Конспект по развитию речи "Осенняя пора-очей очарованье" в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Осенняя пора - очей очарованье!". На занятиии используются разнообразные методы и приемы для развития связной речи дошкольников, в том числе применяеся мнемотехника при рассматривании сюжетной картины "Поздняя осень".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №245»
Конспект открытого занятия по развитию речи
«Осенняя пора – очей очарованье»
(подготовительная группа)
Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад №245»
Захарова Лариса Сергеевна
Тема: «Осенняя пора – очей очарованье»
Цель: Создать условия для развития связной речи дошкольников, при помощи составления рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
- Обобщить представления о периодах осени, ее приметах и изменениях в природе поздней осенью; расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень».
- Совершенствовать навык рассматривания сюжетной картины при помощи опорной схемы.
- Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
- Тренировать в подборе родственных слов.
- Развивать речевую и познавательную активность детей, связную речь, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение, логическое мышление.
- Создавать положительный эмоциональный настрой.
- Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, самостоятельность, активность, культуру общения, умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
Предварительная работа.
- Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью.
- Рассматривание иллюстраций об осени.
- Беседы с детьми «Признаки осени», «Осенние приметы».
- Чтение стихотворений А. Фета «Ласточки пропали…», А. Плещеева «Осень», И Демьянова «Летят дождинки».
- Дидактические игры на тему «Осень»: «Один-много», «Назови, какая погода?», «Скажи наоборот», «Я начну, а ты закончи».
Оборудование:
Магнитная доска, репродукция картины « Поздняя осень» М.Г Пишванова, опорная схема для составления рассказа по картине, 2 картинки осеннего дерева, осенние листья.
Методы и приемы: Беседа, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей, игровые упражнения, наглядность.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Воспитатель читает стихотворение Н Антонова:
Желтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
Воспитатель: Ребята, что ответил папа?
(Это осень, друг.) Н. Антонова
- Ребята, вы наверняка догадались, о чем мы сегодня будем разговаривать? (об осени, признаках осени, как готовятся люди и животные осенью к зиме).
II. Основная часть
1. Отгадайте загадки.
- Вы правильно определили, о чем мы будем с вами беседовать. А есть ли среди вас те, кто знает загадки про осень или осенние явления?
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат –
это значит… (Листопад)
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит.
И сам он в речке не утонет
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький… (Листок)
2. Дидактическая игра «Подбери слово»
- От какого слова получились слова «листопад», «листок»? (лист)
- Какие еще родственные слова вы знаете для этого слова? (листья, листва, листочек, листопадник, лиственный, остролистый, тысячелистник, пятилистник, листать, отлистать, перелистывать, широколиственный, узколистый, крупнолистый, безлистый)
3. Дидактическая игра «Опиши месяц»
- В какое время года бывает листопад?
- Сколько месяцев длится осень? Какие это месяцы? Что вы знаете об особенностях каждого месяца?
Дети. Сентябрь – это ранняя осень, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев. Рябинник.
Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень». Листопадник.
Ноябрь – это поздняя осень, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме. Предзимник. Ноябрь называют чернотропником.
4. Дидактическая игра «Приметы осени» (в движении)
На магнитной доске 2 картинки с изображением осеннего дерева без листьев.
- Ребята, посмотрите на доску, Вы видите 2 дерева, а все листья с них опали и лежат на земле. Я предлагаю вам нарядить листочками их и перед наступлением зимы еще раз ими полюбоваться. Но это будут необычные деревья, так как листики перемешались на земле.
- Для этого мы разделимся на 2 команды и та команда, которая назовет больше примет осени, сможет лучше нарядить свое дерево, и значит - выиграет.
- Осень какая?
(золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)
- Лес осенью какой?
(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)
- Листья осенью какие?
(разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желтокрасные, желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые )
5. Физкультминутка .
Осенняя игра с движениями под музыку «По лесным дорожкам»
6. Рассматривание картины М.Г. Пишванова «Поздняя осень».
- Ребята, посмотрите на картину.
- Как вы думаете, какой осенний месяц здесь изображен? Как вы это поняли? (Ноябрь)
7. Зрительная гимнастика.
- Перед тем как мы начнем с вами рассматривать детали картины, давайте подготовим наши глазки. Зажмуриться, посмотреть в даль, посмотреть на кончик носа, быстро поморгать глазами.
8. Игра «Внимательные глазки»
- Представьте, что вы «Следопыты» и у вас в руках подзорная труба или бинокль. И теперь вам нужно рассказать, что вы видите на картине, начиная со слов «Я вижу…» (необходимо назвать как можно больше объектов).
Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажите, что вы почувствовали. (холодно, слышу ветер, шелест листьев, идет дождь, на лицо попали капли дождя и т.п)
- Какое время года изображено на картине? Какая погода? Что вы можете сказать про деревья и землю? Кого мы видим на картине? Как еще можно назвать их? Давайте придумаем детям имена. Как одеты дети? Куда пришли дети? Что делают дети?
-Какое у детей настроение? Как вы думаете, а почему у них грустные лица? (наступают холода, многие птицы улетели на юг, а тем, которые остались будет зимой очень тяжело выжить; небо затянуто тучами и вот-вот пойдет дождь и дети переживают, что не успеют повесить кормушки для птиц)
- Как бы вы назвали картину?
- Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. Для того чтобы рассказ получился интересным нам поможет схема. (2-3 ребенка)
- Молодцы, вы постарались и придумали разные истории по картине.
9. Дидактическая игра «Чего не бывает осенью»
- Ребята, я предлагаю определить, чего же не бывает осенью. Я буду произносить фразу, а вы должны будете определить относиться ли она к осени или нет. Если относится, то вы должны присесть, если не относится, то - подпрыгнуть.
- Дети загорают, купаются.
- Под ногами шуршат листья.
- Набухают почки, распускаются листья.
- Птицы собираются в стаи и улетают на юг,
- Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
- Дети ходят в резиновых сапогах по лужам,
- Медведь спит в берлоге,
- Дети строят кормушки для птиц,
- Деревья сбрасывают листву,
- Дни короткие, темнеет рано,
- Первый звонок в школе.
- Дети катаются на санках, коньках.
- Дикие животные запасают корм.
III. Заключительная часть.
Под медленную музыку дети садятся на стульчики и отвечают на вопросы воспитателя.
- О чем мы сегодня беседовали на занятии?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Кому было сложно составлять рассказ по картине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ по развитию речи Тема: « Путешествие капельки» ( подготовительная группа)
Тема: Пересказ сказки « Как капелька стала снежинкой» Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полнл, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представле...
Конспект по развитию лексико- грамматических речи детей подготовительной группы «Культура и традиции русского народа»
Цель: развитие лексико- грамматических речи детей и связной речи.Задачи:-активизировать знания о культуре и традициях русого народа;-словообразование сложных слов-закрепить умения в образовании родств...
Конспект по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вулканы»
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в...
Конспект по развитию речи по теме «Урожай». Подготовительная группа.
Цель: уточнить и обобщить знания детей об овощахЗадачи:- уточнять, обобщать и систематизировать представления детей об овощах, их отличительных особенностях;- уточнять и активизировать словарный запас...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию: «Унылая пора! Очей Очарованье!..» Подготовительная группа.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по позновательному развитию: " Унылая пора! Очей очарованье!.."...
Конспект познавательного развития на тему «Насекомые» для подготовительной группы (6- 7 лет)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23320000","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе
Задачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.4. Закреплять умение определять место звука в слове.5. Уп...