МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ- ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Шарковская Ирина Владимировна

 Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_karty_proppa_redaktirovannaya.docx685.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад № 232»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ- ПРОППА

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Составитель: воспитатель Шарковская И.В.

г. Краснодар

2020 г.

Использование карт- Проппа для развития связной речи дошкольников.

Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

 Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. 

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы решили использовать карты Проппа.

Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками

Рассказ из опыта работы

С картами Проппа мы с детьми стали работать со средней группы.

На начало года старшей группы мы используем от 6-8 карт. Дети их хорошо знают и играют с ними. К концу старшей группы мы будем использовать порядка 15 карт. Свою работу с картами Проппа построила следующим образом

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения -сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), повествование и концовка сказки — возвращение слушателя в реальную действительность (и я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало

 Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. «Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т.д.

Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка). На втором этапе в процессе чтения просто выкладываю карту на стол.

Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.

-В дремучем ли лесу или на опушке, в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…Эта функция определяет сказочное пространство, где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.

В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.

-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты , Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.

Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.

Всего фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, который подробно изучал сказки народов мира, изучил тысячи историй, выделил 31карточную функцию. Не обязательно, что они будут представлены в одной сказке, может меняться их и последовательность.

В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».

Примеры работы по развитию связной речи

На материале сказок с использованием карт Проппа

Сказка «Маша и медведь».

-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.

Какую карту можно положить?

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок1.png

 Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок3.png

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок4.png

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий мед ведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.

-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок8.png

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок27.png

Когда дети хорошо запомнят сказку можно усложнить сказку, добавлять другие карточки

- Отлучка кого-либо из членов семьи.

Карты Проппа

Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.

Карты Проппа

Беда ликвидируется.

Карты Проппа

Медведь принес Машеньку домой.

Карты Проппа

Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть

Гуси-лебеди

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок1.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок3.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок4.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок8.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок5.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок6.png

C:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок10.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок12.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок13.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок22.pngC:\Users\Ocean\Desktop\КАРТЫ ПРОППА\Рисунок27.png

1.Жили-были-2.Запрет-3.нарушение запрета-4.Враг начинает действовать.

5.Герой покидает дом. 6.Появление друга-помощника. 7.Погоня.8.-Даритель испытывает героя.8.-герой выдерживает испытание.9.-Герой возвращается домой.!10-счастливый конец.

На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

 Четвертый этап -обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

Методические рекомендации по работе с картами Проппа

Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать три правила:

Правило 1.  Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…

Правило 2.  В сказку вводится враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.

Правило 3.  В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым.

С транс- картами Проппа можно очень весело и, что немаловажно, играть. Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять несвойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору

«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы? содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, придуманные детьми и отражающие каждую из функций, могут быть самыми несуразными (взятыми из разных сказок), главное, чтобы они соответствовали ее сути

«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»? 

Работая по данной теме, я пришла к выводу, что использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:

  • Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
  • Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
  • Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
  • Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
  • Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
  • Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.

Литература :

1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.

2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5

3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование серий картинок мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».     ...

Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»

В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный м...

Использование карт Проппа для развития связной речи детей с ОВЗ

Даннная тема представляет собой один из возможных альтернативных способов развития связной речи у детей с речевой патологией, имеюшими в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию, гиперактивность......

Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.

Цель: Создание условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. За...

Использование карт Проппа для развития связной речи

Использование карт Проппа для развития связной речи...

Проект по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».

laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....