КОНСПЕКТ по развитию речи Тема: « Путешествие капельки» ( подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Тема: Пересказ сказки « Как капелька стала снежинкой»
Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полнл, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представления. Совершенствовать строй речи и речевой слух, память и мышление, конструктивные навыки.
Развивающие задачи: Совершенствовать навыки пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.
Оборудование : Мольберт, магнитная доска, сказка « Как капелька стала снежинкой», музыкальный центр, увлажнитель воздуха, тарелка , тонкая бумага белого или голубого цвета, клестер, салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание снежинок на прогулке. Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности. Разучивание подвижной игры « Снежинка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki.odt | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
по развитию речи
Тема: « Путешествие капельки»
( подготовительная группа)
Воспитатель : Белова Ольга Евгеньевна
Тема: Пересказ сказки « Как капелька стала снежинкой»
Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полнл, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представления. Совершенствовать строй речи и речевой слух, память и мышление, конструктивные навыки.
Развивающие задачи: Совершенствовать навыки пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.
Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.
Оборудование : Мольберт, магнитная доска, сказка « Как капелька стала снежинкой», музыкальный центр, увлажнитель воздуха, тарелка , тонкая бумага белого или голубого цвета, клестер, салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание снежинок на прогулке. Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности. Разучивание подвижной игры « Снежинка».
Ход занятия
1 Организационный момент:
Опыт « Откуда берется дождь». Уточнение естественнонаучных представлений. Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания сказки.
7Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр экспериментирования.
Педагог: Мы с вами уже много говорили о круговороте воды в природе, поводили опыты. Сегодня хочу предложить вам провести еще одно мероприятие.
( Педагог подходит к увлажнителю вохдуха и включает его) фото № 1
Что сейчас происходит с водой?
Дети: ( Внимательно рассматриваю увлажнитель воздуха) вода булькает и поднимается паром на верх.
Педагог: Почему появляется пар?
Дети: Пар появится, потому что вода начинает испарятся.
Педагог: Теперь я возьму тарелку и подержу ее над паром.
( Держит тарелку над паром) фото № 2
Что происходит?
Дети: Пар оседает на тарелку. Тарелка запотела. На тарелке появились капельки. Они стали капать с тарелки обратно в увлажнитель воздуха. Фото№3
Педагог: Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небо в облака, а затем в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода попадает на поверхность Земли.
Мы провели этот опыт сегодня не случайно. Он напрямую связан со сказкой, которую вы сейчас услышите.
2 Прослушивание сказки с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ.
Развитие речевого слуха. Восприятие чувства языка.
Педагог предлагает детям сесть удобно и включает запись сказки, иллюстрируя ее с помощью картинок на мольберте.
Сказка « Как капелька стала снежинкой»
Капелька лежала на листке лотоса, который тихо покачивался на волнах большой реки. Река называлась Нил и протекала в далекой Африке. Рис.1
Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и жарко. Капелька подставляло ему то один бочок, то другой. Она и не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и на конец капелька почувствовала, что начинает испарятся. Она поднялась над листом лотоса и превратилось в крошечное , почти невидимое облачко. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо было видно огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс. Рис.2,3.
К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем. Рис.4.
Много приключений ждало впереди нашу капельку. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилось белым облаком или грозовой тучей. Рис.5,6,7.
Но однажды проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе не капелька и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город. Рис. 8.
« Интересно,- подумала капелька.- Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каир, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая рек , огромный город и даже два сфинкса».
Ей еще предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге. Рис.9.
3 Беседа по сказке.
Развитие диалогической речи, памяти. Уточнение и расширение словаря глаголов.
Педагог: Где начинается действие сказки?
Дети: Действие сказки начинается в Африке, на реке Нил.
Педагог: Опишите раннее утро в Африке, на реке Нил. Что делала в это время капелька?
Дети: Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Капелька лежала на листке лотоса, который тихо покачивался на волнах. Капелька подставляла ему то один бочок, то другой.
