Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
материал
Цель: Создание условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для закрепления знаний о функциях карт;
- Познакомить педагогов со структурой работы с детьми в
рамках данной технологии;
3. Закрепить полученные знания на практике.
Результатом данного мастер-класса будет сформированность профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: Использование технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Цель: Создание условия для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создать условия для закрепления знаний о функциях карт;
- Познакомить педагогов со структурой работы с детьми в
рамках данной технологии;
3. Закрепить полученные знания на практике.
Результатом данного мастер-класса будет сформированность профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии «Карты Проппа» в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Ход мастер – класса
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна в педагогике давно, но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Данная методика позволяет:
- Развивать у детей внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь;
- Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении сказки, выбрать самостоятельно тему сказки, составлять интересный сюжет, выбирать и наделять героев различными свойствами;
- Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Карты Проппа. Что это такое?
Карты Проппа - это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Всего существует 31 функция, которые упразднили до 28 карт по Проппу.
Давайте вспомним сами карты и их значение.
- Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…
2. Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла; хочет лететь, а крыльев нет («Лягушка- путешественница»).
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антогонист). Убежала Маша с подружками… Выглянул петушок в окошко…
5. Герой покидает дом. Варианты: Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)
6. Появление друга- помощника. Доброму делу всегда кто-то помогает.
7. Способ достижения цели (или задача). Как герой достигает цель: вернуть братца, освободить красавицу…
8. Враг начинает действовать (или Вредительство). Появление врага. Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли. А лиса только этого и ждала…
9. Одержание победы. Разрушение злых чар, физическое уничтожение…
10. Преследование. Героев могут преследовать Змей Горыныч, гуси-лебеди и т.д.
11. Герой спасается от преследования. Прячется в печку, превращается в кого-то…
12. Даритель испытывает героя. Встреча с дарителем, появление персонажа, имеющее нечто волшебное…
13. Герой выдерживает испытание дарителя. Соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…
14. Получение волшебного средства (самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова, волшебную палочку, серебряные башмачки)
15. Отлучка дарителя (Баба-Яга отпускает с миром, волшебник исчезает и т.д.)
16. Герой вступает в битву с врагом (борьба) (бьются на мечах, устраивают состязание в скорости (кто быстрее прибежит ёж или заяц, кто дальше лошадь пронесёт), ловкости, хитрости или играют в карты, или похищение.
17. Враг оказывается поверженным. В сказках антагониста не только побеждают в бою, но он может проиграть в соревновании, а так же быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
18. Метят героя. Метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага.
19. Герою дают сложное задание. Достать перстень со дна моря, соткать ковер и т.д.
20. Герой выполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (погружение героя в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой.
23. Героя не узнают дома (из-за заклятия, изменившего внешность).
24. Появляется ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги.
25. Разоблачение ложного героя. Слуга слышит: Аленушка отвечает козленочку из пруда.
26. Узнавание героя. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя.
27. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
28. Мораль сей сказки. Какой вывод можно сделать из сложившейся истории.
Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. И последовательность их будет различной.
Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога.
Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов :
1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.
Объясняем общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).
2 этап. Проведение «подготовительных игр».
- «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
- «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.
- «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.
Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую работу с «картами Проппа».
1. Карта –Жили – были. В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.
2. Карта - Запрет. Собирается кот на охоту и говорит петушку: - Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.
3. Карта - Нарушение запрета. Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет.
4. Карта – Погоня (преследование). Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня». Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.
5. Карта – Счастливый конец. С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.
4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа». Рассмотрим процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка».
1. Карта –Жили – были. Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
2. Карта - Герой покидает дом. Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
3. Карта - Запрет. “Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".
4. Карта - Нарушение запрета. Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.
5. Карта - Враг начинает действовать. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
6. Карта - Появляется Ложный Герой. Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
7. Карта - Разоблачение Ложного Героя. Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
8. Карта - Появление друга - помощника. Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
9. Карта -Враг оказывается поверженным. Охотник вбежал в дом и убил волка.
10. Карта - Счастливый конец. Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
11. Карта - Мораль. А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
5 этап. Сочинение собственной сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.
Результатом использования данной технологии является:
1. Ребенок удерживает в памяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, благодаря чему, ребенок абстрагируется от конкретного поступка героя, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.
3. У детей развивается внимание, восприятие, фантазия, творческое воображение, волевые качества; обогащается эмоциональная сфера, активизируется связная речь, обогащается словарь; повышается поисковая активность.
При помощи карт мы можем легко проанализировать структуру сказки, разбив её на функции. Ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ. Вся работа проходит в игровой форме.
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 карт! Но для начала можно поиграть:
1. «Кто на свете всех злее (добрее)?». Каких злых (добрых) героев вы знаете?
Ответы педагогов.
Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
2. «Заветные слова» Давайте вспомним волшебные слова, которые встречаются в сказках.
Ответы педагогов.
Здесь попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры);
3. «Что в дороге пригодится?» Какие предметы – помощники вы знаете? Ответы педагогов. (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.).
Придумывание новых предметов-помощников;
4. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
5. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.).
Для того, чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, приглашаю к сотрудничеству педагогов, которым нужно объединиться в 2 подгруппы. Каждая подгруппа примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт.
Предложенные карты:
- Жили-были
- Запрет
- Нарушение запрета
- Погоня
- Счастливый конец
- Мораль
Для того, чтобы вам было легче создавать свой шедевр, я прошу ответить для себя на данные вопросы:
- Кто герой?
- Где живет герой?
- Что нельзя делать?
- Что произошло?
- Кто и как может навредить?
- Кто и как может помочь?
- Как справились с врагом?
- Чем закончилась сказка?
- Чему учит сказка?
А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег.
После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории, делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты предлагаемой методики развития речи, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.
Обратить внимание участников на то, что набор карт и тема были едины для всех, а сказки получились абсолютно разные. И, к тому же, во время повествования своего произведения участники, практически не заглядывают в конспекты, а опираются на выложенное перед собой «игровое поле».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста
В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной ре...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
« Использование интеллект – карт как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию федеральных государственных требований. В Федеральных государственных требованиях к структуре осно...
Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов и родителей...