Картотека игр по развитию грамматического строя речи дрошкольников
картотека по развитию речи (старшая группа)
Игры на развитие грамматического строя речи дошкольников будут полезны как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей дошкольников в целях общего развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gsr_kartoteka.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
НАЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПОСЧИТАЙ
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча, пять мячей.
Одна кукла, две куклы, пять кукол.
Одно облако, два облака, пять облаков.
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?
Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.
Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.
Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.
Шарф (чей?) — мамин,
Шляпка (чья?) — бабушкина,
Поднос (чей?) - дедушкин,
Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО
Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
*** ***
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,
Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –
Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)
*** ***
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)
Я выслал две пары
Отличных … (калош)
*** ***
Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?
Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ
Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.
Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.
Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРЯТКИ
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ
ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).
Организация. Воспитатель обращается к детям:
- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).
- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.
-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?
- Хочу.
- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).
- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?
И так далее.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КТО ГДЕ ЖИВЁТ?
Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Лиса живёт в норе.
Медведь зимует в… .
Волк живёт в … .
Белка живёт в … .
Ёжик живёт в … .
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки … .
Нет (кого?) – нет лебедей, уток … .
ИСПРАВЬ ОШИБКУ
Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.
Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.
На столе лежит много карандашов.
Карлсон съел много конфетов.
Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.
Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИЗМЕНИ СЛОВО
Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.
Изменить слово «окно» в контексте предложения.
В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?
Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).
Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.
После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.
- Я буду летчиком, летать на самолетах.
- Я буду врачом, лечить детей.
- Я буду учить детей, учительницей работать.
Воспитатель следит за правильным построением предложений.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи
В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы....
Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")
КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамма...
Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.
Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...
Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников
Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников...
Картотека игр для развития грамматического строя речи
Картотека игр для развития грамматического строя речи...
Картотека игр на развитие грамматического строя речи
Картотека игр на развитие грамматического сторя речи...
Картотека игр на развитие грамматического строя речи
картотека игр...