Конспект познавательного развития на тему «Насекомые» для подготовительной группы (6- 7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по обучению грамоте на тему
«Согласные звуки»
для подготовительной группы (6- 7 лет)
Выполнил:
Даулеткалиева А.Ж
.
Вид, тип НОД:
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятия: гласный, согласный звук, твердый, мягкий, глухой и звонкий.
Развивающие:
- Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление,
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения работать в коллективе.
ИОО: развитие речи, социально- коммуникативное, познавательное развитие.
Интеграция детских видов деятельности: игровая, развитие речи, социально- коммуникативное, познавательное развитие.
Форма организации проведения: фронтальная.
Оборудование: карточки с картинками предметов, карточки с согласными звуками, альбомные листы, цветные карандаши, карточки синего и зеленого цвета из картона, колокольчики.
Ход НОД
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Ответь пожалуйста на мои вопросы.
- Вспомните, как зовут жителей города? (звуки).
- Какие бывают звуки? (звуки природы, предметов, музыки и звуки речи).
- На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
- Сколько гласных звуков? (гласных звуков 6)
- Как произносятся гласные звуки? (их можно петь)
- Назовите гласные звуки.
- Придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук. (ответы детей)
Молодцы, ребята.
Основная часть.
Воспитатель: Как вы думаете, что изображено на доске? (на доске размещены согласные звуки) (дети выдвигают свои версии)
А имеются ли согласные звуки.
Согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).
Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей).
Это значит, что звуков два: и, твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите. (воспитатель показывает звуки на доске).
Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.
Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки) - [ж][ш][ц].
А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’] [щ’] [й’].
Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий. Это запятая называется апостроф.
Игра «Назови согласный звук в начале и в конце слова»
Предметные картинки (дом, мёд - согласный звук в начале слова; аист, рысь – согласный звук в конце слова). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.
Воспитатель: У меня в руках картинка.
- Что изображено на картинке?
- Сколько звуков в слове?
- Какой согласный звук слышим в начале слова, в конце слова?
(нужный квадрат закрывается зеленой или синей карточкой.)
Воспитатель: Следующая игра называется
«Угадай, каких звуков больше».
Я буду читать стихи, а вы, ребята, внимательно слушайте и постарайтесь сказать, какой из звуков встречается чаще и в каких словах.
А-а-а, — заплакала Аленка.
На-а-а, — сказала ей сестренка.
Алый цветик подняла
И Аленушке дала. (чаще встречается звук [а], он гласный)
Дождик, дождик, не дожди,
Дождик, дождик, подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому. (чаще других встречается звук [д] и[д’], он согласный твердый и мягкий)
В тишине лесной глуши,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот к шороху спешит,
Шёпот по лесу шуршит. (чаще других встречается звук [ш], он согласный твердый)
Воспитатель: Согласные звуки, ребята, бывают не только твердыми и мягкими, но они еще бывают звонкими и глухими. Чтобы определить какой звук глухой или звонкий, нужно положить ладошку на горлышко и произнести звук. Если горлышко дребезжит, как звоночек (показать колокольчик), тогда звук звонкий, а если горлышко спокойное, не дребезжит, значит, звук глухой. Давайте поиграем в игру
«Угадай, какой звук».
Я называю согласный звук, а вы определяете, какой он: звонкий или глухой. Если звук звонкий, то вы показываете колокольчик, а если глухой, то тогда просто тихо сидите. (воспитатель называет звуки, дети тренируются в определении звонкости и глухости согласных звуков.)
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, давайте жителям города «Звукоград» покажем, как мы умеем весело играть и научим их одной нашей игре. Выходите на ковер.
Игра «Зоопарк».
(девочки загадывают животных, а мальчики их изображают и наоборот)
Игра " Слышишь ли ты звук? "
Игра проводится на местах. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает картинку, на которой изображен МАК. Дети громко произносят: МАК.
Слова МАК и РАК неоднократно произносятся отдельными детьми и одновременно всеми. Воспитатель предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное? Логопед сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р. Аналогично проводится упражнение со словами КИТ - КОТ.
Игра " Какое слово задумала? "
Воспитатель показывает картинку с изображением ромашки и говорит: Это...омашка. Дети улыбаются и поправляют: Ромашка. Он соглашается: я же и говорю: ...омашка. Дети в ответ начинают произносить слово с нарочитым усилением звука Р: ррромашка. Но почему же у меня не так получается, может я-что- то пропускаю? - Да. Вы пропускаете звук Р.
Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Пиши-Читая. "Посылаю вам листок со словами. Догадайтесь, какие слова я задумал. Первое слово -... орова, второе слово – ды…. Что же это за слово, подскажите мне дети? – корова, дым
- Что же прозвучало не так?
- Чего не хватает в моём слове?
Воспитатель: Молодцы! Отлично поиграли.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, Вы большие молодцы! Вам понравилось занятие? А какая игры Вам понравилась больше всего? Что мы с Вами сегодня вспомнили?
Замечательно, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию по теме: «Весна» в подготовительной группе группе.
Конспект занятия можно использовать с детьми старших и подготовительных групп...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Космос" в подготовительной группе
Данный конспект разработан для открытого занятия по познавательному развитию....
Конспект открытого занятия с приглашенным гостем по познавательному развитию по теме «Танкист» в подготовительной группе
Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией «танкист».Задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей о профе...
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: "Космос" в подготовительной группе.
Цель: Расширять знания детей о космосе, о планете Земля. Задачи: Рассказать о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания детей о Солнечной системе, космических объектах, созвез...
Конспект ОД по познавательному развитию на тему Космос в подготовительной группе.
Материал по проведению ОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Космос"....
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Насекомые» в старшей группе.
Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Насекомые» в старшей группе.Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Задачи: Образовательные:1. Ра...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Насекомые» в младшей группе
Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые" в младшей группе. На занятии мы расширяем представления детей об особенностях внешнего вида, питания и о местах оби...