Использование карт Проппа для развития связной речи детей с ОВЗ
консультация по развитию речи
Даннная тема представляет собой один из возможных альтернативных способов развития связной речи у детей с речевой патологией, имеюшими в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию, гиперактивность...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_proppa.pptx | 1.09 МБ |
opisanie_karty_proppa.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карты Проппа
Актуальность карт Проппа
Этапы работы с картами Проппа 1 этап: знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. 2 этап: проводятся подготовительные игры. 3 этап: происходит знакомство с обозначениями карт Проппа . 4 этап: детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . 5 этап: происходит сочинение собственной сказки.
Огуречик , огуречик ! Не ходи на тот конечик . Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.
« Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету» (К.Д. Ушинский)
Предварительный просмотр:
1 слайд: Использование карт Проппа для развития связной речи детей с ОВЗ
2 слайд:
Перед нами логопедами время от времени встаёт вопрос: как помочь детям с речевой патологией, имеющими в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию, гиперактивным детям, как их обучать?
Особенность ребят с ММД – слабенькое внимание, а, следовательно, и память. Дети, имеющие часто неплохой уровень интеллектуального развития, учатся в большинстве своём плохо. С этими что делать? Как компенсировать потери? Только делая упор на развитие мышления.
И здесь поможет пересказ. Потому что пересказать текст при плохой памяти можно только проанализировав его. Помогут нам карты Проппа...
С их помощью учатся дети не только пересказу, но и придумыванию сказочных сюжетов по образному плану.
3 слайд:
Владимир Яковлевич Пропп отечественный фольклорист, исследовавший русские сказки. Он выделил в их структуре некоторые элементы (функции) главного действующего лица, повторяющиеся постоянно.
Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.
Актуальность карт Проппа состоит в том, что:
• Ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений;
• Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее применять ее при сочинении сказок;
• Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление;
• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь;
• Карты Проппа оказывают бесценную помощь в сенсорном развитии детей, потому что их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. А главное, ребенок выступает не просто в роли пассивного слушателя, а считается энергетическим центром творческой деятельности.
Одна карта - это определённое событие сказки. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.
4 слайд:
Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа, практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов:
На первом этапе происходит знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения – сказкой. Объясняем общую структуру сказки:
• Присказка, зачин (приглашение в сказку); настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель – подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать.
• Повествование – насыщено событиями и так называемыми сказочными формулами;
• Концовка сказки как и «присказка» ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности (возвращение слушателя в реальную действительность).
На втором этапе проводятся «Подготовительные игры».
• «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
• «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
• «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре придумывается волшебная вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт и т.д.
На третьем этапе происходит знакомство с обозначениями карт Проппа (взрослый читает сказку и сопровождает ее выкладыванием карт). Для начала используется 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
На четвертом этапе детям предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе происходит сочинение собственной сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.
5 слайд:
Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем:
- Герой – огуречик.
- Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
- Вредитель – мышка.
- Вредительство – хвостик отгрызёт.
- Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.
Использование карт Проппа способствует развитию у детей дошкольного возраста одного из самых важных умений - умения ясно, понятно, красиво говорить. И самое главное, что это развитие осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – сказке.
6 слайд:
Хочется закончить своё выступление словами:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
он их усвоит на лету» (К.Д. Ушинский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).
Конспект занятия с использованием ЭОР по развитию связной речи детей среднего возраста с диагнозом ОНР. Пересказ рассказа «Еж» (по Е. Чарушину).Цель: Формирование навыков пересказа коротко...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей с ЗПР.
материал используется для развития мыслительных процессов и связной речи детей с ЗПР...
Серия сюжетных картинок по развитию связной речи детей
Серия сюжетных картинок " День рождения цыпленка"...
Серия сюжетных картинок по развитию связной речи детей " Как помочь птицам зимой"
Демонстрационный материал для детей старшего дошкольного возраста...
(статья) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
quot;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...
Развитие речевой активности дошкольников. Использования мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста
Цель: развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники. Задачи:1.Способствовать развитию связной речи.2.Расширять и обогащать словарный запас детей.3.Развивать у детей уме...