительной помощью взрослого. Недостаточно развито стремление к совместному творчеству и другим видам деятельности со сверстниками .
Низкий уровень – неохотно общается с взрослыми и сверстникам и выполняет различные трудовые поручения .затрудняется контролировать свои поступки в быту и социуме. Ребенок сторонится общества сверстников в игре и других видах деятельности.
Вывод.
В ходе реализации проекта по пескотерапии для развития общения воспитанников положительная динамика эффективности работы выражается в следующем: у большинства детей стала проявляться потребность в эмоциональных контактах со сверстниками, появилась потребность в общих действиях, сверстник стал интересен и как участник игр и как средство самоутверждения. Дети стали обращать друг на друга внимание, общаться, взаимодействовать, овладевая при этом новыми для них способами взаимодействия и основами ОБЖ.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 45 «Октябрёнок» г. Смоленска
МОНИТОРИНГ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ».
ГРУППА ВТОРАЯ МЛАДШАЯ «ЗЕМЛЯНЕ»
2017-2018 УЧ. Г.
Начало года
Критерии мониторинга | Уровни усвоения программы | ||
высокий | средний | низкий | |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | 20% (5чел.) | 48% (12чел.) | 32% (8чел.) |
Развитие мелкой моторики кистей рук. | 20% (5чел.) | 40% (10чел.) | 40% (10чел.) |
Формирование культурно-гигиенических навыков. | 36% (8чел.) | 44% (11чел.) | 20% (5чел.) |
Развитие физических качеств (сила, ловкость, выносливость). | 24% (6чел.) | 44% (11чел.) | 32% (8чел.) |
Развитие двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание, ловля мяча).
| 16% (4чел.) | 52% (13чел.) | 32% (8чел.) |
Развитие двигательной активности (самостоятельность, инициативность, умение выполнять физические упражнения по сигналу взрослого). | 12% (3чел.) | 44% (11чел.) | 44% (11чел.) |
Комментарий:
Высокий уровень: сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни, владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками, достаточно развита мелкая моторика кистей рук. Ребенок уверенно и точно выполняет задания, быстро реагирует на сигнал взрослого, с удовольствием участвует в играх, строго соблюдает правила.
Средний уровень: частично сформированы представления о здоровом образе жизни, недостаточно владеет культурно-гигиеническими навыками, мелкая моторика слабо развита. Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспитателя выполняет основные движения и общеразвивающие упражнения, действует в общем ритме и темпе.
Низкий уровень: нет представлений о здоровом образе жизни, не владеет культурно-гигиеническими навыками, мелкая моторика кистей рук не развита. Ребенок неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая, не умеет действовать по указанию воспитателя.
Вывод: у воспитанников недостаточно хорошо развиты основные показатели двигательной активности, физических качеств, мелкой моторики, двигательных навыков. Также недостаточно сформированы начальные представления о здоровом образе жизни.
Конец года
Критерии мониторинга | Уровни усвоения программы | ||
высокий | средний | низкий | |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | 48% (12чел.) | 36% (9чел.) | 16% (4чел.) |
Развитие мелкой моторики кистей рук. | 56% (14чел.) | 32% (8чел.) | 12% (3чел.) |
Формирование культурно-гигиенических навыков. | 80% (20чел.) | 20% (5чел.) | 0% (0чел.) |
Развитие физических качеств (сила, ловкость, выносливость). | 64% (16чел.) | 24% (6чел.) | 12% (3чел.) |
Развитие двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, ползание, ловля мяча).
| 60% (15чел.) | 32% (8чел.) | 8% (2чел.) |
Развитие двигательной активности (самостоятельность, инициативность, умение выполнять физические упражнения по сигналу взрослого). | 44% (11чел.) | 44% (11чел.) | 12% (3чел.) |
Комментарий:
Высокий уровень: сформированы элементарные представления о здоровом образе жизни, владеет элементарными культурно-гигиеническими навыками, достаточно развита мелкая моторика кистей рук. Ребенок уверенно и точно выполняет задания, быстро реагирует на сигнал взрослого, с удовольствием участвует в играх, строго соблюдает правила.
Средний уровень: частично сформированы представления о здоровом образе жизни, недостаточно владеет культурно-гигиеническими навыками, мелкая моторика слабо развита. Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспитателя выполняет основные движения и общеразвивающие упражнения, действует в общем ритме и темпе.
Низкий уровень: нет представлений о здоровом образе жизни, не владеет культурно-гигиеническими навыками, мелкая моторика кистей рук не развита. Ребенок неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая, не умеет действовать по указанию воспитателя.
Вывод: у большинства воспитанников достаточно хорошо развиты основные показатели двигательной активности, физических качеств, мелкой моторики, двигательных навыков. Культурно-гигиенические навыки сформированы у всех детей. Также достаточно хорошо сформированы начальные представления о здоровом образе жизни. Низкий уровень развития имеют воспитанники, не посещавшие дошкольное учреждение в течение длительного промежутка времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ»
«Рука- это вышедший наружу мозг человека»....
«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие. Пальчиковый сухой бассейн для развития речи младших дошкольников.
Сухой бассейн из капсул от киндер-сюрпризов,которые обтянуты термоплёнкой для пасхальных яиц и наполнены крупами и бобовыми,игра направлена на освоение детьми сенсорных эталонов....
«Реализация проекта с использованием пальчиковых игр, способствующих развитию речи младших дошкольников»
Развивать речь детей через развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр....
«Изготовление и использование пальчикового театра для развития речи младших дошкольников в семье».
Выступление на ММО музыкальных руководителей (тема "Пальчиковый театр")....
Влияние пальчиковых игр на развитие речи младших дошкольников.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Ре...
Мастер - класс: "Роль нетрадиционных пальчиковых игр в развитии речи младших дошкольников"
Пальчиковые инры и упражнения, виды пальчиковых игр, модель использования пальчиковых игр....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания
Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...