КОНСПЕКТ по развитию речи Тема: « Путешествие капельки» ( подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Белова Ольга Евгеньевна

Тема: Пересказ сказки « Как капелька стала снежинкой»

 

Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полнл, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представления. Совершенствовать строй речи и речевой слух, память и мышление, конструктивные навыки.

 

Развивающие задачи: Совершенствовать навыки пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

 

Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

 

Оборудование : Мольберт, магнитная доска, сказка « Как капелька стала снежинкой», музыкальный центр, увлажнитель воздуха, тарелка , тонкая бумага белого или голубого цвета, клестер, салфетки.

 

Предварительная работа: Рассматривание снежинок на прогулке. Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности. Разучивание подвижной игры « Снежинка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.odt15.29 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

по развитию речи

Тема: « Путешествие капельки»

( подготовительная группа)

Воспитатель : Белова Ольга Евгеньевна

Тема: Пересказ сказки « Как капелька стала снежинкой»

Образовательные задачи: Учить детей передавать содержание текста полнл, последовательно, выразительно. Уточнить естественнонаучные представления. Совершенствовать строй речи и речевой слух, память и мышление, конструктивные навыки.

Развивающие задачи: Совершенствовать навыки пересказа, развивать монологическую речь, зрительное восприятие и речевой слух, память и мышление.

Воспитательные задачи: Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе.

Оборудование : Мольберт, магнитная доска, сказка « Как капелька стала снежинкой», музыкальный центр, увлажнитель воздуха, тарелка , тонкая бумага белого или голубого цвета, клестер, салфетки.

Предварительная работа: Рассматривание снежинок на прогулке. Проведение опытов со снегом и льдом в совместной деятельности. Разучивание подвижной игры « Снежинка».

Ход занятия

       1 Организационный момент:

Опыт « Откуда берется дождь». Уточнение естественнонаучных представлений. Создание эмоционального положительного фона занятия. Подготовка детей к восприятию содержания сказки.

7Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр экспериментирования.

Педагог: Мы с вами уже много говорили о круговороте воды в природе, поводили опыты. Сегодня хочу предложить вам провести еще одно мероприятие.

( Педагог подходит к увлажнителю вохдуха и включает его) фото № 1

Что сейчас происходит с водой?

Дети: ( Внимательно рассматриваю увлажнитель воздуха) вода булькает и поднимается паром на верх.

Педагог: Почему появляется пар?

Дети: Пар появится, потому что вода начинает испарятся.

Педагог: Теперь я возьму тарелку и подержу ее над паром.

( Держит тарелку над паром) фото № 2

Что происходит?

Дети: Пар оседает на тарелку. Тарелка запотела. На тарелке появились капельки. Они стали капать с тарелки обратно в увлажнитель воздуха. Фото№3

Педагог: Точно так же происходит и круговорот воды в природе. Под воздействием солнца вода испаряется с поверхности Земли, пары поднимаются в воздух и собираются высоко в небо в облака, а затем в тучи. Потом из туч выпадают осадки: дождь, снег, град. И вода попадает на поверхность Земли.

Мы провели этот опыт сегодня не случайно. Он напрямую связан со сказкой, которую вы сейчас услышите.

2 Прослушивание сказки с иллюстрированием на мольберте без нацеливания на пересказ.

Развитие речевого слуха. Восприятие чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и включает запись сказки, иллюстрируя ее с помощью картинок на мольберте.

Сказка « Как капелька стала снежинкой»

Капелька лежала на листке лотоса, который тихо покачивался на волнах большой реки. Река называлась Нил и протекала в далекой Африке. Рис.1

Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и жарко. Капелька подставляло ему то один бочок, то другой. Она и не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и на конец капелька почувствовала, что начинает испарятся. Она поднялась над листом лотоса и превратилось в крошечное , почти невидимое облачко. Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо было видно огромный город Каир, раскинувшийся по берегам реки, древние пирамиды и загадочный сфинкс. Рис.2,3.

К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем. Рис.4.

Много приключений ждало впереди нашу капельку. Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилось белым облаком или грозовой тучей. Рис.5,6,7.

Но однажды проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была уже вовсе не капелька и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город. Рис. 8.

« Интересно,- подумала капелька.- Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каир, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая рек , огромный город и даже два сфинкса».

Ей еще предстояло узнать, что оказалась она на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге. Рис.9.

3 Беседа по сказке.

Развитие диалогической речи, памяти. Уточнение и расширение словаря глаголов.

Педагог: Где начинается действие сказки?

Дети: Действие сказки начинается в Африке, на реке Нил.

Педагог: Опишите раннее утро в Африке, на реке Нил. Что делала в это время капелька?

Дети: Было раннее утро. Ласковое солнышко пригревало нежно и нежарко. Капелька лежала на листке лотоса, который тихо покачивался на волнах. Капелька подставляла ему то один бочок, то другой.

Педагог: Чего не знала капелька? И что с ней произошло?