Педагог: Чего не знала капелька? И что с ней произошло?
Дети: Капелька не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и на конец капелька почувствовала. Что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилось в крошечное, почти невидимое облачко.
Педагог: Что произошло дальше с капелькой-облачком?
Дети: Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо было видны огромный город Каир, раскинувшиеся по берегам реки древние пирамиды и загадочный сфинкс.
Педагог: Кого встретила вечером капелька-облачко ? Что они стали делать?
Дети: К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.
Педагог: Какие приключения ждали капельку в путешествии?
Дети: Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.
Педагог: Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?
Дети: Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.
Педагог: Что подумала капелька-снежинка?
Дети: « Интересно, -подумала капелька .- Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса».
Педагог: Что предстояло узнать капельке-снежинке?
Дети: Она оказалась на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге.
Педагог: Понравилась ли вам сказка про путешествие капельки?
Дети: Да.
Педагог: Почему?
Ответы детей.
4 Пальчиковая гимнастика « Снежинки»
Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.
Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.
Но где же снежинки? В ладошке вода?
На первый вопрос сжать кулак, на второй-разжать.
Куда же исчезли снежинки? Куда?
На первый вопрос сжать кулак, на второй -разжатьэ
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
Как видно, ладошки мои горячи.
Мягкие потряхивания расслабленными ладонями.
5 Рассказывание сказки педагогом с нацеливанием на следующей рассказ .
Развитие речевого слуха.
6 Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми.
Педагог предоставляет детям несколько минут для подготовки к пересказу.
Педагог: Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будите пересказывать сказку, глядя на картинки.
Педагог помещает на мольберте перед детьми мнемотехническую таблицу. Фото № 4.
7 Пересказ сказки с детьми по частям.
Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.
Педагог обязательно предупреждает детей, что говорить они должны правильно и красиво. Дети рассказывают сказку по частям с опорой на картинки.
8 Изготовление поделки « Снежинки» в технике оригами.
Развитие конструктивных навыков.
Педагог: Перед вами лежит лист бумаги, возьмите простой карандаш и поставьте точку в центре листа ( ориентировка на листе бумаги). Фото № 5
Какой геометрической формы , какого цвета у вас и сколько предметов у вас лежит на столе? Фото№ 6 .
Дети: Шесть квадратов синего цвета.
Педагог: Сложите квадраты « конфетками»
Дети выполняют задание.
Педагог: Теперь приклейте две «конфетки» К центру, одна деталь справа, другая слева. Их углы должны встретиться в центре круга. Фото № 7.
Дети выполняют задание.
Педагог: Вот как много чудесных снежинок! Молодцы! Похлопайте себе.
9 Окончание задания.
Оценка работы детей.
По предложению педагога дети рассказывают о том, чему они научились на занятии. Что нового узнали. Педагог оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи. Тема: «Путешествие в лес». (Дикие животные).
Программные задачи: активизировать и закрепить словарь на материале лексической темы «Дикие животные»; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных; совершенствовать ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Острова Сообразилии» Подготовительная группа
Формировать интерес детей к художественной литературе....
Конспект ОД по развитию речи . Тема «Казачьи посиделки». Подготовительная группа.
Цель:- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, ико...
Конспект ОД по развитию речи . Тема «Казачьи посиделки». Подготовительная группа.
Конспект ОД по развитию речи . Тема «Казачьи посиделки».Подготовительная группа. Цель:- Приобщать дошкольников к культуре донского края; ...
Конспект занятия по развитию речи тема: "Книжный мир" подготовительная группа
Цель: Воспитывать положительное, бережное отношение к книге, интерес к книге.Задачи: Закреплять и расширять знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.Упражнять орие...
Конспект НОД по теме: «Путешествие капельки» (подготовительная группа)
Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Конспект по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку»
Способствовать обогащению активного словаря; стимуляция позитивных установок к различным видам творчества...