МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ- ПРОППА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_karty_proppa_redaktirovannaya.docx | 685.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад № 232»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ- ПРОППА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Составитель: воспитатель Шарковская И.В.
г. Краснодар
2020 г.
Использование карт- Проппа для развития связной речи дошкольников.
Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, всё больше у телевизора или за компьютером, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.
Цель моей работы - развитие связной речи дошкольников через самый излюбленный детьми жанр фольклора «сказку». Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир.
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок мы решили использовать карты Проппа.
Изучая методическую литературу по развитию у детей связной речи, я заинтересовалась книгой Дж. Родари «Грамматика фантазии». В ней автор отметил методику фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок с использованием карт Проппа. Джанни Родари отмечал: «…что преимущество карт Проппа очевидно, каждая из них целый срез сказочного мира. Каждая из функций изобилует перекличками с собственным миром ребёнка. Каждая из представленных в сказке функций помогает малышу разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы
Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками
Рассказ из опыта работы
С картами Проппа мы с детьми стали работать со средней группы.
На начало года старшей группы мы используем от 6-8 карт. Дети их хорошо знают и играют с ними. К концу старшей группы мы будем использовать порядка 15 карт. Свою работу с картами Проппа построила следующим образом
На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения -сказкой; затем выявляем ее отличие от других жанров, фиксируя внимание детей на том, что в сказке всегда есть присказка, зачин (жили – были, в некотором царстве, в некотором государстве…), повествование и концовка сказки — возвращение слушателя в реальную действительность (и я там был, мед пиво пил по усам текло, а в рот не попало
Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей. «Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать»; «Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне – передом» и т.д.
Концовка как и присказка ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности. (Устроили пир на весь мир, я там был мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка). На втором этапе в процессе чтения просто выкладываю карту на стол.
Дети рассматривают ее, запоминают детали изображения и функцию, связанную с этой картой. Например, первая карта «жили-были», которая встречается в начале каждой сказки. Рассказывается, кто где жил. Настраивается на сказочное настроение.
-В дремучем ли лесу или на опушке, в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…Эта функция определяет сказочное пространство, где и с кем будет происходить действие волшебной сказки.
В большинстве сказок мы встретим сказочную функцию-запрет.
-Не пей из копытца, не отворяйте дверь, от подружек не отставай, а ты , Петя, в окошко не выглядывай. И как часто это происходит, герои все это проделывают, нарушая тем самым запрет.
Вот в сказке представлены три сказочные функции: -жили-были, запрет, нарушение запрета.
Всего фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп, который подробно изучал сказки народов мира, изучил тысячи историй, выделил 31карточную функцию. Не обязательно, что они будут представлены в одной сказке, может меняться их и последовательность.
В некоторых сказках их всего будет пять или шесть. например, сказка «Маша и медведь» или «Крошечка-Хаврошечка».
Примеры работы по развитию связной речи
На материале сказок с использованием карт Проппа
Сказка «Маша и медведь».
-Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Какую карту можно положить?
Собрались раз подружки в лес — по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!
Дедушка с бабушкой отвечают:
— Иди, только смотри от подружек не отставай — не то заблудишься.
Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.
Стала она аукаться, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.
Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.
Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. А в той избушке жил большущий мед ведь. Медведь на целый день уйдёт в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить.
-А если уйдёшь,-говорит,-всё равно поймаю и тогда уж съем!
Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!
Пришёл в деревню, нашёл дом, где де душка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.
Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Машенька сидит — живёхонька и здоровёхонька.
Когда дети хорошо запомнят сказку можно усложнить сказку, добавлять другие карточки
- Отлучка кого-либо из членов семьи.
Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.
Беда ликвидируется.
Медведь принес Машеньку домой.
Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть
Гуси-лебеди
1.Жили-были-2.Запрет-3.нарушение запрета-4.Враг начинает действовать.
5.Герой покидает дом. 6.Появление друга-помощника. 7.Погоня.8.-Даритель испытывает героя.8.-герой выдерживает испытание.9.-Герой возвращается домой.!10-счастливый конец.
На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.
Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:
- выставить карты по ходу сюжета
-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке
-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки
-определить отсутствие знакомой карты
-отделить лишнюю карту
Четвертый этап -обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.
Методические рекомендации по работе с картами Проппа
Чтобы наши сказки получались интересными нужно соблюдать три правила:
Правило 1. Сказка должна начинаться со слов: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
Правило 2. В сказку вводится враг – персонаж, которого надо победить. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.
Правило 3. В сказке всегда добро побеждает зло. Конец сказки всегда должен быть счастливым.
С транс- картами Проппа можно очень весело и, что немаловажно, играть. Такие игры развивают память, внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу и активизируют разговорную речь.
Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
Заветные слова. В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять несвойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
«Хороший-плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору
«Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы? содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет – нарушение запрета». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? Предложения, придуманные детьми и отражающие каждую из функций, могут быть самыми несуразными (взятыми из разных сказок), главное, чтобы они соответствовали ее сути
«Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»?
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что использование карт Проппа помогают решать следующие задачи:
- Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
- Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
- Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
- Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
- Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
- Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.
Литература :
1.Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.
2. Журнал « Воспитатель» 2007 г. № 5
3. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование серий картинок мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». ...
Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»
В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный м...
Использование карт Проппа для развития связной речи детей с ОВЗ
Даннная тема представляет собой один из возможных альтернативных способов развития связной речи у детей с речевой патологией, имеюшими в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию, гиперактивность......
Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель: Создание условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста. За...
Использование карт Проппа для развития связной речи
Использование карт Проппа для развития связной речи...
Проект по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».
laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....