Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников
картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сайфетдинова Татьяна Юрьевна

Картотека игр по развитию грамматического строя речи дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

«Приготовим   сок» (от 4 лет)

Из  яблок  сок  … (яблочный);

Из  груш  … (грушевый);

Из  слив  … (сливовый);

Из  вишни  … (вишневый);

Из  моркови? Лимона? Апельсина?

Справились???

А  теперь  наоборот: апельсиновый  сок из чего?

«Чьи  эти  вещи?» (от 4 лет)

Научить  различать  принадлежность  вещей  для      взрослых  и  детей. Взрослый  показывает  предмет задает  вопросы, а  ребенок  старается  дать  правильный  ответ. Взрослому  нужно  узнать,  чьи  эти  вещи:  мамины, папины, дедушкины, бабушкины, Колины, Машины  и  т.д. Например: «Чьи  это  очки?» - бабушкины;  «Чье  это  платье?» - мамино  и  т.д.

« Один  и  много» (от 4 лет)

Взрослый  называет  один  предмет – а  ребенок  много.

Перечислять   можно  разные  предметы, в  зависимости  от  того, где  Вы  сейчас  находитесь: на  кухне  или  в  детской  комнате. Например:

Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол -  столы;

Мяч – мячи, карандаш – карандаши, кубик – кубики;

«Чего  не  стало?» (от 4 лет)

Взрослый  выкладывает  перед    ребенком  несколько  различных  предметов (можно  игрушки) – 4 – 7 штук. Затем  просит  ребенка  запомнить  все  предметы  и  отвернуться, а  сам  в  это  время  убирает  один  любой  предмет. Ребенку  предлагается  посмотреть  внимательно  и  назвать,  чего  не  стало. Обязательно  нужно  обращать  внимание  на  окончания  в  словах.

«Упрямые  слова» (от 5 лет)

Расскажите  ребенку, что  есть  на  свете  «упрямые»  слова, которые  никогда  не  изменяются  (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). Например: «Я  надеваю  пальто. На  вешалке  висит  пальто. У  Маши  красивое  пальто. Я  гуляю  в  пальто. Сегодня  тепло  и  все  надели  пальто  и  т.п.» Задавайте  вопросы  ребенку  и  следите, чтобы  он  не  изменял  слова  в   предложениях-ответах.

«Волшебные  очки» (от 3 лет)

«Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным  (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги, красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и  прочие.

«Я  внимательный» (от 4 лет)

Будем  называть  предметы  (дома  или  на  улице), которые  видим, а  еще  обязательно  укажем – какие  они. Например: Вот  стол. Он  деревянный. Вот  кошка – она  пушистая. Вот окно – оно  большое. Вот  забор – он  красный. Вот  солнце – оно  желтое.

Игра «Порядок слов» (от 6 лет)

Цели:

развитие навыков составления рассказа по опорным словосочетаниям;

развитие навыков последовательного изложения текста;

развитие слухо-речевой памяти.

Описание:

Взрослый читает серию словосочетаний.  При необходимости зарисовывает пиктограммы  по каждому словосочетанию совместно с ребенком.

Затем ребенок составляет рассказ, соблюдая последовательность словосочетаний.

Морозное утро,  порывистый ветер,   крутая горка, заснеженный парк,  замёрзшая река, радостная детвора, хрустящая корочка.

Солнечный день, мартовский праздник,  веселые гости, цветочные букеты,  сердечные поздравления, кремовый торт.

Игра «Что такое хорошо», и что такое «плохо»

Цель игры: употреблять в речи прилагательные «добрый», «злой», «грустный», «веселый», наречия «хорошо», «плохо»; образовывать наречия от прилагательных.

 Воспитывать доброе отношение к людям и животным.

Оборудование: сюжетные картинки

Ход игры: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетные картинки и предлагает определить, как в определенной ситуации, поступают дети. Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы.

Игра «Ваня болеет»

Цель игры: употреблять в речи имена существительные множественного числа в родительном падеже; составлять предложения с однородными членами; употреблять наречие «много»; отвечать на вопрос «почему?».

Заботиться о других, сопереживать больному

Оборудование: сюжетная картинка

Ход игры: воспитатель вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, рассказывает, что Ваня заболел. Родители и друзья заботятся о нем. Мама принесла много подушек. Папа принес …и т.д.

Воспитатель предлагает ребенку рассказать, чего (кого?) много  у Вани?

Игра «Мамин праздник»

Цель игры: учить  детей образовывать глаголы с помощью суффиксов; игра также способствует развитию зрительного внимания.

Воспитывать любовь к самому близкому человеку – к маме.

Оборудование: сюжетная картинка

Ход игры: рассматривая сюжетную картинку, воспитатель предлагает ребенку закончить начатую фразу: «Ваня на барабане … (барабанит) и т.д..

Далее воспитатель предлагает найти на картинке маму каждого изображенного ребенка.

Упражнение «Подарок маме»

Цели: пополнение словарного запаса существительными. Обучение детей узнаванию предметов по словарному описанию. Работа над слоговой структурой слова (отстукивание ударного слога в словах).

