«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».
статья по развитию речи (старшая группа)
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellekt-karta_po_razvitiyu_rechi.docx | 489.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КАРТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод интеллект – карт.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Существуют общие требования к составлению интеллект – карты:
- Главная идея обводится в центре страницы.
- Лист располагается горизонтально.
- Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
- Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
- Каждая мысль обводится.
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
- Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект – карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В речевом развитии мы применяем интеллект – карту в нескольких направлениях:
1 – направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 –направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Последовательность работы:
1 вариант:
Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и.т.п).
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект - карте при любом варианте составляют предложения.
3 –направление Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект - карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Для развития связной речи метод интеллект-карт можно использовать в разных вариантах, в зависимости от сложности работы с интеллект-картами и уровня развития детей.
1 вариант – дети воспроизводят рассказ по схеме интеллект-карты, составленной педагогом.
Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Задаются вопросы по тексту, дети с помощью интеллект-карты отвечают на вопросы полными предложениями. Повторное чтение рассказа. Пересказ.
2 вариант - дети с помощью педагога составляют интеллект-карту по заданному рассказу и пересказывают его.
Читается рассказ. Разбираются непонятные слова для детей. Берётся большой чистый лист, расположенный горизонтально и в центре обозначается заголовок текста в виде напечатанного слова или картинки. Затем рассказ разбирается по частям и моделируется с помощью графических изображений, схем, рисунков, картинок (подготовленных заранее). Рассказ моделируется полностью, и дети самостоятельно воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте.
3 вариант - дети самостоятельно составляют интеллект-карты по заданному рассказу с элементами сочинения, а затем пересказывают его.
Рекомендации (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте и у вас всё получится.
Использование в работе метода интеллект - карт позволило достичь положительной динамики в речевом развитии: пополнился словарный запас;
улучшилась лексико - грамматическая структура речи; дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект - карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект - карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников"
Использование интеллект-карт для развития речи старших дошкольников...
Презентация проекта «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и ...
Консультация для воспитателей «Интеллект-карта как средство развития связной речи дошкольников»
В современном детском саду на вооружении у педагога должно быть великое множество методов, приемов обучения детей. Это необходимо для лучшей результативности, вариативнсти и гибкости образовательного ...
«Карты Проппа как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;Карты Проппа как средство развития связной речи дошкольников»Воспитатель, учитель дефектолог : Поздеева Ю.А. Развитие связной речи детей является одним из напр...
Консультация для педагогов «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников».
Консультация для педагогов «Интеллект - карта как средство развития связной речи у дошкольников»....
Педагогический проект "Интеллект-карта, как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР"
Введение ФАОП и проблемы в развитии речи дошкольников подчеркивают необходимость поиска новых средств, а именно применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют достижен...
ПРОЕКТ по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».
laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....