Дети: Капелька не знала, какое оно коварное, это африканское солнышко. Оно припекало все сильнее и сильнее, и на конец капелька почувствовала. Что начинает испаряться. Она поднялась над листком лотоса и превратилось в крошечное, почти невидимое облачко.

Педагог: Что произошло дальше с капелькой-облачком?

Дети: Капелька-облачко поднялась над рекой и медленно поплыла в горячем воздухе. Ей хорошо было видны огромный город Каир, раскинувшиеся по берегам реки древние пирамиды и загадочный сфинкс.

Педагог: Кого встретила вечером капелька-облачко ? Что они стали делать?

Дети: К вечеру капелька-облачко встретила много других таких же капелек-облачков. Они стали собираться вместе, превратились в легкие белые облака и полетели над бескрайним синим морем.

Педагог: Какие приключения ждали капельку в путешествии?

Дети: Она проливалась на землю теплым дождем, летела в бурном потоке горной реки, снова поднималась в небо, становилась белым облаком или грозовой тучей.

Педагог: Какое необыкновенное приключение произошло с капелькой однажды?

Дети: Капелька проснулась, посмотрела на себя и ахнула. Она была вовсе не капелькой и даже не облачком. Она превратилась в кружевную белоснежную снежинку. Но самое главное заключалось в том, что лежала снежинка на огромной лапе загадочного сфинкса. У ног сфинкса раскинулась большая река. По берегам реки поднимался величественный город.

Педагог: Что подумала капелька-снежинка?

Дети: « Интересно, -подумала капелька .- Я отправилась в путешествие от большой реки Нил в Африке, из города Каира, где стоит загадочный сфинкс. А где же я оказалась? Здесь тоже большая река, огромный город и даже два сфинкса».

Педагог: Что предстояло узнать капельке-снежинке?

Дети: Она оказалась на берегу полноводной Невы в самом прекрасном на свете городе Санкт-Петербурге.

Педагог: Понравилась ли вам сказка про путешествие капельки?

Дети: Да.

Педагог: Почему?

Ответы детей.

4 Пальчиковая гимнастика « Снежинки»

Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? В ладошке вода?

На первый вопрос сжать кулак, на второй-разжать.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

На первый вопрос сжать кулак, на второй -разжатьэ

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи.

Мягкие потряхивания расслабленными ладонями.

5 Рассказывание сказки педагогом с нацеливанием на следующей рассказ .

Развитие речевого слуха.

6 Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми.

Педагог предоставляет детям несколько минут для подготовки к пересказу.

Педагог: Сейчас вы подумаете одну минуту, подготовитесь и будите пересказывать сказку, глядя на картинки.

Педагог помещает на мольберте перед детьми мнемотехническую таблицу. Фото № 4.

7 Пересказ сказки с детьми по частям.

Развитие связной речи, творческих способностей, просодики, мимики, пантомимики.

Педагог обязательно предупреждает детей, что говорить они должны правильно и красиво. Дети рассказывают сказку по частям с опорой на картинки.

8 Изготовление поделки « Снежинки» в технике оригами.

Развитие конструктивных навыков.

Педагог: Перед вами лежит лист бумаги, возьмите простой карандаш и поставьте точку в центре листа ( ориентировка на листе бумаги). Фото № 5

Какой геометрической формы , какого цвета у вас и сколько предметов у вас лежит на столе? Фото№ 6 .

Дети: Шесть квадратов синего цвета.

Педагог: Сложите квадраты « конфетками»

Дети выполняют задание.

Педагог: Теперь приклейте две «конфетки» К центру, одна деталь справа, другая слева. Их углы должны встретиться в центре круга. Фото № 7.

Дети выполняют задание.

Педагог: Вот как много чудесных снежинок! Молодцы! Похлопайте себе.

9 Окончание задания.

Оценка работы детей.

По предложению педагога дети рассказывают о том, чему они научились на занятии. Что нового узнали. Педагог оценивает работу каждого ребенка.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи. Тема: «Путешествие в лес». (Дикие животные).

Программные задачи: активизировать и закрепить словарь на материале лексической темы «Дикие животные»; продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных; совершенствовать ...

Конспект ОД по развитию речи . Тема «Казачьи посиделки». Подготовительная группа.

Цель:- Приобщать дошкольников к культуре донского края; расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом; знакомить детей с понятиями и словами, связанными с предметами быта : ухват, ико...

Конспект ОД по развитию речи . Тема «Казачьи посиделки». Подготовительная группа.

Конспект ОД  по  развитию  речи  . Тема  «Казачьи  посиделки».Подготовительная группа. Цель:- Приобщать дошкольников к культуре донского края; ...

Конспект занятия по развитию речи тема: "Книжный мир" подготовительная группа

Цель: Воспитывать положительное, бережное отношение к книге, интерес к книге.Задачи: Закреплять и расширять  знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений.Упражнять орие...

Конспект НОД по теме: «Путешествие капельки» (подготовительная группа)

Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....

Конспект по развитию речи Тема: «Путешествие в сказку»

Способствовать  обогащению активного словаря; стимуляция позитивных установок к различным видам творчества...