Воспитывать любовь к маме, вызвать желание сделать маме подарок.

Оборудование: предметные картинки (цветы, конфеты, платок, духи и т.п.)

Ход игры: воспитатель раскладывает перед детьми предметные картинки, предлагает выбрать одну или несколько. Ребенок составляет простое предложение сам или с помощью воспитателя: «Я подарю маме …(платок) и т.д..

Игра «Что делает мама»

Цели: формирование умения отвечать на вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развитие диалогической речи. Развитие зрительного внимания.

Воспитывать у детей желание помогать маме (взрослым).

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игры: рассматривая сюжетные картинки, воспитатель предлагает ребенку рассказать, что делает мама. Ребенок составляет простые предложения: «Мама готовит обед» и т.д..

Игра «Помощница»

Цели: подбирать глаголы к существительным; учить согласовывать существительные с прилагательными.

Воспитывать уважение к труду, желание помогать взрослым.

Оборудование: сюжетные картинки

 

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку посмотреть на картинки и рассказать, как Маня помогает взрослым.

Далее воспитатель просит рассказать ребенка о том, как он помогает взрослым.

Игра «Семейный портрет»

Цели: употреблять в речи существительные в винительном падеже; различать свое имя и имена членов своей семьи.

Воспитывать у детей любовь к самым близким людям.

Оборудование: сюжетная картинка или семейная фотография.

Ход игры: предложить ребенку посмотреть на семейную фотографию и назвать каждого члена семьи по имени. Потом воспитатель предлагает ребенку рассказать кто кого любит, кто чем занимается.

Лото «Один – много»

Цели: формирование грамматического строя речи, различение и употребление единственного множественного числа имен существительных женского рода в именительном падеже. Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы».

Формировать эмоционально-положительное отношение к  домашним птицам.

Оборудование: предметные картинки  с изображением  домашних птиц.

Ход игры: вначале воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одной домашней птицы. Ребенок составляет простое предложение: «Одна утка»… и.т.д..

Затем воспитатель выкладывает картинки, где изображено много домашних птиц. Ребенок составляет предложение: «Много уток» и т.д..

Лото «Один и два»

Цели. Расширение словаря: числительные один и два. Формирование грамматического стоя речи, различение существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы»

Формировать эмоционально-положительное отношение к домашним птицам.

Оборудование: предметные картинки с изображением домашних птиц.

Ход игры: вначале игры воспитатель выкладывает предметные картинки с изображением одной птицы и обращает на это внимание детей. Дети повторяют за воспитателем: «Один петух. Одна утка» и т.д..

Затем выкладываются картинки с изображением двух птиц. Воспитатель предлагает сказать детям, сколько птиц на картинке.

Упражнение «Что делают?»

Цели: Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения, а также вопросов к этим глаголам: что делает? что делают? Развитие зрительного внимания.

Актуализация словаря по теме «Дикие птицы»

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к диким птицам.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением диких птиц.

Ход игры: дети вместе с воспитателем рассматривают сюжетные картинки из жизни диких птиц и составляют простые предложения, используя глаголы изъявительного наклонения.

Игра «Мама, папа и я»

Цели: познакомить детей с домашними и дикими животными, средой их обитания, учить находить одинаковых животных и объединять их семьи.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к животному миру.

Оборудование: дидактическая игра «Мама, папа и я»

Ход игры: воспитатель выбирает одну карточку с изображением детеныша и вместе с ребенком находит изображения мамы и папы этого детеныша. В процессе игры воспитатель неоднократно напоминает названия животных, рассказывает, где они живут и чем питаются.

Далее собираются карточки других семей.

Игра «Расскажи про детский сад»

Цели: учить детей составлять простые предложения с использованием 2-3 слов. Учить   согласовывать существительные с прилагательными. Отвечать на вопросы.

Формировать положительное отношение детей к детскому саду, другим детям, персоналу.

Оборудование: дидактическая игра «Расскажи про детский сад».

Ход игры: воспитатель предлагает к рассмотрению детей сюжетные картинки из жизни детей в детском саду: «Дети умываются», «Дети на прогулке» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Креативные приемы развития грамматического строя речи дошкольников"

В данной консультации воспитатели познакомятся с инновационными методами развития грамматического строя речи дошкольников,которые могут быть использованы при организации занятий в ДОУ....

Картотека дидактических игр для развития грамматического строя речи дошкольников

Грамматический строй – совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).Работа по формированию  г...

Использование приёмов словоизменения в коррекции и развитии грамматического строя речи дошкольников

Хроническая школьная неуспеваемость – наиболее острая проблема детей младшего школьного возраста. Трудности усвоения различных школьных предметов являются основной причиной неуспеваемости, школь...

Картотека игр для развития грамматического строя речи

Картотека игр для развития грамматического строя речи...

Картотека игр по развитию грамматического строя речи дрошкольников

Игры на развитие грамматического строя речи дошкольников будут полезны как для воспитателей дошкольных учреждений, так и для родителей дошкольников в целях общего развития речи....

Картотека игр на развитие грамматического строя речи

Картотека игр на развитие грамматического сторя речи...