Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи

Рощина Наталья Валерьевна

Задачи:
1. Обогащать и активизировать речь детей.
2. Закрепить знания об осени.
3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
4. Закреплять умение определять место звука в слове.
5. Упражнять в определении количества слов в предложении и составлении схемы данного предложения.
6. Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, способствовать проявлению положительных эмоций. 

7.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi-5.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  по развитию речи:

«Загадки осени» в подготовительной группе

Задачи:
1. Обогащать и активизировать речь детей.
2. Закрепить знания об осени.
3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
4. Закреплять умение определять место звука в слове.
5. Упражнять в определении количества слов в предложении и составлении схемы данного предложения.
6. Закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением, способствовать проявлению положительных эмоций. 

7.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Организационный момент                

 Воспитатель – Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам теплые лучики солнца. Солнышко

мне эти лучики дало, но их всего два (показывает руки), а это мало. Ребята, что нужно

сделать, чтобы лучиков стало больше? (дети поднимают свои руки), подарим свои теплые лучи всем тем, кто находится рядом с нами. У нас сегодня необычное утро, к нам пришли гости.

Мотивация к деятельности        

Аудиозапись ( шум ветра) Влетает посылка с письмом 

На письме написана загадка. Чтобы узнать, кто прислал письмо, вы должны отгадать эту загадку. 

Загадка: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень)

«Здравствуйте ребята! Вы правильно разгадали загадку, это я прислала вам посылку. Но вы не сможете её открыть, пока не выполните все мои задания. Конверт с заданиями найдете с обратной стороны посылки. Осень»

Воспитатель:

Что же нам делать ребята?

Дети: Нужно выполнить задания Осени. 

Давайте вспомним, что же такое осень?

(время года)

-После, какого времени года она наступает?

-Какой месяц начинает осень?

-Какой второй месяц, третий?

Какие приметы осени вы знаете?

(Постепенно  становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной  стала  почва, пожелтели, покраснели листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц).

Воспитатель: Осень бывает разная, говорят даже, что на самом деле есть две осени. Одна - осень радостная, яркая, богатая урожаем, её ещё называют «Золотой», а друга я - грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, ночными заморозками, первым снегом. Этот период года зовут в России поздней осенью. 

Воспитатель

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!.....

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Воспитатель:

Ну, тогда давайте начинать.

1 задание. 

1.ИГРА «Какой бывает осень» (игра с мячом) 

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

 Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

 (Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)

Когда дождь – дождливая

Холодно - холодная

Пасмурно- пасмурная

Сыро – сырая

Солнечно-солнечная

Ясно – ясная

Хмуро – хмурая.

Ветер - ветреная

Воспитатель: Молодцы ребята.

 

 (дыхательная гимнастика)

Воспитатель:

Как дует лёгкий ветерок у-у-у

Как шумят деревья в лесу ш-ш-ш

Как дует сильный ветер У-У-У

Ах, какой сильный ветер в лесу, сорвал  все листочки с деревьев, теперь не узнать с какого дерева они упали.

 2 задание

- Ребята, давайте мы пройдем на осеннюю полянку и поиграем в игру.

Игра «С какого дерева листок»              

Собирают и называют с какого дерева листок:

Кленовый – с клёна

Берёзовый – с берёзы

Дубовый – с дуба

Рябиновый – с рябины

Осиновый – с осины

Калиновый- с калины

Тополиный- с тополя

Липовый- с липы

Воспитатель: Молодцы, все справились.

Физминутка «Осенние листочки» 

Мы, листики осенние,

На ветках мы сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.

3 задание  «Определи место звука в слове».
Воспитатель:
 Ребята, справитесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда пройдите на свои места. Там для вас приготовлены таблицы. Я буду называть слова, а вам нужно определить, где находится звук [К], в начале слова, в середине или в конце.
И так, внимание!
- Капуста,
- баКлажан,
- чесноК .
А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились!
Ребята, а кто помнит, какие бывают звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие звуки называются гласными?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте их назовем.
Ответы детей.
Воспитатель: А какие звуки называются согласными?

Подвижная игра «Вершки и корешки»

воспитатель показывает овощ или фрукт (муляжи), дети называют его и показы-

вают движениями, где он произрастает, если на земле —тянут руки вверх, если под землёй —приседают. 

4 задание

«Предложение»
Ребята, а вы знаете, что такое предложение?
-Это несколько слов, связанные друг  с другом
Воспитатель: Ребята, проходите за столы. На тарелочках для вас приготовлены полоски для составления схем предложений. Давайте вспомним, как пишется первое слово в предложении?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы уже сказали, предложение состоит из слов. Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача сосчитать, сколько в нем слов, и составить схему.
- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.
- Грустно.
Осень: Какие вы молодцы, и это задание блестяще выполнили

Воспитатель:  у нас осталось последнее задание.

5 задание

«Музыкальное испытание».
А знаете ли вы песни об осени?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте исполним для Осени

 Воспитатель:

Вот мы выполнили все задания. Как вы думаете, мы справились.

Дети:

Да справились

Воспитатель:

А почему вы так считаете?

Дети:Потому что мы правильно выполнили все задания Осени. 

 Рефлексия: Ребята, о чём мы говорили?

 Дети.  Говорили об осени, о приметах.

Воспитатель: Давайте посмотрим, сможем ли мы открыть посылку.

(открывает посылку вместе с детьми, внутри яблоки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированное занятие по развитию речи (познавательно-речевое) в подготовительной группе по теме "Путешествие по осеннему лесу"

Дети развивают правильность грамматического строя речи, расширяют словарный запас. Учатся придумывать полные предложения по картинкам. Закрепляют навыки счета в пределах 6. Беседуют о погоде....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Прощай, Осень!" в подготовительной группе

Конспект я составила и провела на Районном метолдическом объединении по развитию речию....

Конспект НОД по развитию речи "Царство осени" для подготовительной группы

Конспект НОД по развитию речи " Царство  осени" для детей подготовительной группыЗадачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слухово...

НОД по развитию речи "Загадки осени"

Закрепить знания об осени...

Конспект НОД по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе

Конспект НОД по развитию речи «Дары осени» в подготовительной группе...

Конспект по развитию речи «Загадки осени»

Цель: Закрепить и обобщить знания об осени, развивать фразовую речь.Задачи:- Активизировать словарь по теме «осень», продолжать работу по развитии четкой артикуля...

Конспект по развитию речи: «Загадки осени» в подготовительной группе

Задачи:1. Обогащать и активизировать речь детей.2. Закрепить знания об осени.3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.4. Закреплять умение определять место звука в слове.5. Уп...